СПРАВОЧНИК C S
ной отрицательной обратной связи по напряжению. Оказывается, такое
сопротивление соответствует физическому только при малом уровне сиг-
нала и при определенных соотношениях между мнимой и действитель-
ной частью комплексного сопротивления источника сигнала и нагрузки.
И последнее в этом беглом обзоре — так называемые
внесистемные
величины. К ним можно отнести выраженное в децибелах отношение ве-
личин. имеющих одну размерность. Наиболее привычной внесистемной
величиной является
уровень звукового давления
(sound pressure level —
SPD . К выраженным в децибелах величинам обязательно добавляется
слово
уровень.
Коэффициент демпфирования (параметр усилителя мощности) также
внесистемная величина. Этот коэффициент выражает соотношение но-
минального сопротивления нагрузки и выходного сопротивления усили-
теля. Эта устремленная в бесконечность величина обычно оказывает на
потребителя магическое действие, хотя ни в каких расчетах, касающих-
ся согласования усилителя и громкоговорителя, она не учитывается. На
самом деле потребитель может воспользоваться этой величиной только
для качественной оценки влияния выходного сопротивления усилителей
на работу разделительного фильтра акустической системы. Если коэф-
фициент демпфирования больше 10, то о его влиянии на качество работы
акустической системы можно забыть.
Коэффициент демпфирования и мощность — это параметры аудиоап-
паратуры. которые по своей сути никакого смысла не несут. Они. подоб-
но заклинаниям живших еще в том музыкальном времени египетских жре-
цов, воздействуют прежде всего на подсознание потребителей и служат
тем самым благородной цели аудиофикации нашей страны и мира.
Несколько слов о единицах измерения рассмотренных величин. Изу-
чая рекламные проспекты или многоколоночные таблицы с параметрами
аудиокомпонентов, вы постоянно сталкиваетесь с тем. что указанные в
них величины имеют единицы измерения, которые отличаются от приня-
тых в международной системе СИ. Такие единицы, как микрон, минута,
число оборотов в минуту, грамм-сила. см/с. мВ/см/с. мкм/мН и т. п., от-
носят к
внесистемным.
Будучи не совсем законными, они применяются
только потому, что нормируемые параметры аудиоаппаратуры и едини-
цы их измерения родились задолго до появления системы СИ.
Конечно, для рядового покупателя аудиоаппаратуры не важно, в каких
единицах измеряется та или иная величина, главное — привычка. Ведь
гораздо привычней для восприятия частота вращения ЗЗ'Л об/м ин. чем
0,55 (и еще 5 в периоде) об/с. Сложнее тем. кто решил воспользоваться
параметрами аудиоаппаратуры, то есть произвести на их основе какие-ли-
бо расчеты. Мой настоятельный совет таков: прежде чем взяться за дело,
аккуратнейшим образом пересчитайте все единицы измерения парамет-
ров аудиокомпонентов в единицы системы СИ. Чтобы при таком пересчете
у вас не возникло недоразумений, далее в тексте рядом с каждым опреде-
ляемым параметром я указываю единицы измерения, получившие наиболь-
шее распространение в стандартах и у производителей аудиоаппаратуры.
ПРИНЦИПЫ, ПОДХОДЫ, СОГЛАШЕНИЯ
В принципах согласования аудиокомпонентов, несмотря на элементы
кривой логики, есть ясно очерченный и вполне рациональный смысл.
Смысл этот эволюционным путем оттачивался более 30 лет. поэтому, не-
смотря на изначальные различия национальных подходов, принципы со-
гласования в конце концов оказались у всех примерно одинаковыми. Это
помогло в конце концов всем договориться и создать международный до-
кумент (МЭК 268-15). включающий требования к согласованию компо-
нентов аудиоаппаратуры, которыми должны руководствоваться все ее про-
изводители. Начиная свою работу, разработчики документа договорились
принимать в расчет только те аудиокомпоненты, которые потребитель рас-
сматривает как заменяемые в своей аудиосистеме и которые характери-
зуются входными и выходными параметрами вне зависимости от других
компонентов аудиосистемы. Последнему условию, как оказалось, не от-
вечают головки звукоснимателей и тонармы (об этом см. ниже).
Изначально подход к согласованию аудиокомпонентов был ориенти-
рован на то. что главный источник музыкальных программ — проигрыва-
тель LP. Другие источники — я имею в виду тюнер, магнитофон, проиг-
рыватель компакт-дисков — „присоединились" к аудиосистеме позже.
Специфика подхода к согласованию аудиокомпонентов и выбор соответ-
ствующих параметров предопределились разбросом максимальных уров-
ней записей на LP (более 10 дБ) и различием чувствительности выпускае-
мых промышленностью головок звукоснимателей. Из-за этого разброса
сложнее всего оказалось нормировать максимальный и минимальный
уровни сигналов на входах и выходах согласуемых компонентов, при ко-
торых обеспечивается нормальная громкость звучания аудиосистемы.
В рамках МЭК 268-15, к сожалению, не удалось договориться обо всех
важных параметрах согласования, так что эти договоренности можно счи-
тать лишь „таможенным" соглашением между производителями аудио-
компонентов. Обозначим
таможенные
границы между аудиокомпонен-
тами на схеме (рис. 1).
П ривод диска
к
Грампласт инка
!
Головко * т о ка р ь
И ст очник програм и
(С ви со к и м уровнем
вы хода)
К оррект ирую щ им
уси ли т ель
Л инейный
Громко-
уси ли т ель
говорит ели
(с регулят ором
-У -
Усилит ель
и д р у ж
гром кост и)
мощ ност и
т п р е б и т е л и
мощности
tt=£>-
Выход к дописываю щ ему уст ройст ву
Рис. 1. Структурна» схема аудиосистемы
. В
этой схеме усилитель, в котором
объединены
функции предварительного усилителя и
усилителя мощности, называется
полным; предва-
рительным
называется линейный усилитель, имеющий в своем
составе корректирующий уси-
литель или не имеющий его. Все таможенные границы
между аудиокомлонентами обозначе-
ны
знаком
мХ*
Обсуждение вопросов, касающихся согласования аудиокомпонентов,
начнем с рассмотрения параметров согласования у грампластинки и элек-
тропроигрывателя. а затем, миновав все таможенные посты, остановим-
ся на разновидностях мощности при согласовании усилителя и громкого-
ворителя. Для каэкдого параметра согласования будут приведены все наи-
более часто употребляемые термины (на русском и английском языках),
условия определения параметров, а также единицы измерения. В случа-
ях. когда в разных стандартах встречаются неодинаковые толкования од-
ного и того же параметра, будет даваться их сравнительный анализ. Для
тех. кто желает более подробно ознакомиться с затронутыми вопросами,
в конце статьи приведена обширная библиография.
I. СОГЛАСОВАНИЕ ГРАМПЛАСТИНКИ
И ЭЛЕКТРОПРОИГРЫВАТЕЛЯ
Электропроигрыватель состоит из следующих узлов: привода диска (по-
воротного стола), головки звукоснимателя и тонарма.
1. Согласование грампластинки и привода (см. МЭК 98А [5])
Для согласования грампластинки с приводом диска нужно знать
част от у вр ащ ения диска
(номинальное значение З З '/j или 4 5 о б /
мин) (spead of rotation of turntable 3 3 ‘/a (or 45) rev/m in. сокращенно —
spead rpm 33
‘/ i
(or 45))\
Если в проигрывателе установка частоты вращения не предусмотрена,
то должно указываться среднее значение отклонения этого параметра от
номинального значения в процентах (mean deviation from each rated
spead ± % , сокращенно — spead inaccuracy. ± % ).
Можноечитать удовлетворительной неточность частоты вращения в пре-
делах ±0.5% . Мною не рассматриваются параметры привода, такие как
коэффициент детонации (wow and (later |6|) и уровень рокота (ramble |7|).
поскольку они характеризуют качество работы электропроигрывателя
2. Согласование грампластинки и звукоснимателя (см. МЭК 98А)
Звукосниматель состоит из двух „независимых" узлов — головки и то-
нарма. Для согласования звукоснимателя с грампластинкой установле-
ны следующие параметры.
Тип и разм еры кончика и глы
(stylus type). Они определяются дву-
мя радиусами, мкм: фронтальным (frontal radius, pm) и боковым (fore/aft
radius, pm). В недорогих электропроигрывателях используют одноради-
усные иглы, так называемые
сферические
(с радиусом 18 мкм). Такие иг-
лы также применяют при определении геометрической огибаемости пре-
дельно модулированной канавки грампластинки (см. МЭК 98-1 |8]). Иг-
лы, характеризуемые двумя и более радиусами кончика, называют мно-
горадиусными. У многорадиусной иглы ширина следа на стенках канавки
грампластинки меньше, чем у сферической иглы, благодаря этой особен-
ности огибание сильно модулированной канавки грампластинки не со-
провождается явными
искажениями огибания
[9|. которые всегда отме-
чаются при использовании сферической иглы. Другое важное преимуще-'
ство некоторых типов многорадиусных игл — большая площадь контак-
та с канавкой грампластинки, а это значит, что при одной и той же при-
жимной силе можно получить меньшее давление на стенки канавки и бла-
годаря этому более высокую частоту ВЧ-резонанса подвижной системы
головки звукоснимателя (см. ниже).
П риж им ная сила.
мН (tracking forse. mN) — вертикальная сила, с
которой игла звукоснимателя прижата к обеим стенкам грампластинки.
Она может быть
номинальной
— тогда указывают одно значение — или
рекомендуемой (recomended tracking forse range). В этом случае обяза-
тельно обозначают допуск этой величины или ее пределы.
В ерт икальны й у го л воспроизведения
(vertical angle of playback).
Этот угол, образованный осью иглодержателя и ее проекцией на поверх-
ность грампластинки, должен быть равен 20 ( ± 1.5)°, то есть соответство-
вать эффективному вертикальному углу записи 20° (до 1964 г. этот угол
был равен 15°). 1
1
Некоторые параметры согласования я не упоминаю
, поскольку они не нуждаются
в обсуждении (я имею
в виду размеры центрального отверстия грампластинки и т. п.).
АУДИО МАГАЗИН 6/1997
предыдущая страница 93 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 95 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст