МУЗЫКА
„QUAD" — старейшая британская част-
ная компания, специализирующаяся на
производстве hi-fi-аппаратуры. Посвятив
много времени проблеме аутентичности
звука на выходах своих электронно-аку-
стических детищ, она в конце концов доб-
ралась и до их входов. Фирма избрала путь
неоригинальный, но весьма продуктивный
и, главное, благородный. Она включилась
в серию проектов по записи музыки разных
эпох и стилей в исполнении музыкантов,
не менее, чем .
.QUAD", озабоченных про-
блемами аутентичности звука, но только в
своей, исполнительской сфере. Одним из
таких проектов стало сотрудничество с ча-
стной звукозаписывающей фирмой .
.ISIS
Records”, созданной в 1991 г. с единствен-
ной, как сказано в буклетах компакт-ди-
сков. целью — записывать разнообразную
музыку, исполняемую на строго соответст-
вующих ей.
а у т ен т и ч н ы х
клавишных ин-
струментах. „Почему только на клавиш-
ных?“ — спросите вы. Дорогой читатель,
за этим выбором не стоит ни тайный умы-
сел, ни заговор двух фирм против музыки,
извлекаемой посредством смычков, мунд-
штуков или колотушек. Просто ни на ка-
ких других инструментах, кроме клавиш-
ных. владелец фирмы .
.ISIS Records" Мар-
тин Саутер (Martin Souter) играть не уме-
ет. А записывать предпочитает только се-
бя — что. впрочем, не сказывается на ши-
роте репертуарных пристрастий фирмы.
Мартин Саутер родился в 1961 г. в Дер-
гэме (Durham). Великобритания. С девяти
лет играет на органе. В тринадцать стано-
вится церковным органистом в родном го-
роде и. вероятно, местной достопримеча-
тельностью, ибо семейная хроника Сауте-
ров скромно отмечает, что органистов мо-
ложе его в Соединенном Королевстве не
бывало.
Неизвестно, как сложилась бы дальней-
шая карьера органиста, если бы по окон-
чании Оксфордского Магдален Колледж он
не отправился в Париж, где продолжил
свое музыкальное образование под руко-
водством замечательной французской ор-
ганистки Мари-Клер Ален и клавесинист-
ки Гюгетт Дрейфус. С той поры музыкант
успешно сочетает карьеру органиста и кла-
весиниста: он с равным успехом исполня-
ет органную музыку на органе, клавесин-
ную на клавесине, а также клавесинную на
органе и органную на клавесине. Легко ре-
шается им и проблема переложения орке-
стровой музыки разных эпох для любимо-
го с детства органа, короля инструментов.
Нельзя сказать, что все эти вольности с
подменой одного инструмента другим не
имеют никакого оправдания. Отношение к
инструментальному составу, а следова-
тельно. и к тембровому оформлению музы-
ки менялось на протяжении истории. Да-
леко не всегда состав инструментов имел
для композитора принципиальное значе-
ние. В силу свойственной эпохе барокко
ФОНОТЕКА
(в музыке это XVII — первая половина
XVIII в.) тяги к ярким контрастам, броским
противопоставлениям, применение музы-
кальных инструментов было не колори-
стическим. а. так сказать, ролевым. Тем-
бровые полутона и „переходы“ не исполь-
зовались. Соблюдался лишь ряд простых
правил. Каждый инструмент должен был
от начала до конца играть порученную ему
партию-голос, не меняясь ролями с други-
ми. Контрасты достигались сопоставлени-
ем эпизодов, исполняемых небольшой
группой солистов и полным оркестром. Му-
зыкальные инструменты использовались в
наиболее выгодной тесситуре — в том диа-
пазоне. где их звучание наиболее эффект-
но и красиво. Партии же писались с учетом
сложившихся в инструментальной практи-
ке приемов исполнения. И все же главные
роли — партии солистов — легко могли пе-
репоручаться разным исполнителям. Соли-
рующие скрипки в concerto grosso заменя-
лись гобоями или флейтами зачастую без
серьезной корректировки их нотных пар-
тий.
Особая ситуация сложилась в музыке
для клавишных инструментов — органа и
многочисленных разновидностей клавеси-
на (итальянское
ч ем бало,
немецкий
к л а -
ви р .
французский
к л а в е с и н ,
английский
вёрдж инел
— названия одного класса ин-
струментов. связанных, однако, с разными
композиторскими школами и потому имею-
щих разные исполнительские традиции и
ряд конструктивных особенностей). В ру-
ках (и под ногами) у органиста — целый
оркестр или ансамбль тембрально диффе-
ренцированных голосов. Он один может ис-
полнять до пяти-шести ролей одновремен-
но. сопоставлять сольные тембры с громо-
гласным звучанием всех регистров органа.
Динамические возможности клавесина не-
сравнимо скромнее, но ему также доступ-
ны и тембровое разнообразие, и динамиче-
ские контрасты, и. главное, полифонич-
ность, способность вести несколько голо-
сов одновременно. Основное различие
двух инструментов — в характере фун-
кционирования: орган — инструмент хра-
мовый. и большая часть литературы для не-
го связана с богослужением: клавесин же
чисто светский инструмент, предназначен-
ный для домашнего (камерного) музициро-
вания. При этом в каждой стране органное
и клавирное музицирование имело свои
особенности. В Англии уже на рубеже
XVI—XVII вв. — раньше, чем где-либо в Ев-
ропе — складывается вёрджинельная шко-
ла. Во Франции расцвет клавесинного и ор-
ганного исполнительства приходится на
эпоху Людовика XIV и связан с изыскан-
но-сентиментальным стилем рококо. В не-
мецкой органной музыке сосуществуют
жанры хоральной обработки, основанной
на традиционных протестантских напевах,
и мирской по духу фантазии — пьесы им-
провизационного характера.
Каждый орган и клавесин (если это не
продукт современного поточного производ-
ства) по-своему неповторим. Созданный
дня определенного помещения, для нужд
богослужения или для приятного время-
препровождения. рассчитанный, наконец,
на того или иного исполнителя и компози-
тора. инструмент лучше всего подходит
для исполнения музыки, сообразной ему по
стилю, и не всегда оказывается пригодным
для какой-либо другой. С другой стороны,
если орган принадлежит соответствующей
эпохе, имеет подходящий набор регистров
и при этом достаточно легок и подвижен
— на нем вполне возможно исполнение
клавесинной музыки.
Поэтому тщательность, с которой
М. Саутер подбирает органы и клавесины
для каждой записываемой им программы,
можно только приветствовать.
Martin Souter
Henry Purcell Suites
1700 Tisseran harpsichord
Bate Collection. Oxford
ISIS Records CD004
70:33
Э го один из двух дисков М. Саутера с за-
писями английской музыки. Здесь собраны
восемь клавирных сюит и ряд отдельных
пьес и транскрипций Г. Пёрселла. Генри
Пёрселл (1659-1695) — величайший анг-
лийский композитор конца XVII столетия
и. возможно, всех времен Прожив недол-
го, он успел оставить огромное музыкаль-
ное наследие во всех жанрах своего време-
ни — от коронационных (придворных) од
и духовных антемов до театральной музы-
ки и опер (в числе которых гениальная „Ди-
дона и Эней"), от непритязательных пьес
для харпсикорда (еще одной разновидно-
сти клавесина) до многочисленных соль-
ных и ансамблевых песен.
Сохранилась лишь незначительная
часть клавирной музыки Пёрселла. Будучи
органистом в Вестминстерском аббатстве.
Пёрселл должен был сочинять очень мно-
го музыки для клавишных инструментов,
а также импровизировать на органе и кла-
весине. Большая часть его импровизаций.
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 108 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 110 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст