МУЗЫКА
ш
26
февраля 1917 года пятеро белых музы кантов из Нового О р-
леана записали в нью-йоркской студии фирмы „V ictor" первую
дж азовую грам пластинку. Зн ачен и е этого собы тия в истории
дж аза очень велико. Д о выхода в свет этой пластинки дж аз был
малозаметным в общ ем музыкальном процессе ответвлением му-
зыкального фольклора, круг его исполнителей и слуш ателей был
достаточно ограничен. Причин тому нем ало — дж аз ф орм иро-
вался в среде афроам ериканцев (расовая дискрим инация в Аме-
рике тех лет имела ж есткие ф ормы ), он был исклю чительно уст-
ной культурой, и за пределами города его слы ш али крайне ред-
ко. За несколько недель, прош едш их после выхода пластинки
(7 м арта), дж аз ош еломил всю А мерику, а пятеро белы х музы -
кантов стали знам енитостям и. О ни назвали свой оркестр „O rigi-
nal Dixieland Ja ss Band" (сейчас принято употреблять другое на-
писание — „jazz"). Н едаром известность дж азу принесла пла-
стинка белых музы кантов: кроме причин расовых, сущ ествова-
ла и иная — зачастую чернокож ие исполнители отказы вались
записы вать то, что вы раж ало их самы е глубокие и личны е чувст-
ва''.
Д ля белых американцев одним из аргум ентов в пользу акти в-
ного участия в дж азе стала его конкурентоспособность. С пустя
всего ш есть лет после появления первой пластинки начинается
взлет популярности дж аза, поддерж иваемы й стремительны м ро-
стом индустрии грамзаписи (к 1921 году общ ий тираж вы пускае-
мых в Америке пластинок составил около 100 миллионов). В 1923
году истек срок действия патентов на звукозапись, кончился ди к-
тат их владельцев — компаний „V ictor" и „C olum bia", и как гри-
бы стали расти новые фирмы, в свою очередь повыш ая спрос на
музыкантов, играющих самую популярную музы ку. С 1922 года
начали вы пускаться так назы ваем ы е „race records", содерж ав-
шие образцы раннего хот-дж аза.
Звукозапись обеспечила дж азу и аудиторию , и сами исполни-
тельские кадры: все дж азмены — талантливы е, гениальны е, иг-
рающие только для себя и друзей — учились дж азу по записям.
Сегодня во многих учебны х заведен и ях дж аз преподается как
учебная дисци плина, но у первы х его и сп олн и телей не бы ло
'учителей, а если бы они и были — вряд ли будущ ие великие д ж аз-
мены, выходцы из бедных семей, смогли бы найти деньги, чтобы
платить за обучение. Ф онограф ж е к 1920-м годам стал в а мери -
“ „По записям, сделанным до 1923 года, трудно судить, слушаем ли мы
музыку господствующего направления или же это случайный, нетипичный
пример. Многие из новоорлеанских пионеров джаза вообще не записыва-
лись на пластинки". —
Дж .Я . Коллиер.
Становление джаза. Популяр-
ный исторический очерк. М.
. „Радуга". 1984. с. 63.
канских домах явлением привычным. Звукозапись оказалась на-
стоящ ей ш колой спонтанного исполнительства, поскольку обу-
чала на слух слож нейш ем у музы кальному язы ку, требовавш ем у
одновременно и умения свободно им провизировать, и подчинять-
ся строгой дисциплине: дж аз, напомним, является формой кол-
лективной импровизации! И з-за постоянного спроса на эту му-
зы ку фирмы записы вали „разны й" дж аз — вы работанны х и уза-
коненных раз и навсегда стандартов-критериев исполнения (какл
допустим, в классике) не было. Вот где коммерческое начало сыг-
рало полож ительную роль — продавалось все, что имело ауди-
торию . и. значит, следую щ ее поколение могло сам остоятельно
вы бирать себе „образец" по душ е. Т акая форма дистанцирован-
ности от м атериала давала возм ож ность свободного выбора (а
ведь в других формах устной традиции, такж е связанны х с им-
провизациоиностью , такого выбора у ученика нет). Кроме того,
стили в дж азе сменяю тся очень бы стро, и дело не только в том.
что в XX веке все исторические процессы, по сравнению с пре-
дыдущ ими эпохам и, ускорены , но. конечно ж е, и в самой воз-
мож ности утверж дать среди массовой аудитории одни формы,
чтобы тут ж е сменить их на другие. „В 1927 году всем казалось
очевидным, что музы ка О ливера и М ортона не зн ает себе рав-
ных и вот-вот покорит весь мир. А уж е в 1929 году новоорлеан-
ский стиль угасал и в дж азе начиналась эра биг-бэндов, ранее
почти незам етны х. В 1945 году опять-таки не было и тени сомне-
ния в том. что будущ ее дж аза принадлеж ит „симф оническим"
композициям, черпаю щ им материал в европейской музыке. Но в
1947 году стиль биг-бэнда приказал долго ж ить, а пришедший
ему на смену боп см етал все на своем пути. Спустя десять лет
боп находился ещ е на подъеме и считалось, что лю бое новое на-
правление дж аза будет лиш ь его модификацией. Но в 1960 году
свободный дж аз застави л боп посторониться, и в 1965 году буду-
щ ее дж аза уж е связы вали с именами Колтрейна. Коулмена, Шеп-
па. Т ейлора и их едином ы ш ленников. Н о вот в конце 60-х го-
д о в .
..'". И здесь мы прервем цитату — ведь история дж аза пи-
ш ется еж едневно. О н эволю ционирует на протяж ении XX века
из сф еры так назы ваем ой популярной музы ки в сф еру акаде-
мическую . создавая все более и более изощ ренны е формы языка
общ ения. Сегодня он гораздо ближ е к „классике", чем сто лет
назад, изм енилась его аудитория, изменилось его полож ение в
единой структуре мира музы ки. О днако, какова бы ни бы ла даль-
нейш ая судьба дж аза, одно несомненно — заслуги звукозаписи
в его развитии и становлении переоценить невозм ож но.
------------------------------------ О 7
7
Там же. с. 349.
тел.: +7 095 256-5091 факс: +7 095 259-2742
hll|>://www.rgs о в
и
il.
г
и
/
E-mail:
р
и
Ы i
г @
г g s о и
п
<1
. г
и
Russian Game
«Я
немогу
назвать
ни
одного
компонент на современном рынке
аудиоаппаратуры
класса
High
End,
характеристики
которого
настолько
полно соответствовали бы цене, как у
CREEK 4240. Компания CREEK смогла
довести до совершенства
высокие
частоты, в то время как басы остаются
насыщенными и естественными. Если
этот усилитель работает' в паре с
хорошей акустической системой, он
вполне може! служить новым,-эталоном
в данной цервой категории^»
-Stereophile» октябрь’97
С
? Щ
)
AUDIO LIMITED
Новый эталон в своей ценовой категории из Англии
предыдущая страница 96 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 98 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст