О ВИТРИНА
ВОСПОМИНАНИЕ
О
Б У Д У Щ Е М
Виниловый
ренессанс
или
только
лишь
реанимация?
Вениамин Зуев
Если вы помните, такое алогичное назва-
ние носил поп улярн ы й когда-то ф ильм
X. Райнля, где размышления о будущем че-
ловечества опирались на прош лое. Подоб-
ный „эффект спирали" наблюдается и в раз-
витии зв у к о тех н и к и : и згн ан н ы е лам пы
вновь массово „заселяю т" усилители; утих
„полипропилено-кевларовы й" восторг, и
раздаю тся возгласы : „Н азад к бум аге!“ ;
вспомнили и о виниловой грампластинке со
всеми устройствами для ее „обслуж ивания“.
О повышении интереса к грампластинкам
написано немало, но в наш быт уж е прочно
вошли компакт-диски — приш лось с этим
смириться и забыть об эпохе грамзаписи, о
сущ ествовании грам пластинок. Д ей ств и -
тельно, бесш умная пауза, чистое, комфорт-
ное звучание, высокая износоустойчивость,
простота в обращении и другие эксплуата-
ционные удобства — все это весьма привле-
кательные качества компакт-дисков, особен-
но если речь идет о развлекательной, танце-
вальной и декоративно-прикладной музыке.
Учиты вая массовы й интерес слуш ателей
именно к таким музыкальным жанрам, вряд
ли можно серьезно говорить о виниловом ре-
нессансе — скорее всего, это лиш ь реани-
мация давно известных в аналоговой звуко-
записи идей и инженерных решений, нахо-
дившихся в коллапсе в результате психиче-
ской атаки „цифры". Сейчас „винил" стано-
вится достоянием своего рода элиты — лю -
дей материально обеспеченных и серьезно
увлеченных музыкой (довольно редкое со-
четание в нашей стране), но будем надеять-
ся на успеш ную реаним ацию аналоговой
техники и на то. что она будет доступна бо-
лее широкому кругу слуш ателей.
Прежде чем перейти к описанию особен-
ностей современных аналоговых дисков и
проигрывателей, вспомним некоторые эта-
пы их исторического развития. Первым ап-
паратом, способным записы вать звуковые
колебания воздуха, был фоноаутограф, изо-
бретенный Скоттом в 1857 году. М ысль об
обратимости записи, то есть о возможности
воспроизведения, принадлежит Ш арлю Кро,
сообщившему о своем открытии Ф ранцуз-
ской академии наук в апреле 1877 года. В ав-
густе того ж е года Томас Альва Эдисон уж е
сконструировал такой записы ваю щ е-вос-
производящий аппарат и назвал его фоно-
графом. Запись производилась на цилиндри-
ческий валик. Этот аппарат не получил ши-
рокого распространения из-за невозможно-
сти тираж ирования полученных с его помо-
щью фонограмм. И только в 1888 году Эмиль
Берлинер сумел зап и сать фонограмм у на
диск и осущ ествить ее копирование. Эту да-
ту и следует считать началом эры грамзапи-
си. Д алее последовала сравнительно моно-
тонная эволю ция, идущая в ногу с общим
развитием науки и техники. Конечно, появ-
ление электронных усилителей, электроме-
ханических преобразователей способство-
вало улучш ению „официальных" звукотех-
нических параметров: расш ирению частот-
ного и динамического диапазона, уменьш е-
нию нелинейных искаж ений и т. д.
Но сегодня, когда мы слушаем первые аку-
стические записи и сравниваем их с совре-
менными. мы отчетливо осознаем, что в не-
которых современных фонограммах проис-
ходят сущ ественны е эмоциональные поте-
ри, стирается индивидуальность исполни-
тельского мастерства. П ереж ив первые эта-
пы „циф рового" бум а с его реклам ны м и
ухищ рениями и опомнивш ись от восхищ е-
ния „комфортностью" компакт-дисков, мно-
гие из нас с некоторой грустью вздохнули и
вновь „окунулись“ в милый сердцу „винил".
И уж е спокойно, к р и ти чески ср авн и вая
„цифру" с „аналогом", отчетливо ощутили
в цифровом звучании своеобразную „музы-
кальную порнографию ": „король-СО " ока-
зался отчасти голым, и лиш ен он именно тех
„одеж д", которые необходимы для полно-
ценного звучания музыки.
Н екоторы е фирмы , тонко чувствую щ ие
настроение потребителей и исследую щ ие
обстановку на рынке, вернулись к разработ-
ке виниловых проигрывателей и возобнови-
ли выпуск популярных ранее моделей: уве-
личилось такж е и производство грампласти-
нок. Наш ж урнал тож е не остался в стороне
и провел кропотливо-пристрастное тестиро-
вание новых моделей проигрывателей (см.
„АМ" № 5 (1 6 ) 9 7 . с. 38).
Конечно. СО-продукция будет соверш ен-
ствоваться. и больш инство аудиофилов по
понятным причинам останется ей верным и
не изменит своего брезгливого отнош ения
к „винилу". Н оте, кто ж аж дет музыкальной
эйфории, по-прежнему будут эмоционально
мерзнуть, терпеливо вслуш иваясь в изящ -
ные, филигранно-детальны е СО-фонограм-
мы. М ож но, конечно, используя внутренний
худож ественный образ, живущ ий в каждом
лю бителе музыки, усилием воли полностью
или частично воссоздать украденное „циф-
рой“ музыкальное сообщ ение, но тогда за-
траты эмоциональной энергии приведут к
ненуж ному переутомлению и отнимут льви-
ную долю наслаждения.
Сегодня опыт веж ливого обращ ения с ка-
призным „виниловым" трактом уж е частич-
но потерян „стариками" и еще не приобре-
тен молодыми, которые неожиданно для се-
бя вкусили и оценили м узы кальную пре-
лесть „аналога". Ц ель ж е этой статьи — по-
мочь одним вернуться, а другим ступить на
стезю увлечения LP. Конечный результат
звучания определится не только свойствами
и качеством упоминаемых ниже компонен-
тов. но и оптимальным их использованием.
1.
Г рам м оф онная п ла ст и н ка
— источ-
ник звука — это та „голова", выше которой
не прыгнешь. Полноценному ее „познанию",
то есть худож ественному восприятию музы-
ки. и служ ат все остальные компоненты ана-
логового звукового тракта. Сущ ествует не-
сколько технологий записи и тираж ирова-
ния грампластинок, от них зависит музы -
кальное качество последних (ну и, конечно,
цена). Н аиболее авторитетны е из них —
M FSL („M obile Fidelity Sound Lab"), „Ultra-
high Sound", „Superanalog“ .
С овременны е грампластинки изготавли-
ваю тся из винилацетата и требую т береж -
ного обращ ения и тщ ательного ухода. При
соблю дении определенных правил пластин-
ка практически не изнаш ивается от проиг-
ры ваний. Главны е враги фонограммы —
пыль и влага. Не убранны е своевременно
пылинки, особенно если они попали в кон-
верт, постепенно „всасы ваю тся" в поверх-
ность пластинки и заш умляю т фонограмму.
Влага, диффундируя внутрь массы, в кото-
рую сейчас уж е не вводятся водоотталки-
вающ ие компоненты, деформирует микро-
профиль звуковой канавки (а значит, теря-
ются детали в области верхних частот). Для
обеспы ливания виниловых дисков требую т-
ся аэроионизатор („ Z e ro stat", „A nti-Static
G u n "), нейтрализую щ ий электростати че-
ский заряд, и токопроводящ ая зазем ленная
щ еточка(обы чно из угольного волокна)для
удаления пыли до и после проигрывания.
На некоторы х проигры вателях пластинка
контактирует с диском не по всей площ а-
ди. а лиш ь по внеш нему бортику („D ual“ )
или по н ескольки м радиальны м опорам
(„T ransrotor", „К орвет"). Это хоть и умень-
ш ает запы лен ие, однако неблагоприятно
сказы вается на звучани и, так как в этом
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 47 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 49 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст