ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
ком режиме! Подаваемый на его выход сиг-
нал вызывает переходные процессы. Это
означает, что не приходится рассчитывать
на нормальную работу „МагаМг Р68" с
низкоомной реактивной нагрузкой. В опи-
сании аппарата указано, что сопротивле-
ние нагрузки должно быть не менее 8 Ом
на канал. Следует это учесть. Более того,
лучше выбрать АС еще и с минимальной
реактивностью. Данные о реактивности АС
бывает получить достаточно сложно, так
что самый разумный путь — послушать
„МагаМг Р68“ с теми акустическими си-
стемами, которые вы планируете приобре-
сти. Слушать полезно в любом случае, но
данный усилитель особенно чувствителен
к свойствам нагрузки, и велика вероят-
ность, что замена АС очень сильно изме-
нит звучание.
u(t)
Рис. 13. „Опкуо 9211". Форма напряжения на
выходе канала, поглощающего сигнал, при
амплитуде тока 0,7 А
Несколько лучше умеет поглощать ток
от внешнего источника усилитель „Опкуо
9211“. Только на высоких частотах и при
достаточно большой величине тока возни-
кают нелинейные эффекты (см. рис. 13).
Это означает, что реактивность нагрузки
усилителя будет сказываться на звучании
гораздо меньше.
u(t)
Рис. 14. „Опкуо 922". Форма напряжения на
выходе канала, поглощающего сигнал, при
амплитуде тока 1,5 А и частоте 30 кГц
И наконец. „Опкуо 922". Создается впе-
чатление, что в нем отсутствует петля об-
щей обратной связи. Во всяком случае, ток
от внешнего источника никакой реакции в
усилителе не вызывает. При усилении зву-
ковых частот на экране осциллографа чи-
стый синус. Только при повышении часто-
ты сигнала до 30 кГц проявляется неустой-
чивость (см. рис. 14).
Сервис
Самые широкие возможности имеет
трехполосный регулятор в „Опкуо 922"
(см. рис. 15). Можно „поиграть“ самыми
низкими частотами, а можно — участком
около 100 Гц. Удобно, что этот участок
спектра можно обрабатывать отдельно.
Удается получить звук с насыщенными
Рис. 15. „Опкуо 922". АЧХ при различных поло-
жениях ручек регулятора тембра (бас и низкие)
Рис. 16 „Опкуо 9211", АЧХ тонкомпенсатора
(„Loudness") для различных положений
регулятора громкости: ослабление 26 и 40 дБ
низкими и избежать перегрузки громкого-
ворителя басами. Обратите внимание, что
при подъеме регулятором тембра низких
частот не происходит подъема инфраниз-
ких (то есть ниже 25 Гц).
В „Опкуо 9211" предусмотрен даже тон-
компенсатор — „Loudness" (см. рис. 16).
Несколько меньше возможности у „Ма-
rantz Р68": здесь есть только низкие (см.
рис. 17) и высокие частоты.
Рис. 17. „М агаШ г Р68". АЧХ при различных
положениях ручки регулятора тембра (низкие)
Не совсем, правда, понятно, для чего же
продолжают делать в усилителях тонком-
пенсаторы. Говорят, что для компенсации
снижения чувствительности слуха на кра-
ях звукового диапазона при понижении
уровня сигнала. Так ведь слух это учиты-
вает сам. и ощущение тонального баланса
достигается при практически горизонталь-
ной АЧХ в широком диапазоне уровней
сигнала. Кстати, точнее было бы сказать не
„уровень сигнала", а „уровень звукового
давления". Если уж и компенсировать чув-
ствительность слуха, так с учетом звуко-
вого давления, а не положения ручки ре-
гулятора громкости. Ведь звуковое давле-
ние. создаваемое акустическими система-
ми. зависит еще и от их чувствительности
и расположения, а также от уровня сигна-
ла на выходе источника программ. Уровень
выходного сигнала у различных проигры-
вателей компакт-дисков, например, может
отличаться на 10 дБ. В этом смысле трех-
полосный регулятор тембра у „Опкуо 922"
гораздо лучше.
У меня характеристики обычных регуля-
торов тембра вызывают странные ассоциа-
ции. Почему, например, в качестве цен-
тральной частоты взята 1000 Гц? Ну, лад-
но бы 440 Гц — „ля" второй октавы — или
другая какая нота! Но такая ровная и круг-
лая частота, как 1000 Гц. наводит на мысль
о технократическом подходе. Ведь с пози-
ций слухового восприятия выбор данной
частоты не имеет никакого смысла. Забо-
та о слушателе заметна только в „Опкуо
922". С помощью его регуляторов можно
даже немного уменьшить неравномерность
АЧХ по звуковому давлению, создаваемую
помещением прослушивания.
Стоит отметить разное построение ком-
мутаторов входов в усилителях. В обеих
моделях „Опкуо“ используется электрон-
ный коммутатор, который отличается вы-
сокой надежностью. А вот разработчики
„МагаШг" предпочли реле. Надежность ре-
ле гораздо ниже, чем электронных ключей,
но ключи имеют большие шумы и вносят
искажения в сигнал. Интересно, что при
измерениях выявить различия практиче-
ски невозможно, поскольку абсолютные
цифры и в том и в другом случае малы.
Во всех аппаратах предусмотрен режим
ожидания, в котором усилитель принима-
ет сигналы с пульта дистанционного управ-
ления. Предусмотрено также подключение
двух пар акустических систем.
Заключение
Кроме вольт, герц, ампер и прочих деци-
белов есть еще слушатель. Без слушателя
звук теряет смысл: обогревание простран-
ства, и не более того. Слушатель же прив-
носит субъективное начало. Самая боль-
шая сложность как раз и состоит в том. что
одинаковому звучанию слушатели вправе
давать разные оценки. Ну. одному понра-
вилось, а другому нет. И оба правы. Дело
не в различиях слуха у людей, а в различ-
ном восприятии музыки. Это только „Пе-
тя и волк" прозрачен, как стекло: вот одна
мысль (тема), вот — другая. Музыкальное
произведение пропитано эмоциями, ассо-
циациями. которые по полочкам не разло-
жить, метром не измерить. Да и как будет
понимать „Петю и волка" житель Полине-
зии. например, который на своем коралло-
вом рифе волка в жизни не видел?
Какие-то составляющие звучания могут
нравиться, могут не нравиться, а могут и
просто оказаться незамеченными. Сигнал
же существует вполне объективно, его
можно измерять, оценивать, анализиро-
вать.
В этой статье оставлены без внимания
— вполне осознанно — тепловые процес-
сы в элементах, проблемы стабилизации
режимов и многое другое. Во-первых, ни-
кто не обоймет необъятного, а во-вторых,
более детальное исследование усилителя
требует вскрытия. Вот оно и покажет. Но
в следующий раз.
------------------------------О
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 87 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 89 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст