Ш
МУЗЫКА
Johann Sebastian Bach
Messe h-m oll BWV 232
M. Ritter, M. Mrasek, M. Schloderer,
M. Fraas, A. Rolfe Johnson,
M. George; Tölzer Knabenchor, The King s
Consort, R. King
Hyperion CDA 6720! / 2 2 CD
1:50:20
MASS IN В
MINOR
nthm
M
i «!•*
F
mat
. П
оЛ
г»
Johnen
• (borge
U
trm
r
K
vtwiti» • TTe»
C
tKß
&
Tho
Ю
лу
іпгмі
TW
KISt. s CONSORT
ЦТЛСТ) '
„Бах!
Сокрушительный звук, который заставля-
ет трепетать композиторов, падать ниц испол-
нителей, осчастливливает почитателей Баха
и
приводит в уны ние всех ост альны х
". Я
специально выделил последние слова в этом
замечательном высказывании Леонарда Берн-
стайна, поскольку уверен, что никакие утвер-
ждения вроде: „Бах — величайший компози-
тор всех времен и народов" (при всей их для
меня справедливости) не могут переубедить
этих самых „всех остальных". И все же.
.. И
все же: знатоки и почитатели Баха справед-
ливо считают вершинами его творчества три
произведения из более чем тысячного насле-
дия великого кантора церкви святого Фомы в
Лейпциге — Мессу си минор, Страсти по
Матфею и по Иоанну. Вот почему каждая но-
вая запись этих баховских шедевров, все же
появляющаяся — несмотря на трудность их
исполнения — время от времени в каталоге
той или иной фирмы, привлекает к себе осо-
бое внимание.
Для английской фирмы „Hyperion“, ката-
лог которой насчитывает почти тысячу ди-
сков. это — первая запись Мессы си минор.
А записывающий исключительно для этой
фирмы дирижер Роберт Кинг, сделавший уже,
наверное, больше сотни записей, впервые об-
ратился к вокально-ораториальному творчес-
тву И.-С. Баха (до этого Р. Кинг записал один
кантатный и один органный диск Баха). Это
мне кажется знаменательным: только приоб-
ретя очень большой опыт в исполнении му-
зыки Генделя. Перселла, Вивальди и др. (око-
ло сотни дисков), он решается приступить к
записи столь сложного шедевра, каким явля-
ется Месса си минор.
Р. Кинг предлагает нам свой вариант
использования исполнительских ресурсов
для этого монументального (особенно по мер-
кам того времени) сочинения Баха. Впервые
(по крайней мере, в звукозаписи) он полно-
стью отказывается от женского вокала не
только в хоре, но и в сольных партиях. Дока-
зывать историческую состоятельность тако-
го подхода не имеет смысла хотя бы потому,
что мы не знаем, как сам Бах распорядился
бы в данном случае: как это ни странно, при
жизни композитора полностью его гениаль-
ное сочинение не исполнялось ни разу. Дру-
гое дело, что достоверно известно: все сопра-
новые и альтовые партии во времена Баха в
духовных композициях исполнялись либо
мужчинами-фальцетистами, либо мальчика-
ми-хористами. При всем том самые знамени-
тые музыканты аутентичного направления,
сделавшие записи Мессы си минор раньше
Р. Кинга, — Н. Арнонкур. Г. Леонхардт.
Э. Пэрротт. Т. Копман — не решились по-
ручить мальчикам эти ответственные партии
(Леонхардт и Копман вообще не воспользо-
вались мальчишескими голосами, а Пэрротт
ввел их в хоры и в некоторые арии). Хоры в
Мессе занимают почти в два раза больше вре-
мени, чем арии (включая дуэты). Как и сле-
довало ожидать, во всех хорах — от первого
„Kyrie“ и до последнего „Dona nobis pacem“
— голоса мальчишеских сопрано и альтов
„Тельцер-кора“ прекрасно себя оправдывают.
В этих четырех- и пятиголосных хоровых ми-
ниатюрах точное голосоведение и декламация
являются решающими при выполнении труд-
ной задачи — сделать ясной сложную поли-
фоническую ткань музыки Баха. Светлые,
звонкие мальчишеские голоса как нельзя
лучше помогают решить эту задачу. Виртуоз-
ное управление хором помогает Р. Кингу про-
демонстрировать удачные находки, к которым
можно отнести акцентирование сопрановых
голосов в хоре „Qui tollis peccata mundi", a
также выделение на последних тактах хора
„Et in terra pax hominibus“ альтовой партии.
А как трогательно начинают сопрано хор
„Crucifixus“! Сложнее обстоит дело с сольны-
ми номерами. Теноровая и две басовые арии
исполнены очень хорошо. Особенно свежо
звучит „Quoniam tu solus Sanctus", непростая
и для певца, и для солирующего валторниста.
Не знаешь, кому отдать предпочтение: басу
Майклу Джорджу, демонстрирующему пре-
красный вокал, или Эндрю Кларку, играюще-
му сложнейшую, виртуознейшую партию на
натуральной валторне с необычной легкостью
и блеском. А вот арии для сопрано и альта да-
лись исполнителям нелегко. Из-за крайней
сложности баховского текста Р. Кингу при-
шлось распределить сопрановые и альтовые
партии в ариях и дуэтах не между двумя, а
между четырьмя мальчиками-хористами, по-
добрав более или менее подходящую для во-
кальных возможностей каждого из них арию.
И все же. несмотря на все старания солистов
одного из лучших в Германии хоров мальчи-
ков. слушатель не может не заметить тех чрез-
вычайных усилий, которые приходится при-
лагать маленьким певцам для чистого и выра-
зительного выпевания невероятно сложных
баховских мелодических фраз (далеко не всем
взрослым профессиональным певицам удает-
ся эта музыка). Р. Кинг старается помочь сво-
им вокалистам, иногда подстраивая темп арии
к трудным ее пассажам. Но своеобразная пре-
лесть звучания чистых, ясных детских голосов,
как, скажем, в напетой почти шепотом, а не
пропетой в обычном смысле знаменитой арии
..Agnus Dei", заставляет прощать некоторые
огрехи, допускаемые мальчиками в интониро-
вании сложных украшений. Ко всему прочему
надо добавить очень хорошо выстроенную ди-
рижером и отлично сыгранную инструмента-
листами „The King's Consort" оркестровую
партию (таких великолепно ликующих труб
в оркестре хора „Cum Sancto Spiritu“ я. на-
верное. не слышал раньше ни в чьем испол-
нении).
Л. Бернстайн считал, что „уныние всех
остальных" проистекает оттого, что музыку
Баха практически очень плохо знают, по-
скольку, чтобы ее услышать, надо „исправно
посещать некоторые церкви или весьма спе-
циальные концерты". В нашей стране вырос-
ло несколько поколений, которые были лише-
ны возможности услышать замечательную ду-
ховную музыку Баха в церквах, концертах и
даже в грамзаписи. „Живые“ исполнения
Мессы у нас и сейчас редкость, но вот, слава
Богу, хотя бы появился доступ к компакт-ди-
скам с хорошими записями Мессы си минор,
по которым (в отличие от концертных испол-
нений) при желании можно не только узна-
вать, но даже изучать музыку Баха. Хорошая,
профессиональная запись исполнения Мессы
под управлением Роберта Кинга — одна из них.
Carl Philipp Emanuel Bach
6 Organ Sonatas
В. Foccroulle, organ
Accord 200442
63:25
C auI Hiili|>j) E m a n u I B A C H
six SONAII S |KK*<
(XK|U
Hi iiw ik I h » n івдИі
Среди огромного наследия Карла Филип-
па Эмануила Баха — почти как у его велико-
го отца — произведения для клавишных ин-
струментов занимают достаточно скромное
место, причем меньше всего он писал именно
для органа. Это во многом объясняется спе-
цификой его работы: второй сын Иоганна Се-
бастиана, в отличие от отца, никогда не был
церковным кантором, следовательно, по ро-
ду своей деятельности не должен был многие
часы проводить за этим инструментом . Он пи-
сал больше для клавикордов, клавесина и уже
появившегося тогда пианофорте — предше-
ственника современного рояля(кстати, имен-
но навестив однажды своего сына. И.-С. Бах,
как принято считать, впервые познакомился
с новым молоточковым инструментом). Ноты
шести сонат для органа, записанных на диске,
взяты из рукописи библиотеки Брюссельской
консерватории. Всего в рукописи семь сонат,
но одна из них предназначена не для органа,
а для клавикордов или пианофорте. Эти лю-
бопытные произведения были написаны в
1750-е гг., когда Карл Филипп служил при-
дворным клавесинистом у знаменитого импе-
ратора Фридриха Великого, и предназнача-
лись принцессе прусской Анне Амалии, сест-
ре императора. Пять из шести звучащих на
диске сонат трехчастные, точно выдержанные
с э
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 84 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 86 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст