CD МУЗЫКА
расте. А Симфония до мажор, значащаяся
под№> 73 (75а). была написана между 1769
и 1772 годом.
Симфонии исполняются
ка м ер н ы м
ор-
кестром? Для самых ярых противников
аутентичного направления сообщаю, что
споры о величине моцартовского „симфо-
нического оркестра" были уже давно раз-
решены с помощью остроумного и в то же
время простого приема, пришедшего в го-
лову одному из музыковедов (по-моему,
американцу Нилу Заславу). Он предложил
расставить стулья в залах, где (по совер-
шенно точным данным, взятым из писем са-
мого Моцарта и его отца, из венской прес-
сы и других документов того времени) про-
водились моцартовские „академии", на ко-
торых исполнялись и его симфонии, — и
подсчитать, сколько стульев там умести-
лось. Таким образом выяснилось, что се-
годняшний симфонический оркестр вооб-
ще не может поместиться в таких залах. А
ведь там сидели еще и слушатели! Собст-
венно. малым составом „аутентичность"
исполнения симфоний музыкантами „I
Solisti Veneli" и ограничивается: диск сме-
ло можно рекомендовать слушателям, ко-
торые отказываются воспринимать аутен-
тичную. то есть, как им представляется,
„сухую", „архивную“, „лишенную эмоцио-
нальной окраски" интерпретацию живой,
по-юношески свежей музыки великого Мо-
царта. Как и во время своих гастролей в
Москве во второй половине 1970-х гг., в
этой записи маэстро К. Шимоне и его му-
зыканты демонстрируют не только энтузи-
азм. но и приверженность к традициям ка-
мерного музицирования, которых придер-
живаются в подавляющем большинстве
наши российские ансамбли. Задуманная
К Шимоне серия вполне может стать аль-
тернативой теперь уже „старой" записи
К. Хогвуда.
Samuel Capricornus
Theatrum Musicum
La Parlement De Musique, M. Gester
Opus 111
OPS 30-99
74:18
Наверное, самым большим открытием,
которое мне подарила звукозапись, была и
остается музыка немецкого барокко XVI-
XVII столетия (добаховская). Мое знаком-
ство с ней началось с наиболее выдающей-
ся фигуры того времени — Генриха Шют-
ца (особая благодарность растворившейся
Г
Sjmucl
•*
CAPRICORNUS
Theatrum
h
*
Musicum
«
L t Parlament
D i M usique
M a rtin GESTER
ныне гэдээровекой фирме „Eterna“). но по-
степенно появлялись все новые имена.
Именно благодаря грампластинкам список
известных нам немецких композиторов
этого периода стал уже чрезвычайно длин-
ным. и помимо хорошо знакомых специа-
листам музыкантов (Д. Букстехуде. Г. Иза-
ак. С. Шайдт. И.-Г. Шайн. Й.-Я. Вальтер,
представители семьи Бах и пр.) в него вхо-
дят ранее совсем неизвестные, по крайней
мере по каталогам звукозаписи, имена.
Можно назвать Л. Лехнера. Д. Поле
(Pohle). Й.-Я. Лёве (Löwe), И.-В. Фурхгай-
ма, Й.-Г. Шмельцера, А. Хаммершмид-
та. Ф. Тундера, М. Векмана, В. Любека.
Т. Зилле (Selle). И.-К. Керля, К.-Г. Абеля.
Н.
Брунса. Й. Шенка. Д. Функа. К. Бернар-
да и так далее. Конечно, пока что далеко
не все из них удостоились отдельного ди-
ска. Вполне допускаю, что на целый диск у
некоторых из названных композиторов и
не наберется музыкального материала до-
статочно высокого уровня. Но тем не ме-
нее в целом за последние примерно два де-
сятилетия совместными усилиями многих
западных музыкантов и даже фирм (осо-
бенно здесь отличилась бельгийская „Rice-
rcar") была заполнена огромная, как ока-
залось. музыкальная ниша: „озвучена" му-
зыка. предшествовавшая эпохе Иоганна
Себастьяна Баха.генетически связанная с
ней и одновременно имеющая вполне са-
мостоятельную ценность.
Должен признаться, до появления опи-
сываемого компакт-диска я даже никогда
не слышал о Самуэле Каприкорнусе. (Ком-
позитор предпочитал эту латинизирован-
ную форму своей немецкой фамилии Bock-
shorn, означающей в переводе на русский
язык „бараний рог" и. конечно же. служив-
шей мишенью для остряков.) Имеющаяся
у меня литература музыковедческого ха-
рактера и музыкальная энциклопедия (М.
.
1982) этого композитора даже не упомина-
ют. Между тем его никак нельзя отнести к
малозаметным фигурам своего времени:
1649 год — он при Венском дворе, позже
— директор музыки в Прессбурге (Брати-
слава). с 1657 года — капельмейстер при
Вюртембергском дворе в Штуттгарте (на
этом посту и закончилась его карьера) Во-
обще-то странно, что музыкой Каприкор-
нуса, прожившего сравнительно недолгую,
но плодотворную в творческом отношении
жизнь ( 1628-1665). так долго пренебрега-
ли. Странно потому, что часть довольно бо-
гатого наследия композитора публикова-
лась при его жизни. А самое главное — по-
тому. что, как оказалось при прослушива-
нии компакт-диска, он писал прекрасную
музыку.
Я не совсем понял идею создателей ди-
ска. которые к 8 духовным вокально-инст-
рументальным композициям Каприкорну-
са добавили два произведения (сами по се-
бе превосходные) других музыкантов —
Й. Розенмюллера и В.-К. Бригеля (Briegel).
Ведь эти восемь сочинений Каирикорнуеа
взяты из трех разных его сборников (.
.Theat-
rum Musicum“ — только один из них), ста-
ло быть, музыки вполне было бы доста-
точно для чисто монографического диска.
Впрочем, диск и так получился очень боль-
шой по объему, и по нему можно составить
представление о творчестве композитора.
Все без исключения произведения, собран-
ные здесь, объединены общим настроени-
ем возвышенной сосредоточенности. Уча-
стники записи, имеющие немалый опыт в
исполнении старинной музыки, придержи-
ваются особой искренней, теплой манеры
музицирования, весьма удачно подходя-
щей к духу этой неброской, как бы негром-
кой. камерной музыки. Это относится, в
первую очередь, к сопрано Дельфин Кол-
ло и Лене-Сюзанн Норен (Norin) Впрочем,
высокой оценки заслуживает весь неболь-
шой коллектив музыкантов, участвовав-
ших в записи.
Jean-Philippe Rameau
Pièces de clavecin en concerts
Ch. Rousset, clavecin; R. Terakado,
violin; K. Uemura, viola da gamba
Harmonia Mundi France HMX 2901418
73:32
rameau
pièces de clavecin
en concerts
clwistophe rcxnvet
<Liv*on
ryo terakado
woton
kaori uemura
vvoto
de
Имя одного из самых знаменитых фран-
цузских композиторов XVIII века Жан-Фи-
липпа Рамо (1683-1764) на слуху у мно-
гих любителей музыки. Известностью сре-
ди нашей публики композитор в основном
обязан своим популярным пьесам для кла-
весина, которые уже в 1960-70-е годы
включал в свой репертуар каждый уважаю-
щий себя отечественный клавесинист. Зна-
менитые „Курица". „Призыв птиц“, „Там-
бурин“ и др. — это поистине классика.
Большую часть наследия композитора со-
ставляет огромное количество пьес для
клавесина (более 50). оперы и балеты (око-
ло 40). А вот к камерной музыке Ж.-Ф. Ра-
мо. как. впрочем, и другие французские
композиторы этого времени, большого ин-
тереса не испытывал. Собственно камер-
ная композиция у него одна — это 5 пьес
под несколько необычным названием „Кон-
цертные пьесы для клавесина со скрипкой
или флейтой и виолой или второй скрип-
кой". изданные в Париже в 1741 году. Ис-
полнительская практика закрепила в каче-
стве третьего инструмента виолу да гамба.
По сути дела, это действительно пьесы для
клавесина в сопровождении скрипки и гам-
бы. а не сочинения, в которых клавесин за-
нимает равное с другими инструментами,
а то и подчиненное положение (примером
такого сочинения может служить трио-со-
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 111 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 113 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст