CD МУЗЫКА
по-видимому, так и осталась незаписанной.
Вся дошедшая до наших дней клавнрная
музыка Пёрселла известна нам по изда-
нию, увидевшему свет через год после
смерти композитора. Оно называлось „The
Choice Collection of Lessons for the Harp-
sichord of Spinnet" и вышло в Лондоне в
1696 г.
Каждая из восьми сюит включает от трех
до четырех разнохарактерных танцев. В ос-
нове строения пёрселловских сюит —
французская разновидность жанра, связан-
ная с именами д'Англебера и Луи Купере-
на. В состав такой сюиты входили
а лем а н-
да. ку р а н т а
и
са р а ба нд а ,
а также всту-
пительная
прелю д ия.
В двух сюитах Пёр-
селла встречается также английский
х о р н -
пайп
— вместо распространенной во фран-
цузских сюитах
ж иги.
Сюиты Пёрселла исполнены на харпси-
корде. изготовленном около 1700 г. масте-
ром Джозефом Тиссераном. Этот старей-
ший из сохранившихся английских двух-
мануальных харпсикордов входит в одну из
пяти крупнейших коллекций музыкальных
инструментов в Англии — оксфордскую
„Bäte Collection“. Инструмент настроен в
самой что ни на есть аутентичной манере
— в полном соответствии со строем, харак-
терным для камерного музицирования
XVII — начала XVIII в. Звук
л я
первой
октавы в этой настройке имеет частоту
405 Гц. что почти на 54 тона ( 143 цента) ни-
же современного
л я
(440 Гц). Применена
также одна из неравномерных темпераций
(так называемая средняя, mean), обес-
печивающая максимально чистое звучание
п ер ф ект н ы х
созвучий — квинт и терций
— в наиболее употребительных во време-
на Пёрселла тональностях (по мнению Сау-
тера. такая настройка возвращает музыке
Пёрселла ее первозданную чистоту). Ред-
кие „фальшивые" созвучия, возникающие
при этом, сознательно использовались ком-
позитором. а потому их пикантную звуч-
ность можно считать особым выразитель-
ным штрихом.
Martin Souter
Fantasies, Dreams and Jewels.
Early English Music
c. 1605 organ, Knole, England
ISIS Records CD005
78:44
Martin Souter
‘’“ "'Cl
Fantasies, Dreams and
Jewels
- Early English Music
o i \
i>
c.1605 organ, Knoic, England
\7ajte«
Это второй диск, посвященный англий-
ской музыке. Все пьесы взяты из „Фицу-
ильямовой вёрджинельной книги" („Fitz-
william Virginal Book") — наиболее извест-
ного собрания английской клавирной му-
зыки начала XVII в. Составил его между
1612 и 1619 г. некий Фрэнсис Треджен, бу-
дучи узником одной из лондонских тюрем
во время организованного королем Джейм-
сом I преследования католиков. Большин-
ство композиторов, представленных в ма-
нускрипте. — Уильям Бёрд (ок. 1543—
1628). Питер Филипс (ок. 1561 —
1628),
Джайлз Фарнеби (ок. 1561 —
1640), Джон
Мандэй (ок. 1555-1630), Джон Булл
(ок. 1563-1628)
и
Джон
Блайтмен
(ок. 1525-1591) — были товарищами
Треджена по несчастью и находились кто
в заточении, кто в изгнании. Но то ли ус-
ловия тюремные для композиторов были
привилегированными, толи вера их не по-
зволяла предаваться унынию, только в му-
зыке нет и следа перенесенных ими горе-
стей. Искусство вёрджинелнстов полно
изящества, тонкого беззлобного юмора и
неистощимой фантазии.
Вёрджннелисты были пионерами евро-
пейского инструментализма, поставивши-
ми светское музицирование на профессио-
нальную основу. Песенная и танцевальная
стихия сочетается в их творчестве с изы-
сканной орнаментикой и ученым полифо-
ническим мастерством. Богатая ритмиче-
ская изобретательность выделяет их искус-
ство на фоне других европейских школ,
определяя своеобразный облик английской
музыки на века вперед. Большинство пьес
вёрджинелнстов представляет собой ва-
риации на мелодии популярных в то время
песен. Вариации, сохраняющие основные
мелодические обороты и четкую перио-
дичность песенного или танцевального
метра, оказались самой демократичной му-
зыкальной формой своего времени и почти
на два столетия опередили появление ана-
логичной формы в музыке континенталь-
ной Европы.
Песня и танец у вёрджинелнстов, как
правило, связаны с некими персонажами,
обычно — с дорогими сердцу узников людь-
ми. Поэтому их пьесы — это разновидно-
сти жанрового портрета: дружеский шарж
или лирическое воспоминание. Особо лю-
бопытны автопортреты. На диске их не-
сколько, в том числе четыре шаржа Дж. Фар-
неби на самого себя: „Мечта Джайлза Фар-
неби", „Отдых Джайлза Фарнеби", „Юмор
Джайлза Фарнеби" и „Тщеславие Джайл-
за Фарнеби".
Девятнадцать пьес из „Фицуильямовой
вёрджинельной книги" записаны на орга-
не приватной капеллы в Ноуле. Несмотря
на то что первое документальное сви-
детельство об этом органе относится к
1839 г., Мартин Саутер убежден, что суще-
ствует он там приблизительное 1605 г.;бо-
лее того, некие косвенные данные наводят
его на мысль, что на Ноулском органе на-
верняка играл кто-нибудь из представлен-
ных на диске композиторов. Тембровая па-
литра органа свежа, изысканна, даже пи-
кантна и в самом деле чудесно подходит
для музыки раннего барокко или француз-
ского рококо. И все же, на наш взгляд,
звучание органа, даже такого „приватно-
го" и „светского", как Ноулский, утяжеля-
ет пьесы, рассчитанные на целомудренный
голос вёрджинела. — что. впрочем, не де-
лает работу Саутера менее интересной.
Музыка вёрджинелистов не слишком ча-
сто записывалась, и этот диск наверняка
восполнит пробел в фонотеке даже самых
преданных поклонников старинной музыки.
Johann Sebastian 8ach
18 Chorale Preludes, Volume 1
(BWV 651-661)
Martin Souter
1696 Schnitger Organ. Noordbroek. Holland
ISIS Records CD007
73:25
Johann Sebastian Bach
18 Chorale Preludes, Volume 2
(BWV 662-668)
Six Schiibler Chorales
Martin Souter
1696 Schnitger Organ, Noordbroek. Holland
ISIS Records CD008
75:31
На двух дисках записано 25 баховских
хоралов: 18 „лейпцигских“, 6 „шюблеров-
ских“ и хорал „Liebster Jesu, wir sind hier"
(BWV 731 ). а также Прелюдия и Фуга соль-
мажор, BWV 541. „Лейпцигские хоралы"
были собраны Бахом в единый сборник в
последние годы жизни, однако созданы они
были еще в Веймаре между 1708 и 1717 г.
М. Саутер предполагает, что Бах их просто
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 109 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 111 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст