0
М УЗЫ КА
по принципу контраста (Allegro — Adagio —
Allegro). По своему характеру они мало на-
поминают органные композиции (даже свет-
ского типа) Иоганна Себастиана. Уже совсем
другая эпоха, совсем другие вкусы.
.. Говоря
об этом диске, следует отметить и исполни-
теля. и инструмент. Бельгийский органист
Бернард Фокрулль хорошо известен любите-
лям органной музыки по многочисленным
дискам фирмы „Ricercar", для которой он уже
записал — причем очень хорошо — большую
часть органного наследия И.-С. Баха. Сонаты
К. Ф Э. Баха Фокрулль играет на швейцар-
ском органе 1985 г.
. сделанном по образцу
зильбермановского инструмента в Глаухау.
Этот орган очень подходит для исполняемой
музыки, а органист умело использует все его
возможности. Запись фирмы „Accord" яркая,
сочная, приближенная к слушателю, что по-
зволяет как следует „расслушать“ этот кра-
сивый инструмент.
Mikchail Glinka. Trio Pathétique d-moll
Ludwig van Beethoven. Trio for Piano,
Clarinet and Cello Op. 38
Trio d'Amsterdam
Koch 3-7015-2
53:36
t f r é o d a i » i t e r d a m
^
Cjilnkd
'b e ê t h r t e n
Объединяющим началом для двух произ-
ведений, записанных на диске, является до-
статочноформальный признак — одинаковый
состав используемых здесь инструментов
(кларнет, клавир и виолончель). Оба сочине-
ния. очень популярные уже при жизни авто-
ров. были переинструментованы для такого
состава трио. „Патетическое трио" было на-
писано М. И. Глинкой для кларнета, фагота
и клавира, а Трио Бетховена является автор-
ской переработкой более раннего Септета ми-
бемоль мажор
ор.
20 ( 1800) для скрипки, аль-
та. виолончели,контрабаса, кларнета, валтор-
ны и фагота. Композиции Глинки и Бетхове-
на совершенно разные по духу: контраст ме-
жду сумрачным, действительно „патетиче-
ским" сочинением Михаила Ивановича Глин-
ки (оно написано в Италии зимой 1832-33 г.)
и светлой, „легкой" дивертисментной музы-
кой Бетховена очевиден. Приятно констати-
ровать, что музыканты „Тrio d’Amsterdam” не
поддались этому провоцирующему противо-
поставлению: предписанная партитурой
Глинки патетика нигде не подменяется вуль-
гарными всхлипываниями и рыданиями (изо-
бражение которых, кстати сказать, очень лег-
ко удается именно кларнету!). А вкус и чув-
ство меры удерживают музыкантов от превра-
щения содержательной и в то же время изящ-
ной музыки Бетховена, во многом тяготеющей
еще по форме и стилю к предшествующей га-
лантной эпохе, в легковесную безделушку.
Исполнители серьезно подошли к работе
над этими двумя произведениями, достаточно
часто фигурирующими в каталогах разных
фирм звукозаписи. Проявилось это в первую
очередь в тщательном индивидуальном под-
боре инструментов для каждого произведения
(хотя последние разделяет не так уж много
лет — около 30). Бетховенскую музыку Эрик
Хёприх (Hoeprich). известный американский
кларнетист, активно работающий в Европе,
исполняет на оригинальном инструменте
дрезденского мастера Августа Гренсера (да-
тируется приблизительно 1790 г.). Для сочи-
нения М. И. Глинки он посчитал более под-
ходящим кларнет Генриха Гренсера, появив-
шийся около 1810 г. (в записи использована
„реплика", то есть копия этого инструмента,
изготовленная самим Эриком Хёприхом). И
если для обоих произведений взята одна и та
же английская виолончель 1811г. — на ней
играет Таня Томкинс, — то к выбору клавиш-
ного инструмента Стэнли Xontaaa(Hoogland)
подошел так же внимательно, как Хёприх к
подбору кларнета. „Патетическое трио" за-
писано с использованием копии венского мо-
лоточкового инструмента (пианофорте)
И. Фритца (ок. 1818), а музыка Бетховена
исполняется на инструменте, являющемся ко-
пией мюнхенского пианофорте Д. Л. Дюлке-
на (ок. 1795). Дело, конечно, не в датах, а в
том, насколько эти инструменты самим музы-
кантам дают возможность адекватно (в меру
их умения и таланта) интерпретировать на-
писанное композиторами, а нам. слушателям,
помогают услышать и понять исполняемую
музыку. Мне этот диск понравился, и понра-
вился прежде всего бережным отношением
исполнителей к материалу. Очень хорошее
камерное музицирование.
Antonio Vivaldi
Sonate a Violino, е Basso per il Cembalo
Op. 2
F. Cipriani, ensemble „Pian & Forte"
Nuova Era 7136/37 2 CD
1:59:29
VIVAI.UI
SONATE
A
VIOLINO
, E
BASSO
ИЕН
n
m
iaALOOP. :
A N C IE N T M U SIC
Теперь уже для многих не секрет, что Ан-
тонио Вивальди написал не только четыре
концерта для скрипки с оркестром, именуе-
мые „Времена года". И тем не менее до сих
пор у некоторой части публики остается бо-
язнь выйти за рамки этих концертов и послу-
шать другие сочинения композитора (причем
так обстоят дела не только с наследием Ви-
вальди). Причину подобного „сопротивле-
ния" понять непросто. Наверное, в какой-то
степени виноваты сами музыканты и. вслед
за ними, звукозаписывающие компании, ко-
торые в течение многих десятилетий неустан-
но исполняли и тиражировали именно этот
концертный цикл „рыжего попа" (так прозва-
ли Вивальди его современники). Кроме того,
далеко не всегда и не всеми остальные произ-
ведения композитора исполнялись достато-
чно корректно, так, чтобы без всякой програм-
мности (то есть внемузыкальных стимулов)
заинтересовывать слушателя. Но в последние
годы положение резко изменилось: значи-
тельно расширился круг звучащих компози-
ций Вивальди, а уровень их исполнения ча-
сто просто великолепный!
Желающим расширить свое представление
о Вивальди и вообще об итальянской музыке
начала XVIII столетия я могу порекомендо-
вать двухдисковый альбом с прекрасными об-
разцами камерного творчества венецианско-
го мастера в исполнении сравнительно моло-
дых итальянских музыкантов. Это 12 сонат
для скрипки и бассо континуо. составившие
опус 2. которые нечасто звучат в концертах и
записываются. А хорошая их запись просто
редкость. С точки зрения техники исполнения
они не очень трудны (может быть, поэтому
ими и пренебрегают виртуозы). Гораздо слож-
нее найти верный стилистический подход к
этим очень скромным по форме сочинениям,
каждое из которых состоит из 3-5 частей и
звучит не более 10-12 минут. Фабрицио Чип-
риани (скрипка) и ансамбль „Пиано и форте"
(виолончель, клавесин и теорба — басовая
лютня) такой подход нашли. Заключается он
прежде всего в удачном сочетании филигран-
ной точности (в стилевом отношении) скри-
пичной партии и очень изобретательной ин-
струментовки бассо континуо — не только ка-
ждой сонаты, но каждой части всех 12 сонат:
в диалог со скрипкой вступает то одна лишь
виолончель, то теорба, а то и все три инстру-
мента (включая чембало) вместе. Сольную же
партию скрипки Ф. Чиприани проводит ма-
стерски, уместно и со вкусом добавляя к нот-
ному материалу Вивальди многочисленные
украшения и собственные каденции, что пре-
дусматривалось исполнительской практикой
того времени. Это придает музыке особую вы-
разительность и помогает избежать монотон-
ности. отличающей плохо продуманные
исполнения камерных сочинений этой эпохи.
При первоначальном прослушивании совсем
не обязательно стремиться поглотить весь
опус 2 целиком. Слушая понемногу, можно
по-настоящему проникнуть в эту внешне не-
притязательную музыку и получить от нее
удовольствие. Я думаю, у тех, кому удастся
этот несложный эксперимент, возникнет ин-
терес и к другим произведениям композито-
ра.
Е. Д обруш кин
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 86 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 88 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст