О
МУЗЫКА
Д Ж
А З ,
К Л А С С И К А
И
З В У К О З А П И С Ь
Евгений Ш аш еро, А лександра К оровина
И дж аз, относящ ийся к современной неакадем ической музы -
ке. и академ ическая музы кальная культура, назы ваем ая обычно
„классикой", при всех их очевидных различиях обладаю т одним
общим свойством — они выходят за рамки определенного гео-
графического ареала и интернациональны по своем у значению .
А кадемическая музыка ф орм ировалась в течение многих столе-
тий. вбирая национальные различия музы кального язы ка десят-
ков народов Европы, после обратилась к Востоку и продолж ает
осваивать все новые и новые области. И стория дж аза намного
короче, этот своеобразнейш ий вид музы кальной культуры „ро-
дом" из XX века. О днако, начав свое развитие, как и академ иче-
ская музыка, от фольклорны х истоков, он перерос рамки чисто
фольклорного (аф роам ериканского) явления и стал, в отличие
от м нож ества культур, такж е основанны х на импровизации (та-
ких как para, макам, ф лам енко), мировой культурой.
Что ж е обеспечило подобное s ta tu s quo двух столь различны х
музыкальных культур? Как нам п редставляется, это наличие му-
зы кальной письменности. Причем если для академ ической му-
зыки таковой стала нотопись, систем а ф иксирования на бум а-
ге символов-нот, то для дж аза эту роль сы грала звукозапись.
Мы попробуем показать, что если бы не бы ло звукозап и си , то
дж аз не смог бы состояться как м ировая м узы кальная культу-
р а*
1 *
.
Итак, „классика" и звукозапись. Конечно, нам теперь о стает-
ся только пож алеть, что мы никогда (во всяком случае, до изо-
бретения машины времени) не смож ем лично услы ш ать игру П а-
ганини и Ш опена, Л иста и Антона Рубинш тейна, побывать, хотя
бы заочно, на симфонических концертах под управлением Б ер-
лиоза и Вагнера. Однако отсутствие звукозаписи никоим обра-
зом не повлияло, разум еется, на само развитие музыки на протя-
ж ении двух тысячелетий. Х удож ественное взаим одействие ака-
дем ической музыки и зву ко зап и си как культурн ого явлен и я
начинается лиш ь в середине XX века-. В начале ж е звукозапись
была второстепенным участником развития музыки. О на пропа-
гандировала отдельны е произведения музы кального искусства
и делала уж е популярное еще более известны м. Н апомним, что.
благодаря развитию оркестров и расш ирению аудитории в тече-
ние всего XIX века, постепенно сф орм ировался круг наиболее
часто исполняемых произведений классической музы ки, так на-
зываемых „ш лягеров“ (слово из ж аргона австрийских торговцев,
обозначавш ее хорош о идущий товар). Их-то в первую очередь и
стали записы вать граммофонные фирмы. Записы валось то. что
хорошо раскупалось, что приносило наибольш ий доход, что мог-
ло оправдать достаточно вы сокие расходы производителей. С е-
годня, спустя почти 100 л ет со дня рож дения звукозаписи, ее про-
светительская роль стала ш ире: благодаря звукозаписи мы от-
крываем для себя новую музыку, в этом ряду — и старая евро-
пейская музыка (аутентичное исполнение возвращ ает в культур-
ный обиход забы ты е сочинения), и этническая музы ка, и новые
композиторские и исполнительские имена. А рхивная роль зву -
козаписи столь очевидна, что мы не будем останавли ваться на
ней. Еще один аспект значения звукозаписи — это актуальность
ее для обучения исполнителей. Здесь академ ическая традиция
1
Отметим, что прежде всего в неакадемической музыке XX века (и джазе
в первую очередь) звукозапись стала претендовать на роль самостоятель-
ного вида искусства.
Об
этом см. в статье „Глен Гульд — пророк .
.электронной культуры" в
„АМ" № 6 (1 7 )9 7 ,с.7 4 -7 6 .
вы сказы вается, как правило, столь ж е „против", сколько и „за".
Навыки работы с нотным текстом сочинения — если хотите, об-
щ ение с самим автором — в рам ках этой тради ции гораздо в а ж -
н ее. чем ф ак т р еал ьн о го зн ак о м ст в а с одной из возм ож н ы х
ф орм в оп лощ ен и я авто р ско го тек с та (и н т ер п р етац и ей ).
В отличие от академ ической музы ки, дж аз как худож ествен-
ное целое появился на свет не до, а после изобретения звукоза-
писи (и, конечно ж е. нотоп и си ). В какой-то м ере его м ож но
с чи тать явлен и ем , находящ им ся в явном противоречии с тем
принципом, который реализовы вала и нотная партитура, и зву-
козапись (заф и кси ровать нечто и обеспечить возм ож ность по-
в то р ят ь его вновь и вн овь). И ск у сств о и м п р есси о н и сто в не
случайно возникло вм есте с развитием фотографии — та взяла
на себя функцию точной и предельно объективной фиксации ви-
димого мира. Д ля музы ки подобной — „акустической" — фото-
графией стала звукозапись, что. в свою очередь, усилило инте-
рес к спонтанны м формам м узицирования — сюда равным обра-
зом относятся и дж аз, и — позж е — алеаторическая музы ка, и
многое другое, вплоть до хэппенингов.
П очему ж е дж аз „вы брал" именно звукозапись? О твет очеви-
ден: нотная запись „противопоказана" дж азу; его мелодический,
гармонический, ритм ический язы к противится ж елезной дисци-
плине линейной нотации. И м провизация, составляю щ ая главную
его композиционную особенность, не м ож ет быть заф иксирова-
на в партитуре, ибо партитура имеет начало и конец, а импрови-
зация — только начало. И то. что сы грает сейчас дж азм ен, будет
сыграно в первый и единственны й р аз3 *
.
Ближ айш ий предш ественник дж аза, рэгтайм, в общ ем-то, ук-
лады вался в нотные рамки: более того, он имел шумный ф инан-
совый успех — к 1909 году тираж „Кленового л и ста“ 1
достиг по-
лумиллиона! Рэгтайм , ставш ий основой коммерческого направ-
л ен и я м узы ки С оединенны х Ш татов, подготовил появление и
(что сам ое главное!) восприятие дж аза ш ирокой публикой, при-
учив ее к особому ритм ическом у язы ку (ведь в начале развития
д ж аза публика реагировала преж де всего на его ритм ическое
своеобразие). В ы даю щ иеся м узы канты , сочинявш ие рэгтаймы .
— Д ж оплин. Терпин — записы вали их на .
.player rolls", перфо-
рированны е ленты , которы е затем проигры вались на м еханиче-
ских инструм ентах. И будущ ие дж азм ены (среди них — Дю к Э л-
лингтон ) учились техни ке владения ф ортепьяно по этим запи-
сям 5.
Ещ е один ф акт: популярность блю за как ж анра (а блю зу суж -
дено бы ло стать ядром д ж а за) началась с блю зов У.-К. Хэнди
..M em phis B lues“ (1912) и. особенно, .
.S t. Louis B lues" (1914):
тема последнего и доныне является одним из наиболее извест-
ных дж азовы х стандартов. — но сам а история дж аза началась
не с этих блю зов (изданны х в нотах!), а с первой дж азовой пла-
стинки.
' Конечно, существуют йотированные издания образцов искусства выдаю-
щихся мастеров джаза, и они играют свою положительную роль в обуче-
нии. в исследовательской работе и т. д. Но каждый, кто занимался пере-
несением на нотную бумагу музыки такого рода (включая и фольклор),
знает, как это трудно и насколько нотная запись по самой своей природе
не приспособлена для этого.
1
Самый известный рэгтайм Джоплина.
Возрождение рэгтайма в 1970-х началось с выпуска трех пластинок с
записями джоплнновских регтаймои. и запись сочинения Джоплина „Ар-
тист эстрады" в 1974 году стала самой массовой пластинкой года.
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 95 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 97 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст