О МУЗЫКА
СЛЫШУ,
С Л Е Д О В А Т Е Л Ь Н О
С У Щ
Е С Т В У Ю
А ле кса н др а К оровина
Разве нельзя и без глаз различать дела людские?
Гляди своими ушами.
Ш ек сп и р „К ор оль Л и р
"
Есть в истории человечества такие изобретения и открытия,
которых трудно было бы избежать и которые, входя в повседнев-
ную жизнь, обретают со временем значение „второй природы"
homo sapiens. Появление этих „ключевых инструментов" куль-
туры оказывается поворотным моментом в истории, а последст-
вия обнаруживают себя во всех без исключения сферах деятель-
ности человечества. К таким изобретениям относится, безуслов-
но, письменность.
Вокруг проблем кодирования, передачи и хранения информа-
ции сосредоточен целый свод актуальных во все времена вопро-
сов науки, искусства, практической деятельности человека.
Скрытые под массой других, более частных задач, проблемы ин-
формации зачастую оказываются тайными „режиссерами" мно-
гих культурных событий (яркой иллюстрацией может служить
история книжного дела). Сегодня проблемы информации выхо-
дят на авансцену, и XXI век уже назван „веком информацион-
ной культуры“.
Появление цифровых технологий открывает новую страницу
человеческой истории. Во-первых, изменяются наши представ-
ления о пространстве: „Internet“, объединяющий географически
удаленные друг от друга области мира, представляет собой не-
материальное, лишенное физической протяженности, сущест-
вующее во временном единстве (www). Во-вторых, благодаря то-
му. что и аудио-, и видеоинформация кодируется единообразно —
цифровым способом, появляются новые, творческие возможно-
сти ее преобразования, расширяющие область сугубо функцио-
нального ее применения: открываются невиданные перспекти-
вы информационной свободы.
Для музыкального искусства, использующего в качестве ма-
териала звук и время, проблема кодирования и передачи инфор-
мации была и остается одной из труднейших задач — независи-
мо от того, идет ли речь об устной традиции (фольклор и устное
профессиональное творчество) или письменной (композиторское
творчество). Возникшая в конце XIX века принципиально иная,
отличная от нотописи форма кодирования („схватывания")
звучания — звукозапись — оказалась единственным средством
сохранитьследы безвозвратно уходящих от нас культур, ведь тра-
диционная нотная запись не в силах отразить реалии устного му-
зыкального творчества. Развитие звукоиндустрии стало решаю-
щим фактором в становлении классического джаза'. Более того,
именно в рамках музыкального искусства вспомогательное тех-
ническое средство очень быстро начинает приобретать художе-
ственные черты (сходные явления происходили в кинематогра-
фе и предшествовавшем ему искусстве фотографии). На приме-
ре видео- и аудиоискусств мы в течение всего XX века наблюда-
ем. как разворачивается процесс взаимодействия между спосо-
бом кодирования информации, с одной стороны, и порождаемы-
ми этим способом новыми особенностями ее структуры — с дру-
гой. С изобретением и развитием звукозаписи по праву связыва-
ют новый этап развития музыки.
Появившаяся благодаря звукозаписи возможность воспроиз-
ведения (тиражирования) единичного исполнения коренным об-
1
Об этом см. в статье „Джаз, классика и звукозапись" в настоящем но-
мере.
разом изменяет ситуацию, в которой музыка существовала с са-
мого своего рождения и до конца XIX века. Закон принципиаль-
ной неповторимости музыкальной информации („только здесь и
сейчас") утрачивает свою актуальность, а вместе с ним исчезает
сверхзначимость физического („жизненного") времени исполне-
ния. в то время как его художественное время приобретает свой-
ство обратимости.
Когда мы говорим о феномене музыкального бытия, мы преж-
де всего имеем в виду существование некоего идеального объек-
та в реально текущем времени. Перефразируя Паскаля, можно
сказать, что у музыки, как и у любви, не бывает возраста: она
всегда находится в состоянии рождения. Каждое новое исполне-
ние некогда созданного — чудо его возрождения, и музыкальное
сочинение — вечно юный Дон Жуан, обретающий новую любовь
с каждой встречей. Отношения музыкального произведения с
Историей и Временем похожи на авантюрные романы испанско-
го гранда, но только без трагического конца, и дон-жуанский спи-
сок каждого музыкального шедевра ежегодно пополняется но-
выми именами — каталоги фирм звукозаписи фиксируют это с
юридической беспристрастностью. Разумеется, нотопись, пред-
ставляющая собой характерную особенность профессиональной
композиторской культуры Европы, не в состоянии исчерпать все
возможные варианты этих „приключений" (у нее иное предна-
значение).
Музыкальная письменность складывалась в целостную систе-
му кодирования звучащего текста в течение достаточно долгого
времени, и каждая новая историческая эпоха корректировала
свойства музыкальной партитуры в соответствии со своими по-
требностями. Многие слои мирового музыкального пространства
оставались вне письменности, и знания о них добываются теперь
путем кропотливых поисков косвенных свидетельств. Уникаль-
ность европейской музыкальной культуры состоит в единовре-
менном существовании на протяжении десяти веков двух раз-
личных архетипических форм музыкального сознания — устной
и письменной.
Эпоха раннего христианства — время зарождения европейской
музыкальной письменности, точка отсчета длительного культур-
ного процесса, во многом парадоксального и по происхождению,
и по бытованию. „Верхний" слой музыкального сознания, свя-
занный с христианской духовной практикой и формируемый
культовым, каноническим бытием музыки, создавал устойчивую
письменную традицию-', другой, „нижний" слой — внеиерковное
музицирование — сохранял черты устного творчества (в том чис-
ле и профессионального). Напомним, что античная музыкаль-
ная культура (а именно ей суждено было стать фундаментом
искусства звуков западной цивилизации) в основных своих чер-
тах мало чем отличалась от предшествовавших и современных
ей древних музыкальных культур других регионов — Востока
(Китай). Юго-Восточной Азии (Индия). Междуречья (пожалуй,
именно акустические опыты, начатые школой Пифагора, и со-
ставляют основное отличие музыкальной практики древних гре-
ков от звукового творчества их современников — сирийцев,
иранцев и др.). Крушением античной цивилизации началось ве-
ликое разделение мира на Запад и Восток. Наступление новой
исторической эпохи ознаменовалось рождением первой миро-
вой религии.
2
„Верхний", ибо и в теории музыки, и на практике утверждается именно
такое иерархическое соотношение письменного и устного.
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 103 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 105 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст