ДОМАШНИМ
КИНОТЕАТР
ВИРТУАЛЬНЫЙ
КИНОТЕАТР
ИРМЫ
«SONY»
Владимир Харитонов
А р х и т е к т у р н о -а к у с т и ч е с к и е о с о б е н -
н о сти з в у к о в о с п р о и з в е д е н и я в
ки н о те а тр е — о б ы ч н о м и д о м а ш н е м
Благодаря появлению цифровых видео-
дисков (DVD) зрители получили возмож-
ность наслаждаться высококачественной
демонстрацией кинофильмов в комфортных
домашних условиях. В хорошем фильме ви-
зуальные и звуковые образы являют собой
единое целое, поэтому на восприятие филь-
ма. кроме размера и качества изображения,
влияют условия распространения звука.
Чтобы сохранить выразительные особенно-
сти фильмов, предназначенных для демон-
страции в кинотеатрах, необходимо обес-
печить в жилой комнате акустическую об-
становку кинозала.
В зрительном зале наряду со звуком, вос-
производимым непосредственно акустиче-
скими системами, всегда присутствуют от-
ражения от стен и потолка. Таким образом,
в кинотеатре звучат не только громкогово-
рители, но и сам зрительный зал. Создате-
ли кинофильмов прекрасно это осознают и
рассчитывают, что их произведения будут
восприниматься во вполне определенных
условиях. Типичная студия перезаписи, где
происходит рождение звукового ряда кино-
фильма, имеет те же акустические свойст-
ва, что и зал обычного кинотеатра. Вы мо-
жете убедиться в этом, взглянув на фото-
графию студии звукозаписи „Dubbing Stu-
dio А“ в Калвер-Сити (Калифорния) (см.
рис. 1). Размеры студии соответствуют
стандартному кинозалу средней вместимо-
Рис. 1
сти. В настоящее время студия принадле-
жит фирме „Sony Pictures Entertainment",
а прежде входила в компанию „Columbia
Pictures“, которая создала огромное коли-
чество картин, ставших классическими
(„Унесенные ветром", „Близкие контакты
третьего вида" и др.). В студии использует-
ся современная система перезаписи, в со-
став которой входит пульт перезаписи при-
мерно с 300 звуковыми входами и 72 выхо-
дами, новейшая аппаратура цифровой запи-
си и 8-канальная система слухового контро-
ля. Самые последние фильмы, озвученные
..Dubbing Studio А“, — „Американский пре-
зидент" и „Фанат".
Звуковой ряд фильмов включает диало-
ги, звуковые эффекты и музыку. Все его ком-
поненты создаются таким образом, чтобы
дополнять друг друга и обогащать визуаль-
ный ряд. Диалоги в основном воспроизво-
дятся акустическими системами, установ-
ленными за экраном (фронтальными АС).
Для воспроизведения звуковых эффектов и
фоновой музыки, создающих у зрителя ощу-
щение пространства, используются наряду
с фронтальными громкоговорителями боко-
вые и тыловые акустические системы. На-
личие в кинотеатре большого числа источ-
ников звучания значительно расширяет зо-
ну оптимального восприятия звука, но в то
же время требует продуманного проектиро-
вания акустики зрительного зала. Необхо-
димо избегать нежелательного эффекта вза-
имного наложения звуковых волн, излучае-
мых множеством акустических систем. С
этой целью стены и потолок зала покрыва-
ют специальными поглощающими материа-
лами. Благодаря хорошему звукопоглоще-
нию время реверберации получается срав-
нительно небольшим, и для большинства
мест зала удается обеспечить высокую раз-
борчивость диалогов, объемное звучание и
хорошую локализацию звуковых образов.
В домашних условиях воссоздать аку-
стическую обстановку кинозала невозмож-
но, даже если использовать аппаратуру зву-
ковоспроизведения, применяемую в киноте-
атрах. Структура первых отражении и ре-
верберационные свойства жилой комнаты
из-за ее малых, по сравнению с кинотеатром,
размеров неизбежно окажутся совершенно
иными. Да и разместить в вашей комнате та-
кое же количество акустических систем,как
в кинотеатре, не удастся.
С и ст е м а „ D ig it a l C in e m a S o u n d "
на о с н о в е т е х н о л о г и и S D P -E P 9 E S
Для преодоления этих трудностей конст-
рукторы фирмы „Sony“ совместно со звуко-
режиссерами компании „Sony Pictures En-
tertainment" разработали систему „Digital
Cinema Sound". Центральным элементом
системы является процессор SPD-EP9ES
(см. рис. 2). Его отличительная особенность
— использование 24-разрядных цифровых
сигнальных процессоров и высокоточных
цифро-аналоговых преобразователей. Бла-
Рис. 2
годаря этому удается полностью реализо-
вать динамический диапазон записи и до-
биться высокой точности при передаче есте-
ственной динамики звучания. Наиболее
впечатляющие результаты система дает при
воспроизведении фонограмм, записанных в
формате АС-3 („Dolby Digital"), однако про-
цессор способен обрабатывать и сигналы,
записанные по системе „Dolby Pro Logic", а
также обычные цифровые сигналы, посту-
пающие, например, с проигрывателя ком-
пакт-дисков.
С помощью процессора SPD-EP9ES реа-
лизуются режимы „Cinema Studio Mode" и
„Virtual 3-D Mode", позволяющие с недости-
жимой ранее достоверностью создать дома
обстановку настоящего кинотеатра.
Р е ж и м „C in e m a S tu d io M o d e "
В режиме „Cinema Studio Mode“ процес-
сор SPD-EP9ES моделирует характеристи-
ки акустического поля типовой студии пе-
резаписи, которая служила эталоном при
создании фонограммы фильма. Как мы уже
знаем, акустика студии — такая же, как у
среднего кинозала. Моделирование обес-
печивается в определенной области комна-
ты, поскольку имитировать звуковое поле
студии и реализовать виртуальный режим
одновременно во всем объеме помещения
физически невозможно. Для этого в процес-
сор вводят информацию о виде акустиче-
ских систем, расстоянии между ними и их
расположении относительно „любимого
кресла“. „Зная“ все о комнате, АС и о ме-
стоположении слушателя, процессор, на ос-
нове сложных алгоритмов, может создать в
области кресла требуемые особенности зву-
чания.
Чтобы получить исходные данные для мо-
делирования. специалисты фирмы „Sony“
провели тщательное исследование акусти-
ческих условий реальных концертных залов
и кинотеатров. Основными методами иссле-
дования были:
— измерения импульсной характеристи-
ки,
— измерения с использованием искус-
ственной головы,
— измерения временных задержек с ис-
пользованием нескольких микрофонов.
При измерении импульсной характеристи-
ки в акустическое пространство зала пода-
вался тестовый сигнал в виде короткого щел-
чка. Он излучался специальной 12-гранной
акустической системой (см. рис. 3) или стан-
дартными громкоговорителями „Surround
Sound“ и воспринимался установленными в
зале микрофонами. Структура принятого сиг-
нала содержала информацию о картине пер-
вых отражений и виде реверберационного
процесса в различных точках зала.
АУДИО МАГАЗИН 6/1997
предыдущая страница 71 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 73 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст