C D
М У З Ы К А
со своим „характером“ и непременно самодостаточно красивый. При
этом они не теряются и в общем прозрачном хоре, даром что могут
звучать удивительно слитно. Переход от контрапунктической. .
.об-
лигатной" гомофонии к гомофонии XIX века сказался и на тембре:
изысканный букет регистров сменяется массированным „оркестраль-
ным" звучанием (или просто „кашей“, в акустических терминах), по-
добно тому как ансамбль солистов сменяется солирующим ансамб-
лем. Эта зараза ценилианства захватила даже органную Кремону, си-
речь Германию. и карлик Валькер попрал гиганта Зильбермана, фран-
цузы же вообще, позабыв заветы Куперенов и де Грнньи, преврати-
ли дивный некогда инструмент в большую фисгармонию с мутным
звуком, лишенным атаки. Москвичи, кстати, имеют возможность
сравнить такое чудовище е почти настоящим барочным немецким ин-
струментом (имеющим даже 01оекеп5р|е1), побывав в двух залах Кон-
серватории — большом и малом. Романтический инструмент, кажет-
ся, имеет всего две-три краски, притом одинаково грязные: какое-то
рго(шк1о. вПлпаФ, да еще изредка неопределенный голосок для соло.
Получается, что такой монстр с сотней регистров обладает куда мень-
шими возможностями, чем двухмануальный шестнадцатифутовик с
дюжнной-другой голосов. — каждый заметит, что второй несравнен-
но „цветнее“. Интересно, что композиторы-романтики полноценно
звучат на органах ХУП-ХУШ веков, а вот обратны!! случай весьма
критичен. Из чего вовсе не следует, что все романтические инстру-
менты следует поломать, как в свое время поступали романтики. —
это тоже памятник эпохи, пусть и своеобразный Кстати, лучшие со-
временные инструменты во многом строятся по рецептам трехсот-
летней давности, и это, опять же. имеет свою параллель: в современ-
ной музыке ясно чувствуется возрождение принципов барочной со-
норности (повышение роли отдельного инструмента, классическая
концертность как перекличка групп и т. п.).
Все это очень показательно, так как трудно представить себе, что-
бы в музыке XIX века одновременно шли два разнонаправленных про-
цесса — к общности и дифференцированности Так в каком же веке
тембр больше „спит“? По аппаратуре-то судить нельзя: из того, что
ей труднее воспроизвести романтический массив, еще не следует,
что он непременно богаче — он просто „больше", а это не одно и то
же.
.. Чтобы избежать недоразумений между нами, замечу, впрочем.
что термин „дифференцированность" не имеет однозначной связи с
понятием „цветность", которая и понимается в разное время по-раз-
ному. не надо лишь принижать усилия старых мастеров — не они
„спали“ со своими тембрами, а мы спим, сидя в концерте, на котором
бодренькую утреннюю зарядку нам выдают за подлинную старинную
музыку. Тембральное богатство барокко опиралось не только на об-
ширнейший инструментарий, но и на разнообразие приемов звуко-
извлечения; в частности, струнники владели такой глубокой фили-
ровкой звука, какая и не снилась расхожим виртуозам XIX века (ма-
ло кто знает, что в прошлом веке инструменты старых итальянских
мастеров ценились прежде всего за.
.. громкость!), и все это вкупе с
разнообразием и прозрачностью тембров создавало настоящий культ
любования звуком каждого инструмента (не путать с аудиофилией!).
Как неполную иллюстрацию из доступных записей могу рекомендо-
вать грампластинку Академии старинной музыки (Гринденко — Лю-
бимов — Богданов, „Мелодия" СЮ 25831 002). Можно послушать и
последний аналоговый привете Альбиона: „Lequattro stagioni" с Тре-
вором Пинноком в прекрасной записи Хольшиайдера и Плебша
(„Archiv Produktion“ — „Polydor" — „Phonogram International“ —
„RTß" 240044): эта запись есть и на CD. и если она хотя бы вполови-
ну так же хороша, как и на LP. то может послужить прекрасным вве-
дением в тему. Из подобных записей хорошо видно (слышно), что
уже и 300. и 400 лет тому назад музыканты прекрасно владели всем
комплексом приемов Пендерецкого и Шнитке.
Да. действительно, импровизационная свобода барокко (как в джа-
зе) допускала не только многообразие трактовок записанной партии,
но и замену инструментов, что видно хотя бы на примере Баха. Но
делалось это обычно не по нужде или ad libitum, а именно в поисках
тембра, и это именно свобода, а не анархия или безразличие.
Из всего сказанного трудно понять, что я вам. в сущности, благо-
дарен за ваши „неправильные" мысли, но это так: сперва я тщатель-
но прочел весь журнал, а потом, влекомый музыкальным зудом, жад-
но прослушал обе свои записи Фантастической (кстати, довольно за-
урядные) и. клянусь, услышал много нового! Так что пишите о музы-
ке больше, еще больше, а и за это обещаю поменьше спорить с вами
и не изводить вас подобными эпистолами.
Р. Кунаф ин, М осква
М ы
п р е в р а щ а е м к и н о
в р е а л ь н о с т ь !
Московский офис: Москва, Денежный пер 11
тел. (095) 241-7000, 241-5077
E-mail; athifi@dol.ru
Комната прослушивания, консультации
специалистов.
Балтийские офисы: Рига, Дзирнаву 87/89,
тел.-370-7-285831/284694;
Вильнюс Жвею 28-12,
тел. 370-9-931731/2-623596
Киевский офис:
Киев, б-р Дружбы Народов 13,
тел. (044| 269-2176
Представляем новую
линейку AV ресиверов
T X -SV 3 4 3
T X -SV 4 4 4
T X -SV 5 4 5 R
T X -SV 6 4 6 R
T X -SV 8 28 T H X
T X -D S 7 4 7
T X -D S 8 3 8
T X -D S 9 3 9
Розничных покупателей просим обращаться
в ближайший Центр по продаже аудиоаппаратуры
в Вашем городе или звонить по справочным
телефонам в Москве:
(095) 241-7000, 241-5077
Официальный эксклюзивный дистрибьютор
Sound Dynamics на территории СНГ и стран Балтии.
Приглашаем к сотрудничеству дилеров.
...снимите крышку ресивера ON КУО
Силовые трансформаторы
специальной конструкции с минимальной утечкой магнитного потока.
Конденсаторы с высокой нагрузочной способностью имеют неверо-
ятные резервы. Уникальная схема без отрицательной обратной связи
с инвертирующими выходными каскадами Дарлингтона опускает уро-
вень интермодуляционных искажений ниже порога слышимости.Вы-
ходные каскады на дискретных элементах с подобранными вручную
резисторами и транзисторами. Массивные теплоотводы, которые
можно найти только в самых экзотических усилителях.
DSP-процессор, созданный ONKYO и Motorola
•Ч
......
Все новые ресиверы для домашнего rear- я
а
И
рд содержат процессоры Motorola с про- §
Я
граммным обеспечением 0NKY0. Совместная разра-
В Re Е? |
ботка ONKYO и Motorola обеспечивает преимущество в
скорости обработки данных до 100% по сравнению с конкурирующи-
ми изделиями для домашнего театра.
Вот почему звуковые дорожки кинофильмов и обычных компакт-дис-
ков воспроизводятся ресиверами ONKYO с невероятной глубиной,
эффектом присутствия и степенью воздействия.
предыдущая страница 91 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 93 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст