ВИТРИНА
о них уж е забыли. И нерционность и управ-
л я ем о с ть тан ге н ц и а л ьн ы х то н ар м о в —
принципиально противополож ны е свойст-
ва. М алоинерционны й тонарм м ож ет вы-
звать механическое ш унтирование нижних
частот. Увеличение инерции услож няет для
сервосистемы управление перемещ ением
тонарма (отслеж ивание канавки) и способ-
ствует росту нелинейны х искаж ений. Из-
вестны тангенциальны е тонармы, приводи-
мые в движ ение боковым усилием канавки
на иглу. как. например, в нашем настенном
проигрывателе „К аравелла“. Но это вуль-
гарное реш ение недостойно внимания. М е-
ханическое ш унтирование ниж них частот
может проявляться и у радиальных сверх-
легких тонармов (ultra low m a s s — ULM ).
Поэтому для них обязательно требуется го-
ловка с высокой гибкостью подвижной сис-
темы. Такие тонармы весьма чувствитель-
ны к внешним механическим воздействиям
даж е в области средних частот, широкого
применения они не получили.
Из-за того, что возникает угол погреш но-
сти. появляется дополнительная боковая
(скатываю щ ая) сила, действую щ ая на иглу
и направленная к центру диска. Она нару-
шает симметрию взаимодействия „игла —
канавка", а это, в свою очередь, искаж ает
стереопанораму и повыш ает износ одного
края иглы. Д ля устранения этого деф екта
применяются различные компенсаторы (an-
tiskating) — магниты, пружины, гирьки.
Для подавления резонансов (демпфирова-
ния) тонарма применяют различные методы:
статические — основанные на вязком тре-
нии. динамические — демпфирование с по-
мощью настраиваемого механического анти-
резонатора, электромеханические — с помо-
щью сервоусилителя с обратной связью. Эти
методы, как правило, в той или иной степени
повышают четкость баса, но не вполне без-
обидны для звучания в целом. В проигрыва-
телях фирмы „D enon“ электромеханический
демпфер можно при ж елании выключить.
4. П роигрыватели
с прям ы м осевы м п р и -
водом
(direct-drive) долговечны, надежны,
однако в них невозможно полностью изба-
виться от вибрации полюсов двигателя, ко-
торая практически не ощ ущ ается в паузе,
но, естественно, вредит чистоте звука. П о-
этому в современных проигрывателях при-
меняю т двигатели с
пасси ко вы м (р е м е н -
ны м ) п р и во д о м
; меньш ая износоустойчи-
вость таких систем окупается лучш ими по-
тенциальны м и возм ож ностям и звуковос-
произведения.
5. Диски и корпуса проигрывателей сей-
час чащ е всего делаю тся из материалов низ-
кой добротности с большим декрементом за-
тухания. М ода на тяж елы е металлические
диски прошла, стабильность вращ ения обес-
печивается электронной схемой уп равле-
ния. Тяж елы е диски и массивны е корпуса
могут резонировать на инфранизких часто-
тах. распространяю щ ихся в условиях боль-
шого города от многих посторонних источ-
ников. что непременно сказы вается на зву-
чании. Вообщ е проигры ватели очень кри-
тичны к месту и способу их установки. Н е-
плохие результаты дает установка проигры-
вателя на кронш тейнах на стене, поближе к
полу и к углам комнаты. М ож но использо-
вать мраморную плиту (слишком массивную
брать не следует, так как мож ет возникнуть
инфразвуковой резонанс).
В заклю чение следует отметить, что тех-
нические идеи и конструктивные реш ения,
применяемые в самых современных проиг-
ры вателях, далеко не новы. Еще в 1960-е го-
ды фирма .
.E m pire“ спроектировала свою
знаменитую модель „Troubadour-598" и ус-
пешно выпускала ее более 20 лет без изме-
нений. Тонарм был из вспененного металла,
переменного сечения, с монолитным держ а-
телем головки. Диск приводился в движение
с помощью пассика от синхронного гисте-
резисного двигателя. Оригинальные передо-
вые технические реш ения были реализова-
ны и в нашем отечественном „Корвете ЭП-
0 0 3 “, р азраб отан н ом в 70-е годы в НИИ
„М орфизприбор" группой специалистов-эн-
тузиастов отдела № 52 (ТН П ). руководимо-
го А. Н. Каляевой. В этом уникальном про-
игры вателе было применено инерционно-
вязкое динамическое демпфирование тонар-
ма во всех плоскостях. Тонарм „висел" на
магнитно-воздуш ной подушке и вращ ался
практически без трения. Управление скаты-
вающей силой (апбэкабп д) осущ ествлялось
с помощью магнитного поля. Но это все в
прошлом. Новая волна разработок в этой об-
ласти, к сожалению , нас ещ е не коснулась,
приходится уповать на заграничное, как и
во многом другом.
В данной статье я постарался объяснить
почти все на словах, не прибегая к сложным
формулам и электромеханическим аналоги-
ям. необходимым для глубокого понимания
затронуты х вопросов. Б езусловно, метод
„словесных портретов" аппаратуры небезу-
пречен. но зато такие описания доступны
ш ирокому кругу читателей. Л ю бители же
экспериментальной параметрической довод-
ки аппаратуры могут найти некоторые по-
лезны е сведения в нижеследую щ ем прило-
жении.
Возможно, после этой статьи многие ко-
леблю щ иеся сторонники СО останутся „на
своих местах", ну а тем. кого мне удалось
приблизить к „винилу", желаю успеха — иг-
ра стоит свеч!
------------------------- О
Типовые частотные характеристики усилителя-корректора при
различных величинах емкости соединительного кабеля
Влияние резонанса тонарма
Оптимально подобранная
емкость кабеля
Емкость кабеля мала
Емкость кабеля велика
Примечание.
Пик в области верх-
них частот может быть вызван также
механическим резонансом системы
„игла — канавка". Обычно он про-
является у простых дешевых голо-
вок или в том случае, когда „устал"
(деформировался, высох) демпфер
подвижной системы головки. Есте-
ственно, частота такого пика не за-
висит от изменения емкости входа
(кабеля). При наличии выраженно-
го резонанса „игла — канавка" воз-
никают не только частотные, но и
нелинейные искажения.
Резонанс тонарма попал в область
звуковых частот и плохо задемпфи-
рован. Частично устранить этот де-
фект можно, если установить голов-
ку с более гибкой подвижной систе-
мой, с большей „податливостью"
(compliance); можно также увели-
чить массу головки с помощью до-
полнительного груза, если это позво-
ляет конструкция тонарма.
Типовое входное сопротивление усилителя-корректора:
а) для головок MI, ММ и МС с высокой чувствительностью оно должно
быть 47 кОм,
б) для различных типов низкочувствительных головок МС бывает 10 0м,
50 0м, 100 0м.
Некоторое несоответствие входного сопротивления усилителя-коррек-
тора паспортным данным головки на частотной характеристике практи-
чески не сказывается, может лишь измениться уровень шума.
Некоторые усилители-корректоры, особенно выпущенные давно, име-
ют переключатели входных емкостей и сопротивлений, что облегчает до-
стижение оптимального согласования усилителя и проигрывателя.
Имея граммофонную тестовую пластинку и обычный тестер, а также
пользуясь приведенными выше рекомендациями, можно избежать серь-
езных ошибок и получить от аппаратуры живое, одухотворенное, богатое
тончайшими нюансами звучание.
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 51 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 53 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст