G D СПРАВОЧНИК
Способность к огибанию канавки.
мН (tracking ability. mN). Этот
параметр определяется значением минимальной прижимной силы звуко-
снимателя. требуемой для поддержания контакта между его иглой и обеи-
ми стенками канавки грампластинки при воспроизведении тестовой за-
писи „EMI Ltd“ TS20I (см. [5|. appendix D).
Тестовый диск TS201 имеет следующие параметры: диаметр диска
175 мм; частота вращения 3 3 'Л об/мин; сигнал синусоидальный (отдель-
но в правом и левом канале), его частота изменяется от 80 до 8000 Гц и
опять к 80 Гц. От 80 до 630 Гц колебательная скорость записи увеличива-
ется с 0,6 до 8 см /с, от 2 до 2,5 кГц имеет практически постоянное значе-
ние 12 см/с (кстати, это значение не является предельным для LP-записи,
см. ниже), выше частоты 2,5 кГц колебательная скорость записи падает.
Если при проигрывании этого диска вы не заметите хрипа, вызванного
отрывом иглы звукоснимателя от канавки, значит, проверяемый звуко-
сниматель механически согласован с грампластинкой. Гарантия произ-
водителя звукоснимателей, проверившего свою продукцию с помощью
этого тестового диска, наверное, устроила бы всех, если бы головка и то-
нарм продавались как единое целое. Ну. а что делать, если вы купили
головку отдельно от тонарма, да к тому же тестового диска у вас нет?
Здесь Лушечка сразу бы встряла: „Прижать иглу как следует, чтобы не
выскакивала, и все дела!" Но не стоит спешить с присвоением самой го-
ворливой собачке степени доктора наук.
Если установить прижимную силу более 20 мН (при использовании
сферической иглы) или более 40 мН (при многорадиусной игле, напри-
мер типа .
.Van den НиГ). то после проигрывания грампластинки ее ка-
навка будет необратимо деформирована [10|. Грампластинка приобретет
радиальные блики, а при повторном ее воспроизведении будут хорошо
заметны шум, хрипы и потрескивания. Такую пластинку обычно называ-
ют „заезженной“. Чтобы не испортить свои любимые записи, попробуем
установить прижимную силу в соответствии с указаниями в инструкции
к головке звукоснимателя. И снова беда! Беспомощно наблюдаем, как ни
с того ни с сего игла застревает на одном месте или начинает скакать по
грампластинке, или в громких местах на вас обрушивается ужасающий
скрежет, да к тому же вы замечаете странное подвывание, наподобие пла-
ча гавайской гитары. Однако не спешите обращаться с жалобой в фирму-
производитель. В том, что происходит, виноваты вы сами, поскольку не
учли механические параметры согласования головки звукоснимателя и
тонарма — и понятно почему: эти параметры никогда не рассматрива-
лись как присоединительные, так как они
конст рукционны е
Для
головки звуко сн и м а т еля
это следующие параметры:
• динамическая гибкость (вертикальная и поперечная), мкм/мН
(dynamic compliance (vert/latéral). pm /m N ):
• действующая масса подвижной системы головки, мг (effective mass
of stylis assemble, mg);
• масса головки, г (weight (or mass), grams).
Для
т онарм а
это следующие параметры:
• действующая масса тонарма, г (effective mass of tonarm. grams):
• рекомендуемая масса головки от и до. г (cartrige weight range, granjs):
• тип демпфирования (type damping).
Оказывается, только учитывая эти. напрямую не связанные с переда-
чей сигнала, конструкционные параметры, можно оценить согласован-
ность головки и тонарма и их способность совместно обеспечивать на-
дежное огибание канавки грампластинки, в том числе „мелодийной". Что-
бы оценить эту способность, необходимо взять калькулятор и произве-
сти несложные расчеты. Но для начала немножко физики.
Начнем с того, что в механике есть свой закон Ома, который в прило-
жении к затронутому нами вопросу согласования гласит: сила взаим о-
действия иглы и кан авки равна колебательной скорости этой ка-
навки, умнож енной на приведенное к игле механическое сопро-
тивление звукосним ателя (действую щ ее). Чтобы игла не отрывалась
от канавки грампластинки, упомянутая мной сила взаимодействия долж-
на быть меньше прижимной силы звукоснимателя. Рассчитать силу взаи-
модействия иглы и канавки можно, зная динамические пределы колеба-
ний иглы в канавке грампластинки (в диапазоне частот, который несколь-
ко шире звукового диапазона). Такие пределы установлены Хантом 11 11
на основе анализа физических ограничений механической звукозаписи:
— максимальное мгновенное ускорение модулированной канавки грам-
пластинки не должно превышать 9,8 х 103 м/с-’ или 1000 g (не правда ли.
впечатляющее значение?). Этот предел определяется
кривизной1
'
моду-
лированной канавки, которую может.огибать игла со сферическим кон-
чиком. имеющим радиус 18 мкм;
— максимальная колебательная скорость модулированной канавки
грампластинки не должна превышать 0,25 м/с (амплитудное значение)
Значение этого предела определяется
крутизной’
канавки, которая без
1
Кривизна канавки
это величина, обратная радиусу искривления модулированной
канавки. В
расчет принимается ее наибольшее значение за период волны записи.
:
Крутизна канавки —
это тангенс наибольшего утла наклона модулированной ка-
навки за период волны записи.
Новая концепция звука, основанная на новейших технологиях и
суперсовременных материалах.
Победитель выставок начиная с 1995 года в Нью-Йорке, Лондоне, Франкфурте.
М осква , у л . В а си ль е в ск а я , д . 2, кор п. 2.
к и
Т е л .: 2 5 4 -4 7 -0 4 ,
ф а к с : 2 5 4 -9 8 -0 7
ЦВД
он
предыдущая страница 94 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 96 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст