МУЗЫКА
CD
особенно любил, оттого и решил перепи-
сать в новую тетрадку, несмотря на слабое
зрение. .
.Шюблеровские хоралы" — одно
из немногих прижизненных изданий Баха.
Все шесть хоралов представляют собой
аранжировки частей из собственных кан-
тат композитора. (Каждая духовная канта-
та в лютеранской традиции завершается
исполнением хорала, в котором принима-
ет участие вся община.)
„Лейпцигские" и „Шюблеровские" хора-
лы принадлежат к типу крупных органных
композиций. Каждая строка лютеровского
песнопения образует самостоятельный
раздел хоральной прелюдии, построенный
на ее ключевых мелодических оборотах.
Итогом такого раздела становится прове-
дение хоральной строки в одном из „соль-
ных" регистров органа. Мелодия хорала
при этом может обрастать богатым мело-
дическим орнаментом, а может излагать-
ся и в „чистом“ виде — ровными долгими
длительностями — и как бы парить над
„мирской суетой" остальных голосов.
М. Саутер долго искал подходящий ор-
ган для этой записи. Увлекательную исто-
рию его поисков любитель музыки найдет
на страницах буклета к компакт-диску. Ор-
ган был найден в городке Ноордбруке
(МоогйЬгоек) на северо-востоке Голландии,
в нескольких милях от моря и от герман-
ской границы. Расположен он в церкви
Негуогтйе. Над созданием и „доводкой"
органа работали выдающиеся немецкие
мастера — Арп Шнитгер (1695), Хинш
(1768) и Герман Фрайтаг (1809). С 1809 г.
орган не подвергался модернизациям, что
делает его рейтинг в глазах аутентиста не-
обычайно высоким. Орган и в самом деле
изумительно звучит, в чем я рекомендую
вам лично убедиться, тем более что на этих
дисках Саутер демонстрирует свои лучшие,
исполнительские качества — тонкое ма-
стерство регистровки. верное понимание
барочной орнаментики, весьма глубокое
слышание баховской полифонии и трепет-
ное. пожалуй немного чересчур старатель-
ное. пропевание каждой интонации, что
приводит порой к неоправданным темпо-
вым „качаниям".
Л . Г у р а ль н и к
Johann Hermann Schein
Israelis Brünnlein
Ensemble Vocal Européen, Ph. Herreweghe
Harmonia Mundi France
HMC 901574
79:12
Странные бывают совпадения: в первой
половине XVII века в Германии наиболее
крупными фигурами были три композито-
ра, фамилии которых в начинаются одина-
ково — в русской транскрипции это буква
„Ш". Но любопытнее другое: в 1585 году ро-
дился Генрих Шютц, в 1586 году родился
Иоганн Герман Шайн (или Шейн в старой
русской традиции), а в следующем 1587-м
— Самуэль Шайдт (Шейдт). Значительны-
ми эти композиторы были вовсе не потому,
что они были предшественниками кого-то
более великого. Их собственное творчест-
во имело и имеет до сих пор свою собствен-
ную значимость. А привлекательность на-
шего с вами времени состоит в том. что со-
временные музыканты вместе с современ-
ной индустрией звукозаписи дают нам воз-
можность не только верить на слово при-
страстным музыковедам и отдельным люби-
телям музыки, но и самим убедиться в пра-
вильности их утверждений.
Меньше всего повезло И.-Г. Шайну —
его „беда" заключается в том. что он по-
следние 14 лет своей жизни (а в отличие
от двух других своих современников, на-
званных выше, он прожил сравнительно
недолго — 44 года) служил кантором в
церкви св. Фомы в Лейпциге, то есть был
действительно предшественником И.-С. Ба-
ха. занявшего именно этот пост менее чем
через 100 лет. в 1723 г. Любое упоминание
имени Шайна тут же вызывает эту ассоциа-
цию, и его собственное творчество как бы
автоматически уходит в тень великого му-
зыканта. В отличие от наследия Г. Шютца,
довольно обширное и разнообразное
творчество Шайна до сих пор доступно слу-
шателям лишь в малой своей части. Поэто-
му каждый новый монографический диск
с его музыкой приобретает особое значе-
ние. На новом компакт-диске записан 21
духовный мадригал из сборника „Israelis
Brünnlein.
.. auf eine sonderbare unmutige
Italian-Madrigalische Manier" („Israelis
Brünnlein", видимо, следует переводить как
„Израилевы источники"). Это в основном
пятиголосные произведения с бассо конти-
нуо (в записи используются виолончель,
орган, лютня и контрабас), написанные на
фрагменты из немецкого текста Ветхого За-
вета. Новаторство Шайна заключалось в
применении классической формы итальян-
ского светского мадригала к духовным ком-
позициям. В результате композитору уда-
лось создать очень красивые миниатюры (в
среднем каждый из мадригалов звучит все-
го лишь три с половиной минуты), в кото-
рых гармоническая прелесть и удивитель-
ная теплота сочетаются с проникновенно-
стью изложения небольших фрагментов из
текстов псалмов, книг пророков Иеремии.
Исайи. Экклесиаста, Притчей Соломоно-
вых и т. д. Представлению слушателям
этой музыки (которую многие, как и я.
раньше, наверное, никогда не слышали)
как нельзя лучше способствует замеча-
тельное мастерство шести вокалистов,
имена которых хорошо известны по другим
записям Филиппа Херевега. Для меня эти
духовные мадригалы по своей прелести и
духовной проникновенности встали в один
ряд с лучшими образцами этого рода не-
мецких барочных духовных композиций
XVil-XVIU веков — произведениями
Шютца, композиторов семьи Бах и самого
Иоганна Себастиана (мотеты, кантаты и
т. д.). Очень рекомендую этот диск.
Wolfgang Amadeus Mozart
Symphonies № KV 45, 45a, 45b, 48, 73
I Solisti Veneti, C. Scimone
Arts 447101
60:52
Еще в середине 1970-х годов английским
музыкантом Кристофом Хогвудом была
предпринята первая попытка исполнить и
запечатлеть в записи
все
симфонические
произведения В.-А. Моцарта — то есть не
только те, что известны как „симфонии"
под номерами с I по 41 (исключая 37-ю, не
принадлежащую перу Моцарта). Тогда у
К. Хогвуда набралось 7 томов по 3-4 грам-
пластинки в каждом! „Появление" такого
большого количества „новых" симфоний
Моцарта связано с работой музыковедов,
установивших, что многие (особенно ран-
ние) композиции, написанные по какому-
либо конкретному случаю, в качестве всту-
плений к операм, частей дивертисментов
и т. д., исполнялись самим Моцартом как
отдельные, чисто инструментальные про-
изведения. вполне соответствовавшие фор-
ме симфонии в тогдашнем ее понимании.
На втором диске нового издания „полного
собрания симфоний", исполненного из-
вестным итальянским камерным оркест-
ром „Венецианские солисты" под управле-
нием Клаудио Шимоне. представлены 5
симфоний, написанные совсем юным Мо-
цартом. Первые четыре из них (номера по
каталогу Кехеля XV 45 и 48) Моцарт
сочинил в 1768-69 гг., в 12-13-летнем воз-
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 110 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 112 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст