ФОНОТЕКА
О
МУЗЫКА
Spawn. The Album
Immortal/ Epic/ Sony Music Soundtrax
488118 2
14 KOMno3HiutH, 69:19
Лариса Березовчук, автор довольно забав-
ной .
.Методической аннотации к подборке му-
зыкальных произведений по курсу „Массовая
музыкальная культура: рок-музыка", превы-
ше всех других жанров ставит хард- и арт-рок.
Панк-рок и хэви-метал (а также все их разно-
видности) — это, по словам автора, „стили,
связанные с кризисом хард-рока". О „техно"
как о музыке речь вообще не идет. Тем не ме-
нее очевидно, что для „техно" (как и для „пан-
ка" и „металла")„характерны брутальность
и агрессивность по отношению к традицион-
ным ценностям музыки". В общем, сплошной
кризис жанра. Интересно, что сказала бы ува-
жаемая госпожа Березовчук, послушав аль-
бом „Spawn", представляющий собой саунд-
трек к одноименному фильму режиссера Мар-
ка Диппе. — ведь он составлен из компози-
ций. сочиненных и исполненных совместны-
ми усилиями оголтелых „металлистов" и ма-
стеров „прогрессивного техно". Мы все-таки
условимся считать плоды этого сотрудниче-
ства музыкой. Даже „DNA" (не путать с
„D.N.A.") и „NON", несомненно, музыка. А на
фоне этих откровенно издевающихся над слу-
шателем коллективов зверские риффы Кирка
Хэммета на ритмической основе техно-дуэта
„Orbital" выглядят достаточно невинно.
Появление такого альбома, как „Spawn",
было предопределено всем развитием ради-
кальных направлений музыки 1990-х. Смеши-
вать кажущиеся несовместимыми жанры на-
чали еще пионеры „индастриэла" („Throbbing
Gristle". „D.A.F."). А опыты Трента Резнора.
„Marilyn Manson" и „Ministry" по изготовле-
нию подобных музыкальных коктейлей сдела-
ли возможным сотрудничество на диске
„Spawn" Генри Роллинза и Голди. „Когп" и
„The Dust Brothers". „Prodigy“ и Тома Морел-
ла из „Rage Against The Machine“. Компози-
ции перечисленных „дуэтов" особенно хоро-
ши: мощнейший драйв плюс сложнейшая рит-
мическая структура равняется драйв в квад-
рате! Выведешь громкость на максимум, по-
прыгаешь по комнате, остервенело тряся хай-
ром. — и чувствуешь себя как после хорошей
бани: душа поет! Настоятельно рекомендую
этот незаурядный альбом и ярому фанату
..Slayer", и непримиримому приверженцу ди-
джея Спуки. Словом, „splendid time is guaran-
teed lor all“!
Portishead
„Portishead"
Go! Beat 539 435-2
11 композиций. 50:36
Три года — немалый срок. За это время
можно разлюбить даже самого незаурядного
музыканта, если он не записывает новый ма-
териал. Можно. Но не нужно. Потому что ува-
жающие себя музыканты не пекут пластинки
какблины, не выпускают по два альбома в год,
чтобы заработать побольше денег. Потому что
записать три
гениальны х
диска за полтора го-
да смогли только „The Beatles" и „Japan“.
Именно три года понадобилось Бет Гиб-
бонс и Джеффу Бэроу. чтобы прийти в себя
после головокружительного успеха их первой
пластинки „Dummy" (1994) и подготовиться
к записи очередного альбома. Надежды из-
мученных долгим ожиданием поклонников не
были обмануты, ибо если трип-хоп уже мертв,
то „бристольский саунд" еще нетТрип-хоп"
лишь ярлык, а творчество „Portishead" давно
переросло всякие жанровые и стилистиче-
ские рамки. Новый релиз Бет и Джеффа (а
также их соавтора гитариста Эдриана Атли)
— бесспорный шедевр, и в текущем году ни-
кому (с этим согласятся даже закостене-
лые приверженцы благополучно почившего
„трип-хопа") не удастся превзойти их новой
работы. Вспомнить хотя бы вводящие в транс
„Undenied“ и „Humming" — и „Mourning
Air", знакомую нам по сборнику „Help"
1995 г.! Привнесенный в альбом хруст запи-
ленной виниловой пластинки, безумные дид-
жейские скрэтчи. трогательный мелодизм
композиций, челестоподобные звуки синтеза-
тора в „Undenied", навевающие воспомина-
ния о „Танце Феи Драже", псевдотриоли в
„Humming", которые вызывают у слушателей
ностальгию по „Аиде" в Мариинке. неожидан-
ные цитаты из пинкфлойдовской „Стены" в
„Over" — все это вкупе с непревзойденно про-
зрачным и в то же время драматически насы-
щенным голосом Бет убьет поклонника „бри-
стольского саунда" наповал. Ни одной про-
ходной песни, ни малейшего несоответствия
между суперсовременной „подкладкой" и
уникальной мелодикой партии Бет. Единст-
венное, что можно поставить в упрек .
.Portis-
head“, — это чересчур „женские" тексты;
чем-то они напоминают изящную пародию
В. Набокова на Анну Ахматову из романа
„Пнин" (1957): „Я надела темное платье./ И
монашенки я скромней,/ Из слоновой кости
распятье/ Над холодной постелью моей.
.."
Впрочем, эта придирка несущественна: по-
следний диск „Portishead" безусловно лучший
среди музыкальной продукции 1997 г. И ни-
каких возражений! Nicht wahr?
Lard
„Pure Chewing Satisfaction"
Virus 199 CD (EFA 18199-2)
8 композиций, 37:27
Оригинальное название для группы — „Са-
ло". Особенно если ансамбль из „соединен-
ных“, а не из „незалежной“. Группа действи-
тельно „жирная", так как в ней участвуют та-
кие сливки музыкального общества, как Эл
Юргенсен и Пол Баркер („Ministry" в полном
составе), а также Джелло Биафра. настоящее
имя которого Эрик Бушер (Boucher),— соз-
датель культового панк-коллектива „Dead
Kennedys“, считающегося пионером амери-
канского хардкора. Второй диск „коллабора-
ционистов" (впрочем, так же как и первый,
„The Last Temptation 01 Lard". 1990) записан
на независимой фирме „Alternative Tentacles"
(при чем здесь „Virus“?). Фирма основана Би-
афрой для всемерной поддержки музыкантов,
исполняющих традиционный хардкор. — в
нем работает сам мэтр. В том же стиле сдела-
на и новая пластинка „Lard". Даже радикалам
из „министерства" не позволил Биафра что-
либо изменить. Такая настойчивость заслу-
живает похвалы — но и только. Слушать эту
устаревшую музыку сегодня скучно и неин-
тересно. Остается лишь полистать толстый
буклет, пережевывая содержимое копий га-
зетных вырезок, и почувствовать „настоящее
жевательное удовлетворение“ („риге chewing
satisfaction“). Но лично я предпочитаю „Ди-
рол".
А. Д енгер
П риносим и зви н ен и я за ош ибку, допу-
щ енную в преды дущ ем номере (с. 117). Ф а-
м илия Бьорк в английской т ранслит ерации
вы глядит т ак: О ибт ипдздоШ г.
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 82 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 84 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст