они отнюдь не новы. Столетием раньше и почти в тех же формулиров-
ках их высказал Р. Вагнер. Хотя Гульд не упоминает этого имени в свя-
зи с рисуемой им панорамой преобразования искусств и художествен-
ного творчества, зависимость от теории Вагнера (который понимает
исторический идеал как конец истории, а значит, фактически как ее
отрицание) достаточно прозрачна. Более того, в конце своего трактата
Гульд намеренно пользуется вагнеровской лексикой: он как бы опира-
ется на авторитет немецкого композитора и утописта. Описывая новое
состояние, которого будто бы достигнет общество в процессе развития
техники и средств связи, Гульд декларирует такие формы деятельно-
сти человека, которые предполагают творчество как норму для всех, а
значит, стирание различий между звеньями цепочки „композитор —
исполнитель — слушатель". Это новое состояние подразумевает такое
преобразование человека, такое возвышение его сущности, которое воз-
можно только за пределами истории, чем знаменует ее конец — как и у
Вагнера. Однако заметим, что помимо общности декларируемых идеа-
лов здесь есть удивительное сходство некоторых
личны х
мотивов, а
именно: желание подвести под особенности своего художественного
мышления, под собственные предпочтения возможно более значитель-
ную идейную базу и тем самым придать им форму
объективной зако-
номерности. исторической необходимости.
Но показательны также и отличия. Вагнер лишь проповедует непре-
менность осуществления своего идеала. Гульд же сосредоточивается
на тех факторах, которые, по его мнению, уже действуют в современ-
ном обществе и незаметно преобразуют его в определенном направле-
нии, — на формах и средствах технической цивилизации, ведущей в
золотой век „электронной культуры". Гульд претендует на раскрытие
этой закономерности, или, говоря иначе, на
осознание бессознатель-
ного.
В качестве одного из важнейших движителей культурного про-
гресса Гульд называет.
....фоновую музыку", сочетающую в себе образ-
цы различных эпох, стилей и различного качества, — то есть насыще-
ние массового сознания этими клише, что вовлекает в процесс кристал-
лизации нового сознания не только слушателей-любителей, но и пред-
ставителей самых разных общественных слоев, пассивных или ней-
тральных в отношении к искусству.
В отличие от Стравинского, который относился к возникновению этой
новой ситуации буквально с отвращением, воспринимал ее как большое
социальное зло и считал, что она угрожает дезиндивидуализацией со-
временного человека, превращением его в „массового человека", — Гульд
интерпретирует это явление как несущее в себе прежде всего положи-
тельное начало. По его мысли, в голове у современного человека, под-
вергающегося влиянию этой среды, помимо его сознания и активного уча-
стия выстраивается связь эпох и стилей. Гульд заходит настолько дале-
ко, что даже приглашает в союзники Достоевского, с которым, однако,
вступает в скрытую полемику. Он опирается на мысль старца Зосимы,
которую, между прочим, называет „поразительным предвидением элек-
тронной культуры": „Уверяют, что мир чем далее, тем более единится,
слагается в братское общение тем. что сокращает расстояния, передает
по воздуху мысли. Увы. не верьте таковому единению людей". Вопреки
нравоучениям старца Зосимы (по сути дела, опрокидывающим шаткие
эсхатологические построения пианиста), вопреки всему историческому
опыту, подтверждающему мысль Достоевского, Гульд настойчиво убеж-
дает читателя в том, что внешнее давление среды
благотворно
и что оно
само по себе
формирует путь развития и обеспечивает прогресс — так
сказать, механически, без волевого усилия человека.
Итак, мы соприкоснулись с богатым, многообразным, пусть противо-
речивым, но весьма значительным духовным наследием крупнейшего му-
зыканта нашего времени. Понимание его требует определенных усилий:
не так-то просто при поверхностном взгляде отделить основное, ценное,
жизненное от наносного, второстепенного, но маскирующегося в пыш-
ные одеяния. Однако эти усилия плодотворны. Ибо Гульд, безусловно,
один из тех, чей голос особо значим для судеб нашей культуры. Некото-
рые из его идей, связанные с животрепещущим вопросом наших дней —
новыми средствами коммуникации и их влиянием на наше существова-
ние, — мы попытались охарактеризовать в этом кратком очерке. Нам
было бы отрадно, если бы это хоть отчасти удалось. Но еще более хоте-
лось бы, чтобы предложенный ракурс видения личности великого музы-
канта стимулировал читателя к самостоятельным исследованиям и по-
служил некоторым подспорьем в его поисках.
..
------------------------------ О
АУДИО МАГАЗИН 6/1997
МАГАЗИН
Hi-Fi
АУДИО
Л и т е й н ы й , 3 0
H i-F i, H ig h
End
К О М П О Н Е Н Т Ы
Мю Not»
OtdSE
Р
рррросл уш ивания
ии сп ец и а л и ста
всю аппаратуру
се р в и сн о е об сл уж и ван и е
Д о м а ш н и й кинотеатр:
полн оцен н ая д е м о н ст р а ц и я
с в и д е о к а с с е т или л а з е р в и д е о
П р о д а ж а о а з н о о б разной
Hi-Fi ш $ Т т г © п с 1 экзотики
Возможность п'Шобрать комплект
Hi-Fi а п п а р е т у р ^ ^ а $ 1 0 0 0 -$ 1 5 0 0 ,
Г ш ж е Д о р||ВДЙ&Шищ(у ю аппаратуру
Г
K n ljcS S ^ H ig h E n d
Магазин HI-FI АУДИО» Санкт-Петербург. Литейный пр.
. 30
^
Тел.: (812) 325^
^
0: (812) 325-3466*
т
И
_ п _
предыдущая страница 81 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 83 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст