СПРАВОЧНИК
C D
искажений может быть записана резцом рекордера. В соответствии с п. 11
МЭК268-15. СКЗ максимальной колебательной скорости не должно пре-
вышать 17.5 см /с:
— максимальное колебательное смешение модулированной канавки
не должно превышать 50.8 х Ю''м. Этот предел задается максимальной
амплитудой колебательного смешения записи, при которой не происхо-
дит пересечения канавок грампластинки:
— максимальное ускорение иглы звукоснимателя, которое может воз-
никнуть в результате огибания короблений грампластинки. Значение этой
величины считается равным 0,23 м/с2:
— максимальная колебательная скорость иглы в процессе огибания
короблений грампластинки. В наихудшем случае это значение составля-
ет 0,6 см / с на частоте 3 Гц. затем, начиная с частоты 10 Гц и выше, на-
блюдается минимум 0,2 см /с.
Указанные в последних двух пунктах значения подтверждены экспе-
риментально 112|.
Опираясь на эти данные, Хант утверждал, что свобода выбора конст-
рукционных (механических) параметров головки и тонарма ограничена.
Чтобы обосновать это утверждение, он связал предельные параметры
грамзаписи с конструкционными параметрами головки и тонарма, выра-
зив эту связь в форме трех неравенств:
5р>М Д ,
где У2 — прижимная сила звукоснимателя. Н;
С», — динамическая гибкость подвижной системы звукоснимателя.
м /Н ;
М
, — действующая масса звукоснимателя (головки и тонарма), кг:
/?,, — приведенное к игле механическое сопротивление демпфера зву-
коснимателя вязкого типа. Н с/м ;
М„
— действующая масса подвижной системы звукоснимателя, кг;
4« — максимальное колебательное смешение модулированной канав-
ки. м:
, — максимальная радиальная скорость тонарма при перемещении
головки к центру диска, м/с:
4« — максимальное ускорение иглы в модулированной канавке, м /с2;
— максимальное ускорение иглы, вызванное короблением грампла-
стинки, м/с2.
.
Прежде чем делать выводы, остановимся еще на двух важных услови-
ях согласования грампластинки и звукоснимателя. Эти условия прямо
не следуют из приведенных выше неравенств. Речь идет о критических
резонансах звукоснимателя. Первый, так называемый ВЧ-резонанс. об-
разован гибкостью6 канавки грампластинки (при ее контакте с иглой зву-
коснимателя) и действующей массой подвижной системы звукоснимате-
ля. У современных звукоснимателей эта частота обычно располагается
выше 12 кГц. Второй, так называемый НЧ-резонанс, образован гибкостью
подвижной системы звукоснимателя и действующей массой этого звуко-
снимателя (то есть тонарма и головки) Частота этого резонанса обычно
расположена ниже 20 Гц. Важно, что механическое сопротивление зву-
коснимателя. приведенное к игле, на частотах этих резонансов возраста-
ет пропорционально добротности каждого из них. Обычно добротность
этих резонансов бывает больше 10. Несмотря на то что эти резонансы
часто находятся за пределами диапазона воспроизводимых частот аудио-
системы. вред, наносимый ими качеству звучания, весьма ощутим, и об
этом стоит поговорить.
0 ВЧ-резонансе подвижной системы звукоснимателя
В его окрестности (* 1
октава) наблюдается рост нелинейных искаже-
ний (в основном частотно-разностных) |13|, причем искажения эти часто
превышают несколько процентов |14|; кроме того, существенно растет
шум. сопровождающий отслеживание иглой канавки. Искажения, о ко-
торых идет речь, называют
динамическими
или
деформационными
(15).
Сузив рассматриваемый вопрос до роли ВЧ-резонанса в согласовании зву-
коснимателя и грампластинки, можно смело утверждать: когда этот ре-
зонанс расположен в звуковом диапазоне, он является причиной частых
микроотрывов иглы от канавки грампластинки. Можно избежать этих не-
приятностей. выбрав частоту ВЧ-резонанса выше удвоенной частоты верх-
ней границы звукового диапазона 1111
Для этого подвижная система го-
ловки звукоснимателя должна иметь действующую массу, составляющую
доли миллиграмма. Технически это осуществимо, если иглодержатель из-
готовлен из бериллия, имеет форму конуса и интегрирован с иглой |16].
например путем нанесения на его кончик алмазной пленки 117|. Механи-
6
Гибкость определяется упругой реакцией канавки грампластинки при динамическом
взаимодействии с ней кончика иглы
звукоснимателя.
ческое сопротивление подвижной системы в районе ВЧ-резонанса мож-
но уменьшить, обеспечив его динамическое демпфирование. С этой це-
лью между иглодержателем и подвижной частью преобразователя вво-
дится вязко-упругая связь |18, 19|
Об НЧ-резонансе звукоснимателя
В результате огибания иглой звукоснимателя даже небольших короб-
лений грампластинки, на частоте НЧ-резонанса возникают колебания то-
нарма относительно грампластинки, амплитуда которых при отсутствии,
демпфирования этого резонанса более чем на 20 дБ превышает амплиту-
ду колебаний иглы, вызванных этими короблениями. В процессе верти-
кальных колебаний тонарма игла звукоснимателя совершает также про-
дольные колебания (то есть вдоль канавки), которые являются причиной
заметной детонации звука. Эта детонация в проигрывателях без демпфи-
рования тонарма достигает 0,5% 120). Вернемся к вопросу согласования
грампластинки и звукоснимателя: существенный рост механического со-
противления его подвижной системы в окрестности НЧ-резонанса явля-
ется главной причиной нарушения контакта этой системы с канавкой грам-
пластинки. Этот дефект можно устранить только путем применения уст-
ройств для демпфирования НЧ-резонанса звукоснимателя. Об этом зна-
ли основоположники механической звукозаписи и воспроизведения
Хант 11
11, Бауер |10| идр. Недотепы конструкторы современных сверх-
дорогих проигрывателей LP об этом уже нс знают, хотя теория и расчет
основных видов механического демпфирования звукоснимателей были
разработаны еще 20 лет назад [201.
Назовем основные виды механического демпфирования звукоснима-
телей.
Применение вязкой (резистивной) связи между тонармом и его не-
подвижным основанием.
Техническое воплощение этого вида демпфи-
рования можно встретить во многих проигрывателях (см. об этом, в част-
ности. в .
.AM" № 4 (5) 95, с. 61).
Динамическое резонансное демпфирование.
Основано на взаимодей-
ствии рычага тонарма и настроенного на частоту НЧ-резонанса его про-
тивовеса. Обе части тонарма соединены между собой вязко-упруго. (Этот
вид демпфирования был реализован в электропроигрывателе .
.Dual 701".)
Динамическое демпфирование вязкого типа.
Устройство демпфиро-
вания этого вида включает тело демпфера (имеющее ощутимую массу,
приведенную к игле), которая взаимодействует с действующей массой
звукоснимателя через вязкую связь. Идея такого демпфирования принад-
лежит Накан |2 11. однако автор не смог довести эту идею до промышлен-
ного воплощения из-за трудностей, возникших при конструировании та-
кого тонарма. Над осуществлением динамического вязкого демпфирова-
ния звукоснимателей работали многие, однако реализовать его удалось,
как мне известно, только в СССР в электропроигрывателе .
.Корвет 003“
122. 23]. Вспомните большой блестящий шар. расположенный на пересе-
чении осей тонарма. Как удалось решить возникшие при реализации это-
го устройства технические проблемы, вы можете узнать, прочитав ста-
тью в журнале „Радио" |24|. Тонарм с демпфером-шаром, подвешенным в
сферической полости, которая была заполнена вязкой жидкостью, мои
сослуживцы называли „яйцом Лихницкого". К сожалению, после моего
ухода из „Морфизприбора" оставшиеся разработчики-энтузиасты почти
сразу удалили желток (то есть внутренний шар) из этого яйца.
Следует упомянуть и о тонармах, в которых используется достаточно
сложное по конструкции электромеханическое демпфирование. — при-
мером может служить тонарм в электропроигрывателе .
.Denon L7" Бо-
лее простым применением электромеханического демпфирования этого
типа можно считать шунтирование обмоток головки последовательной
резонансной цепью, настроенной на частоту НЧ-резонанса звукоснима-
теля |25|.
А теперь обещанные мной простые соотношения между конструкци-
онными параметрами головки и тонарма, при которых обеспечивается со-
гласование звукоснимателя и грампластинки.
1) Частота НЧ-резонанса звукоснимателя. Гц:
/„,= (2 it)4 A 4 „C J'-’.
Эта частота должна иметь следующие значения:
15-18 Гц (для звукоснимателя без демпфирования);
>11 Гц (в случае демпфера вязкого типа):
>9 Гц (в случае динамического резонансного демпфирования);
>7 Гц (в случае динамического демпфирования вязкого типа).
2) Соотношение действующей массы звукоснимателя и прижимной си-
лы |11|.
Отношение выраженной в граммах массы звукоснимателя (А)„) к вы-
раженной в
граммах
прижимной силе'1
должно составлять:
<3,5 (при использовании демпфирования вязкого типа с резонансным
пиком +ЗдБ);
*
Грамм-си.ш,
пока еще законная внесистемная единица, соответствует 10.2 мН
АУДИО МАГАЗИН 6/1997
предыдущая страница 95 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 97 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст