Ответ на письмо — это всегда мы сленны й диалог с читателем.
Больш ая эрудиция, умудренность опытом, ю нош еская увлечен-
ность, наконец, весьма непосредственный тон вы сказы вания на-
водят на мысль, что Вы — настоящ ий почитатель м узы ки, много
слуш аю щ ий и разм ы ш ляю щ ий.
В связи с подняты ми ж урналом вопросами исторического х а-
рактера и в продолжение избранной Вами тем ы , я попробую на-
метить ш трихами изменчивую и многоликую роль тембра в исто-
рии музы ки.
„...П ослуш айте, — пишете Вы. — лю бимовскую интерпретацию
„Битвы “ Бёрда.
.. на рояле такое сыграть невозможно!" Кто ж е бу-
дет спорить с тем, что на рояле нельзя сы грать „Битву“ Бёрда,
предназначенную для клавесина.
.. У каж дого времени свои инст-
румент, своя система худож ественных ценностей, свои формы и
ж анры , в каждую эпоху существуют свои формы общ ения слуш а-
теля с м узы кой. Д ля эпохи барокко (первой инструм ентальной
эпохи после господства вокально-хоровой м узы ки) характерно
признание ценности тембрового начала, сущ ествующ его в нераз-
рывном единстве с конструкцией и м узы кальной идеей сочине-
ния.
А нглийские вердж иналисты и ф ран ц узски е клавеси ннсты в
своих пьесах, связанны х с ближ ним миром — миром реальны х,
весьма непритязательны х человеческих характеров, локальны х
зарисовок природы, — наш ли идеальное соотнош ение м узы каль-
ной идеи и ее материального звукового воплощ ения.
Прихотливость ритмического рисунка, богатство м узы кальной
орнаментики, тонкая мотивная разработка мелодической интона-
ции — все это в целом создает в барочных пьесах ситуацию искус-
ного детализированного ш триха, „картины “, увиденной, подчерк-
нем, с близкого расстояния1.
Великий Бах писал свои сочинения тож е для клавесина, одна-
ко если пьесы Бёрда и Куперена звучат на фортепьяно несколько
неполноценно, то, наоборот, многое из клавнрного творчества Б а-
ха может быть исполнено (и успеш но исполняется) на инструмен-
те другой эпохи
рояле
- без каких-либо сущ ественных потерь
смыслового и эмоционального плана. Более того, „отрыв“ бахов-
ских сочинении от клавесинного звучания обнаж ает гениальную
логику и стройность конструкции. Свое „М узыкальное принош е-
ние“ он написал вообще без указан ия конкретного инструмента
(тембра!) исполнения, но не для того, чтобы предоставить полную
свободу выбора тембра (что было характерно для предыдущ ей му-
зы кальной эпохи), а по иной причине: в его творчестве впервые
логика разверты вания композиции „отстранилась“ от своего м а-
териального носителя — тембра инструмента.
И так, постепенно уходила в прош лое тради ция м ногоклавнр-
ны х концертов (о чем Вы пиш ете с неподдельным сож алением),
стал исчезать клавесин, а на смену ему пришел рояль. И согласи-
тесь, если сыграть Бёрда на рояле невозможно, то так ж е трудно
представить себе исполнение на клавесине сонаты Бетховена, нок-
тюрна Ш опена или любой из пьес Ш умана.
..
Моцарт писал сонаты для клавесина, им ея в виду его техничес-
кие возможности и ориентируясь на специф ику звучания его ре-
гистров-. По гениальность моцартовского исторического предслы-
ш ания такова, что при исполнении его сонат на рояле (их „пере-
инструментовке“) откры вается другой, неведомый современникам
композитора поэтический мир настроений и состояний душ и, пла-
стика и напряж енность звучания, непредсказуемость событий и
я р к а я театр ал ьн о сть х у дож ествен н ы х образов, р еал и зу ем ы х
именно благодаря возмож ностям фортепианного звучания.
Все в м узы ке претворяется через тембр (голос и инструмент),
однако функции тембра как элемента м узы кальной системы (а не
как участника оркестра или хора) меняю тся в разные худож ест-
венные эпохи. Тембр — это не только краска, носитель чувствен-
ного начала, или даж е не столько к р аск а, сколько сильнейш ее
средство разделен и я, противоп оставлен и я и у п о ряд очи ван и я
внутреннего процесса м узы кального произведения, средство вы-
1
Замечательной музыке этого периода особенно повезло в XX веке, так как
благодаря аудноиндустрнн (и технике высокого класса, и качественным но-
сителям) она получила наиболее достоверное воспроизведение. Аутентично
не только звучание инструментов, но и сами условия ее бытования.
- Физические усилия при игре на клавесине по сравнению с игрой на рояле
намного меньше, — сравните печатание на пишущей машинке и набор на
клавиатуре компьютера.
МАГАЗИН
Hi-Fi
АУДИО
Литейный, 30
li-Fi, High End КОМПОНЕНТЫ
classa P ^ [ JT£GRATEt
Аудио
МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 92 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 94 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст