М О Щ Н О С ТЬ
Ч а с т ь
II.
О
п а р а м е т р а х
с о г л а с о в а н и я
а у д и о к о м п о н е н т о в
Анатолий Лихницкий
СПРАВОЧНИК
Размышляя над изломами коррекции RIAA, я всегда вспоминаю замечательные
слова Владимира Ильича Ленина: „Чтобы выпрямить палку, надо ее перегнуть".
Вопрос об унификации параметров согласования аудиокомпонентов
возник в 1950-е годы, когда на смену радиоле1, в которой все необходи-
мое для хорошего звучания было в одном корпусе, пришли аудиосисте-
мы. В них почти каждый мало-мальски важный узел приобрел независи-
мость, представ перед потребителями в виде имеющего вход и выход „чер-
ного ящика"2.
Независимость — разве это плохо? Если провести аналогию между
распадом радиолы на аудиокомпоненты и распадом СССР на независи-
мые государства, то становится понятной и главная проблема, которая
возникает в подобных ситуациях: это неразбериха в таможенных отно-
шениях. в случае аудиоаппаратуры — неразбериха в параметрах согла-
сования. Несмотря на возникшие трудности, идея составлять аудиоси-
стему из компонентов, каждый из которых можно выбрать по своему ус-
мотрению. оказалась исключительно привлекательной. Покупателю, по-
лучившему неограниченную возможность выбора, стало казаться, что он
превратился в
настоящего
инженера-творца. Интерес к подобному твор-
честву и сейчас активно поддерживается публикациями о загадочных яв-
лениях в усилителях, кабелях, стеклянных и конусных подставках, а так-
же о зеленой краске1 и т. п.
К сожалению, в этом всеобщем субъективистском буме за кадром оста-
лись музыка как таковая и чисто технические проблемы унификации па-
раметров согласования аудиокомпонентов. Наверное, поэтому вопроса-
ми согласования пришлось заниматься инженерам-профессионалам. Они
должны были предложить такую систему взаимодействия между аудио-
компонентами. пользуясь которой потребитель, не задумываясь и не за-
глядывая в учебник по радиоделу, смог бы самым немыслимым образом
соединять разные аудиокомпоненты и добиваться от системы в целом не-
обходимой громкости звучания. Также требовалось, чтобы в собранной
системе не возникали дополнительный шум (фон) или искажения звука,
а также чтобы ни один компонент ни при каких условиях не „испепелял"
другой.
Этими проблемами долгие годы почти независимо друг от друга зани-
мались специалисты в США (Институт hi-fi, IHF). в Германии (Комиссия
по стандартизации) и в Швейцарии (IEC. по-русски МЭК — Междуна-
родная электротехническая комиссия).
Когда в СССР разрабатывали государственные стандарты, то обычно
лет десять выжидали, а затем придерживались рекомендаций МЭК. Сей-
час вопросами согласования аудиокомпонентов в России заниматься не-
кому. Именно поэтому, перед тем как окончательно выйти на пенсию, я
решил напомнить забытые всеми секреты. Начало этому было положено
мною в статье „Мощность. Часть I" („АМ" № 2 (7) 96. с. 65-75). В ней
рассмотрен вопрос выбора мощности усилителя, необходимой для полу-
чения в комнате прослушивания требуемой громкости звучания музыки.
Данную статью, которая является продолжением статьи „Мощность",
я начинаю с более общих вопросов — величин, которые выражают пара-
метры согласования аудиокомпонентов, затем перехожу к параметрам со-
гласования источников музыкальных программ с усилителем, а также
предварительного усилителя с усилителем мощности. О согласовании уси-
лителя мощности и громкоговорителя по множеству мощностей (кроме
рассмотренной ранее), а их более десяти, я расскажу в третьей части ста-
тьи „Мощность".
1
Радиола —
конструктивное сочетание радиоприемника с электролроигрываюишм
устройством (ГОСТ 13699—
74)
„Черным ящиком" ученые называют устройство (аппарат), между входом и выходом
которого могут быть установлены причинно-следственные отношения, при этом струк-
тура черного япшка и взаимодействие внутренних элементов остаются неизвестными.
Например, черным ящиком является автор. Если на его входе есть гонорар, то на
выходе будет статья. Как устроен автор и
как он перерабатывает гонорар в статью
,
никто не знает.
Зеленой краской иногда окрашивают изнутри приемник компакт-дисков. Многие
считают, что цвет приемника диска —
важнейший параметр согласования диска с
проигрывателем.
ПАРАМЕТРЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ЕДИНИЦЫ
Начну с вопроса, почему потребовалось так много параметров согла-
сования. обозначаемых, на первый взгляд, почти одинаково. На примере
знакомого уже понятия „мощность" попробую обосновать такую необхо-
димость.
Вспомним, что каждая величина, взятая нами для количественной оцен-
ки сигнала, чаще всего характеризует его одним числом. Переход от вре-
менной функции сигнала (например, синусоидальной) к числу уже рас-
смотрен в части I статьи „Мощность" (с. 67). Важно, что каждый исполь-
зованный для такого перехода вид обработки сигнала имеет определен-
ный физический смысл, который обозначают прилагательным:
пиковая
мощность,
средняя
мощность. Если вид обработки сигнала очевиден, его
можно не указывать. Так. когда мощность
средняя,
вид обработки обыч-
но не обозначают. Или если написано „напряжение переменного тока",
то это означает, что речь идет о его эффективном, точнее сказать, средне-
квадратическом значении (СКЗ) (по-английски: root mean square, сокра-
щенно RMS).
Каждая величина может быть соотнесена со входом или выходом аудио-
компонента. Обозначается это так:
входная
мощность — значит, „потреб-
ляемая аудиокомпонентом";
выходная
мощность — значит, „отдаваемая
в нагрузку“.
Каждая величина может выступать и как измеряемый параметр аудио-
компонента, и как условие измерений. К примеру, можно измерять гар-
монические искажения усилителя при выходной мощности 10 Вт или. на-
оборот, измерять максимальную выходную мощность, при которой гар-
монические искажения не превышают заранее установленного значения,
скажем 1%. В первом случае мощность является условием измерений,
поэтому в соответствии с публикацией МЭК 268-15 |1 | ее называют
но-
минальной
(rated). Во втором случае мощность является измеряемой ве-
личиной. тогда ее называют
максимыьной.
Понятие „максимальный" может иметь один из двух смыслов: I) мак-
симальная величина должна быть „не менее" (допустим, выходная мощ-
ность усилителя): 2) максимальная величина должна быть „не более", то
есть превышение этой величины грозит неприятностями, например пере-
грузкой входа усилителя. Обычно этот нюанс становится понятным из
назначения определяемого параметра.
Несколько слов о термине „rated" („номинальный"). МЭК использует
это слово для обозначения величин, которые являются условием измере-
ния других параметров. В стандартах США слово .
.rated" обозначает „по-
требительские" параметры изделия, а для величин, являющихся условия-
ми измерения, применяется термин .
.reference" 12 ]. который я буду пере-
водить словом „референсный"
Кроме напряжения сигнала и согла-
суемых сопротивлений, номинальной (референсной) оказалась
частота сигнала 1000 Гц, а также положение регулятора громко-
сти усилителя. При таком положении поданное на вход усилите-
ля номинальное (референсное) напряжение должно обеспечить
на его выходе соответствующее номинальное (референсное) на-
пряжение или мощность
Каждая величина-параметр имеет свое назначение в системе согласо-
вания. В зависимости от своего назначения параметры разделяются на
три группы, которые соотносятся:
а) с получением требуемой громкости звучания;
б) с получением наименьших искажений и шума;
в) с обеспечением безопасного взаимодействия компонентов (так, гром-
коговоритель не должен сжечь усилитель своим „неправильным" внут-
ренним сопротивлением или, наоборот, усилитель не должен сделать то
же самое с громкоговорителем из-за чрезмерной мощности или самовоз-
буждения.
Обычно параметры, имеющие разное назначение, требуют разных ус-
ловий определения. По этой причине не обязательно рядом с величиной
указывать ее назначение, достаточно обозначить условия ее определе-
ния. Например,
мощность, ограниченная искажениями,
характеризу-
ет первое функциональное назначение;
мощность, ограниченная тем-
АУДИО МАГАЗИН 6/1997
предыдущая страница 90 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 92 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст