C D
СПРАВОЧНИК
<6,8 (то же с резонансным пиком +10 дБ):
<13 (без применения демпфирования или с динамическим демпфиро-
ванием).
3) Соотношение между вертикальной составляющей динамической гиб-
кости (в мкм/мН ) и прижимной силой (в мН):
С,„= 168/5.
4) Соотношение между действующей массой подвижной системы зву-
коснимателя и прижимной силой:
Л1,(г<0,14 мг на каждый
грамм
прижимной силы для сферической иглы
радиусом 18 мкм 1111:
AI,,, <0.28 мг на каждый
грамм
прижимной силы для многорадиусной
иглы |26], например типа .
.Van den Hui".
II. СОГЛАСОВАНИЕ ВЫХОДОВ ИСТОЧНИКОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ И ВХОДОВ УСИЛИТЕЛЯ10 1
Здесь и далее речь пойдет о соглашении между производителями аудио-
компонентов. в котором принимались во внимание скорее сложившиеся
традиции, чем физика.
Производители аудиоаппаратуры договорились об унификации пара-
метров для трех видов источников программ:
а) электропроигрывателя с головкой
высокой чувствительности,
под-
ключаемого к корректирующему входу усилителя (так называемому вхо-
ду ММ):
б) электропроигрывателя с головкой
низкой чувствительности,
под-
ключаемого к корректирующему входу усилителя (так называемому вхо-
ду МС):
в) корректора, тюнера, магнитофона, проигрывателя компакт-дисков
или другого вспомогательного оборудования, подключаемого к линейно-
му входу усилителя (так называемому входу высокого уровня).
1.
Выходные параметры головки звукоснимателя, используемые при
согласовании с корректирующим входом усилителя (см. МЭК 98А,
МЭК 268-15)
Тип преобразоват еля
(type Iranduser). Обозначается в паспорте на
головку. Из этого обозначения должен быть ясен принцип преобразова-
ния механических колебаний иглы в электрические. У большинства со-
временных головок звукоснимателя напряжение на выходе обусловлено
явлением электромагнитной индукции и поэтому пропорционально ско-
рости колебаний иглы. Такие головки называют
магнитными.
Преобра-
зователи магнитных головок подразделяются на следующие виды: с под-
вижным магнитом (ММ), с индуцированным магнитом (1М), с перемен-
ным магнитным сопротивлением (MI) и с подвижными катушками (МС).
Ч увст вит ельпост ь канала.
мВ /см/с (canal sensitivity, m V /cm /s).
Это отношение напряжения, развиваемого звукоснимателем на выходе
правого или левого каналов на номинальном сопротивлении нагрузки и
при частоте 1000 Гц. к колебательной скорости записи" .
Высокая чувствительность головок, в соответствии с п. 11 МЭК 268-
15. должна находиться в пределах от 0.7 до 2 мВ/см/с. а низкая чувстви-
тельность — от 0.04 до 0.16 мВ /см /с. Если изменить размерность чувст-
вительности на размерность в системе СИ — В /м /с, то она предстанет
перед нами как коэффициент электромеханической связи BI (где В — ин-
дукция в зазоре магнита. Тл; / — длина проводника в этом зазоре, м) ме-
жду колебательной скоростью нглы и ЭЛС:? на выходе головки звукосни-
мателя.
Н ом инальное сопрот ивление головки
(rated impedance). Это пол-
ное внутреннее сопротивление, измеренное на выходе каждого канала го-
ловки. Для головок магнитного типа обычно указывают сопротивление
по постоянному току в Ом (О) и индуктивность обмотки в мГн (m il).
Н ом инальное сопрот ивление н а гр узки головки,
кОм (rated load
impedance, kU) Это сопротивление представляет собой нагрузку канала
головки, при использовании которой производитель гарантирует парамет-
ры этой головки. (Обычно указывают сопротивление нагрузки в кОм и
значение рекомендуемой параллельной емкости впФ .) Производителям
головок разрешается рекомендовать специальную корректирующую цепь
ее нагрузки (см. МЭК98А. n. 3.3.3d). В общем случае головки высокой
чувствительности должны быть рассчитаны на номинальное сопротивле-
ние нагрузки 47 кОм и параллельно к нему емкость 420 пФ (учитывает
емкость кабеля и входную емкость усилителя).
Головки низкой чувствительности должны работать на номинальное
сопротивление нагрузки 100 Ом.
10
Усилителем будем называть предусилитель или имеющую
самостоятельный выход
предварительную
часть полного усилителя, при этом оконечную
часть полного уси-
лителя будем называть усилителем мощности
11
Иногда производители головок вместо чувствительности приводят значение на-
пряжения. развиваемого на выходе головки при колебательной скорости поперечной
записи 5см/с. Чувствительность голонкн в этом случае равна /. выходного напря-
жения головки.
ЭДС —
электродвижущая сила. В
(английское сокращение —
е.т.Г).
Н о м и н а л ьн о е вы ход ное напряж ение,
мВ (rated output voltage,
mV). Э
то напряжение на выходе головки при нижнем пределе ее чувст-
вительности (см. выше) и колебательной скорости записи 7 с м /с на часто-
те 1000 Гц. Номинальное выходное напряжение головок высокой чувст-
вительности — 5 мВ, низкой чувствительности — 0,3 мВ.
М а к с и м а л ь н о е вы хо д н о е н а п р яж ен и е.
мВ (maximum output
voltage, mV). Это напряжение на выходе канала головки при верхнем пре-
деле ее чувствительности и принятой за максимум колебательной скоро-
сти записи в правом или левом канале 17.5 с м /с в диапазоне частот от
700 до 3000 Гц. Максимальное выходное напряжение у головок высокой
чувствительности не должно превышать 35 мВ. а низкой — 2,8 мВ.
Подразделение головок на два вида чувствительности — высокого уровня
и низкого уровня — сложилось исторически в конкурентной борьбе двух идео-
логических принципов.
Принцип ММ:
легкий подвижной магнит взаимодей-
ствует с неподвижной катушкой большого размера, намотанной проводом
большой длины (изобретение братьев Шур (Shure), патент США № 3475565,
опубликован 17.12.68).
Принцип МС:
маленькая и легкая подвижная катушка
провода (без магнитного сердечника) взаимодействует с неподвижным маг-
нитом большой энергии (первое удачное промышленное воплощение этого
принципа продемонстрировано в головке „Ortofon type SPU-G", разработку
которой относят к началу 1960-х гг.).
На самом деле не важно, что относительно чего колеблется. Значение имеет
то, что в головках ММ удалось получить большое выходное напряжение за
счет огромной длины проводника и, соответственно, большой индуктивности
катушки (обычно более 0.5 Гн).
В головках МС, при существенно большей (примерно в 10 раз) магнитной
индукции, из-за невозможности намотать сверхминиатюрную катушку про-
водом нужной длины пришлось довольствоваться существенно более низкой
чувствительностью, чем в головках ММ.
То, что раньше казалось недостатком головки МС. вскоре обернулось ее
достоинством. Все стали отмечать, что звучание головок МС в сравнении с
головками ММ заметно лучше. Сейчас этот феномен несложно объяснить, во-
первых, существенным сокращением длины проводника катушки головки МС
и, во-вторых, меньшей ее индуктивностью. Неблагоприятное действие на му-
зыкальный сигнал большой индуктивности катушки в головках ММ выража-
ется искажениями групповой задержки, которые наблюдаются при прохож-
дении музыкального сигнала через Г-образный НЧ-фильтр, образованный этой
индуктивностью и суммарной емкостью кабеля, которая включает емкость ка-
беля и емкость, действующую на входе усилителя.
Небольшую по длине проводника катушку и, соответственно, малую ин-
дуктивность имеют головки МС(1), так называемые МС-головки высокого уров-
ня. Они содержат магнитный сердечник в подвижной катушке. Благодаря этому
сердечнику такие головки по чувствительности приближаются к ММ, а по ка-
честву звучания — к МС. Кстати, многие считают этот сердечник недостатком,
хотя не могут объяснить, почему. Я же думаю, что принцип действия головки
сам по себе не важен. Обращать внимание надо прежде всего на то, чтобы
индуктивность ее катушек (приведенная к входу ММ) не превышала 50 мГн.
Всем известно, что проигрыватель LP, подключенный к входу усилителя,
нуждается в специальной коррекции АЧХ. Такой корректор либо встроен в
предварительный усилитель, либо выполнен в виде отдельного компонента.
Необходимость коррекции вызвана тем, что применяемые обычно головки
звукоснимателя являются преобразователем скорости колебаний иглы в элек-
трическое напряжение, а также тем, что запись на грампластинке имеет АЧХ с
изломами, которые при воспроизведении приходится „выпрямлять". Если вы-
разить эту мысль более точно, АЧХ воспроизведения должна быть инверсной
по отношению к АЧХ записи. Хотя частотная коррекция записи не фигурирует
среди параметров согласования аудиокомпонентов (см. МЭК 268-15, п. 11),
историю появления такого корректирования знать необходимо: тогда будет
понятно, почему виниловые диски, особенно ранних выпусков, не удается с
хорошим качеством воспроизвести на современной аудиоаппаратуре.
Идея корректирования АЧХ записи и затем возвращения к исходной ха-
рактеристике при воспроизведении рождалась в 1920-е гг., одновременно с
переходом с акустической записи на электрическую. С инженерной точки зре-
ния, коррекция АЧХ при записи позволяет „вписать" средний спектр макси-
мальной мощности музыкального сигнала" в рассмотренные выше пределы
механической записи и, таким образом, получить некоторый выигрыш в от-
ношении сигнал/шум при воспроизведении, а значит, расширить динамиче-
ский диапазон записи. Вопрос о том, как это сделать наилучшим образом,
оказался непростым. В эпоху записи на 78 об/мин использовалось более 20
типов частотной коррекции записи. В 1950-е гг., когда началось производст-
во LP, осталось три основных типа:
1)
„Columbia Long Play" (UK). Эту коррекцию использовали фирмы „Colum-
bia UK", „HMV" и .EMI“;
: В
расчет было принято распределение максимального звукового давления, созда-
ваемого симфоническим оркестром в составе 75 музыкальных инструментов (см.:
Н Fletcher.
Phisical Characteristics of Speech and Music —
Bell System Tech. J.
. 1931.
July, p. 349).
ДУШ
АУДИО МАГАЗИН 6/1997
предыдущая страница 96 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 98 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст