МУЗЫКА
G2
нага). Более того, в четырех из пяти „кон-
цертов" одна из частей вообще предна-
значена для клавесина соло. Конечно, кон-
цертами эти пять пьес назвать можно толь-
ко условно: каждая из них состоит из не-
скольких — от трех до пяти — частей
(имеющих названия), написанных в раз-
ных тональностях. Главное отличие этих
„концертов" от сольных клавесинных пьес
в том. что скрипка и виола да гамба. даже
когда они просто дублируют соответствен-
но партии правой и левой руки клавесини-
ста. придают новое качество музыке, ибо
звучанию этих струнных инструментов
присуща естественная певучесть, недося-
гаемая для клавишно-щипкового инстру-
мента. каким является клавесин. Благода-
ря разнотембровому сочетанию голосов
трех инструментов и создается иная, более
богатая звуковая палитра. Впрочем, в от-
дельных частях, как. например, в нежной
„La cupis” из пятого .
.концерта", главенст-
во очевидно принадлежит скрипке. При ис-
полнении этих композиций перед музыкан-
тами стоит задача правильного тематиче-
ского распределения голосов, от решения
которой во многом зависит результат. Уча-
стники данной записи в той или иной мере
являются учениками авторитетнейших
музыкантов-специалистов в области музыки
барокко: Г. Леонхардта.С. Куйкена и В. Куй-
кена, — и доказывают, что не зря учились у
этих признанных мастеров. Клавесинист
Кристоф Руссе, имеющий много сольных
дисков, включая и прекрасный альбом с пье-
сами Ж.-Ф. Рамо для клавесина, уже давно
зарекомендовал себя как один из лучших
клавесинистов своего поколения (он родил-
ся в 1961 году). Но в данной записи ему не
уступают по мастерству его более молодые
коллеги — скрипач Рио Теракадо и гамби-
етка Каори Уемура. Запись получилась
утонченная и одновременно живая, без на-
вязчивого (как это иногда случается) „дре-
безжания" клавесина. Очень хорош и вы-
бранный для записи инструмент — ориги-
нальный клавесин 1761 года парижского
мастера Анри Хемша (Henri Hemsch).
P. I. Tchaikovsky, Concerto for Violin
and Orchestra op. 35; Max Bruch,
Concerto № 1 for Violin and Orchestra
g-moll op. 26; Tibor Varga, violin;
Festival Orchestra, J. M. Auberson
Claves CD 50-9313
63:31
Типично „репертуарный" диск: на нем
представлены два известнейших в скри-
пичной литературе концерта. Вместе с кон-
цертами Мендельсона, Бетховена, Брамса,
Паганини и др. они традиционно составля-
ют основу репертуара скрипача — солиста,
виртуоза. Количество записей этих концер-
тов П. И. Чайковского и М. Бруха с трудом
поддается учету. Почему же в таком случае
продолжают выходить все новые и новые
записи и как в них разбираться неискушен-
ному слушателю? Очевидно, что на первый
план выходит фигура музыканта-исполни-
теля — уровень его игры, мастерство, по-
нимание исполняемой музыки. Поскольку
каждый исполнитель трактует любое музы-
кальное произведение по-своему (трактов-
ка здесь понимается в самом широком смыс-
ле. то есть включает в себя все элементы
реального звучания композиции, вплоть до
тембра используемого инструмента, в дан-
ном случае скрипки), то каждая новая за-
пись музыканта высокого класса дает нам
шанс услышать исполняемую, зачастую
очень хорошо известную, музыку совсем по-
новому или же добавляет какие-то ранее не
услышанные нами детали.
Тибор Варга, венгерский скрипач, дири-
жер и музыкальный деятель (р. 1921), не
пользуется у нас такой славой, как, ска-
жем, Д. Ойстрах. И. Менухин. Я. Хейфец.
И. Стерн или В. Спиваков. А жаль. И дело
не в том. что он. как и все скрипичные звез-
ды XX века, „родился со скрипкой в руках"
(его отец был скрипичным мастером) и про-
шел заслуженный путь „рядового" вундер-
кинда — играть на скрипке начал в шесть
лет. в десять уже исполнял концерт Мен-
дельсона; им заинтересовался сам прослав-
ленный педагог Хубаи, он был знаком с
Бартоком и Кодаи и т. д. и т. п. Для тех. ко-
му необходимо формальное подтвержде-
ние ранга музыканта, можно привести спи-
сок дирижеров, приглашавших Т. Варгу
для участия в концертах и записях —
В. Фуртвенглер. К. Бем. О. Йохум, П. Бу-
лез. Г. Шолти и др. Известно, что доволь-
но трудно воспринимать произведения,
ставшие своеобразными хитами в клас-
сическом репертуаре, звучащие чуть ли не
каждый день по радио. Музыканту надо об-
ладать каким-то особым свойством, чтобы
заставить публику внимательно вслушать-
ся в его исполнение. Это свойство у Тибо-
ра Варги есть, и оно может быть кратко оха-
рактеризовано как утонченность, благо-
родство исполнительской манеры. Инстру-
ментализму Варги совершенно чужды сла-
щавость и показные страсти. В его руках
прекрасный инструмент 1733 года масте-
ра Гварнери дель Джезу звучит удивитель-
но сдержанно и в то же время выразитель-
но. Лишенная цыганской надрывности.
кантилена венгерского музыканта отлича-
ется в то же время проникновенностью и
лиризмом (особенно это слышно в Adagio
концерта Бруха). Конечно, каждый выби-
рает себе исполнителя сам. однако думаю,
что в своей оценке исполнительского та-
ланта Тибора Варги я не останусь одино-
ким — по крайней мере, среди тех, кто по-
слушает именно эту запись.
Е. Д о б р у ш к и н
САЛОН «ОСТРОВ ЗВУКА)
У Вас есть возможность;
щ и н м у п т т ь п к у щ р и ч 'к и г г и п у м ы :
K|>os. J M ltrynau<l. D a v is Acoustics. VYluirl'nlalr. M IT . YVIoHyno. Join«;
по.тГцш ть Ili-K i к»м|ц»п’т ы :
Yam aha. Тгн«*, Pioneer. Sony. Kenw ood. TeduiM**:
откры п. u n >т<ж I ю ны е грани и мулмкс при п р огл уп и тан и и H i -Kin! к о м п о т щ.»и C rrrk . Cairn. \ncti«i
Innovations, Kora:
ОЛ'ЛШЛ- ш т у ч но n.toôp«ii:«4inii пп !«ч»пщич;|чццщ Sanyo. Chisholm , a nn;,i,- I >\ J » Щ.ЛЛЦ'МНИI' .mi!
Toshiba, Pioneer, Panasonic. Thom son:
пополнить !iu.i.H4tmti« ф ильм«» no D V D .lu» k u n :
no tofipan. пр.атанкп пол п к м ч и к у il lljg li-b m l-компоненты ф ирм ы Sa n n s .System :
улучш ить л и у ч а т к Н апич! г т ч г .мы и ком наты «• пом ощ ью п о и п п т п ы х i с о ч ти и : ■ ГОИ! Т '" рмы Н а г т о п к >.
Для Вас;
I к о м н а т ы п р о с л у ш и в а н и я ; > к о н с у л ь т а ц и и п о п о д б о р у а у д и о в и д е о т е х н и к и ;
» т е р м и н а ц и я п р о в о д о в н е о б х о д и м о й В а м д л и н ы ; > д е м о н с т р а ц и я д о м а ш н е г о
т е а т р а ; I у с т а н о в к а и н а с т р о й к а а п п а р а т у р ы у В а с д о м а
П и т а л (Some
предыдущая страница 112 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 114 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст