G 2
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
Рис. 10
. .A
lpha
one", .A
lpha
7": .Sony
CDM
14“. Более
дешевый
„CDM
14"
использует, в
отличие
от
.Ph
ilips CDM9". линейно-реечный
механизм
перемещения
оптической
головки
. Частично
видна
плата
сервомеханизма
Рис. 12
. .A
lpha
7". .A
lpha
8”, .A
lpha
9": моноплата
с
разъемами
для
аудиоплаты
. Установленные
детали
соответствуют
.A
lpha
7"
Рис. 13
. .A
lpha
7“: часть
платы
с РСМ
1710
, кварцевым
генератором
,
аудиофильтром
. Обратим
внимание, что
демпфер
(см
. стрелку) установлен
на
плату
, даже
если
под
ней
находится
микросхема, выполняющая
сложную
ответственную
операцию
. Задемпфирован
также
кварцевый
генератор
X
I
Рис. 14
. Экранирование
печатной
платы
в
.A
lpha
8".
.20-bit Precision
DAC-modu
le" —
звучит
заманчиво
. Наверное, расчет
на
то
,
что
покупатель
будет
снимать
крышку
корпуса
..Marantz CD 23", „Rotel CDP970". „975", в не-
сколько доработанном виде его используют „Me-
ridian 506“, „508". Он уже снят с производства, но
запасливый „Naim“ выпускает свои „CD I“ и
„CD 2“, используя CDM9 со склада. Кстати,
„CD 2” (около $3000) по схемотехнике цифровой
части во многом совпадает с „Alpha 5". Известна
версия CDM9-Pro со стеклянной оптикой.
Схемы сервоуправления. Несколько сдвоен-
ных операционных усилителей „Motorola
ТСА8372" (США) и „JRC 4560" (Япония) с мощ-
ным токовым выходом. В ряде приложений вы-
ход дополнительно умощняется двухтактным по-
вторителем на транзисторах ВС547, 557. Качест-
во базового („Alpha 5") механизма транспорти-
рования CD и сервоуправления и их дальнейшее
совершенствование нацелены прежде всего на
уменьшение ошибок считывания.
Процессор сервоуправления (TDA 8808) — фо-
тодиодный сигнальный, в котором, кстати, нахо-
дится и цифровой приемник. TDA 8809 — про-
цессор радиального слежения.
Декодер SAA 7310 („Philips“). Кдекодеру под-
ключено ОЗУ на 64 килобайта (микросхема
4141В фирмы „Philips“). SAA 7310 характери-
зуется отличной способностью корректировать
ошибки*
1
’, его до сих пор используют „Meridian“,
„Naim“, „Теас'1. несмотря на появление новых ти-
пов (7345, 7372).
Цифровой фильтр SAA 7220 (корректное на-
звание — „БИС маскирования и передискрети-
зации") помимо четырехкратной передискретиза-
ции осуществляет маскирование ошибок, не ис-
правленных кодом. Эта же микросхема обеспе-
чивает регулировку громкости в режиме „старт-
стоп“ и режима ускоренного поиска. Кроме вы-
хода на шину l2S, SAA 7220 имеет еще цифровой
выход формата „Philips/Sony“. На элементах
7220 собран также кварцевый синхрогенератор.
Блок питания. Отдельные обмотки для анало-
говой и цифровой части, дисплея. Двухполупери-
одные выпрямители, трехвыводные интегральные
стабилизаторы, сглаживающие фильтры на кон-
денсаторах „Rubycon" (Япония).
ЦАП „TDA 1541" содержит два 16-разрядных
преобразователя, работающих по принципу
DEM' (Dynamic Element Matching — динамиче-
ская подстройка элементов). „TDA 1541“ актив-
но использовался фирмами „Marantz“, „Rotel“,
„Audiolab“, „Naim“.
Аналоговые фильтры третьего порядка и бу-
ферные усилители на микросхемах ОР27 и NE 5-
534 соответственно фирм „Analog Devices“
(США) и „Signetics“ (США), весьма уважаемых
в среде производителей аудиотехники.
Далее читателю полезно время от времени при-
сматриваться к опубликованным фотографиям
(собачка Луша сказала бы. что и раньше это де-
лать было невредно). Построение „Alpha 5“ с пер-
спективой „апгрейда“ основано на использовании:
общей моноплаты
(рис. 4). на которой на-
ходятся: а) процессор и схемы сервоуправления.
б) процессор управления и системного контроля,
в) CD-декодер с ОЗУ. г) блок питания:
платы дисплея
с микроконтроллером кла-
виатуры:
„аудиоплаты",
состоящей из цифрового
фильтра, ЦАПа, аналоговых фильтров и каналь-
ных буферов.
Первичный „апгрейд" осуществляется заме-
ной аудиоплаты. Первая модернизация („апгрей-
- „А
вы
что. за ним
проверяли-'“ — спросила бы
С. Лу-
ша. Нет, но
так. по
крайней
мере, говорят специалисты
ведущих фирм
, предпочитая „Philips 7310“ декодерам
других производителей.
1
Болес подробно об этом
см
. в известном
пособии
П
. Шкритек.
Справочное руководство по звуковой
схе-
мотехнике. М
.. „Мир“. 1991, с. 334,
дизация"). проведенная „Arcam“. заключалась в
выпуске новой аудиоплаты с доработанным син-
хрогенератором (дискретные элементы, специ-
альное электропитание). Считается, что при этом
точность ЦАПа возросла вследствие снижении
фазовой нестабильности фронтов импульсов.
Слушатели отметили, что звучание стало мягким,
музыкальным — в общем, естественным. Появил-
ся „Alpha 5+“, стоивший на $30 дороже, в то вре-
мя как „доработка", заказывавшаяся у фирмы!тя-
нула на $100 Что ж, грамотно, „Alpha 5+" быст-
ро получил признание слушателей и прессы.
Окрыленные успехом новой политики, специа-
листы „Arcam“ тут же выпускают новую моди-
фикацию, не нарушая принцип „апгрейда". Суть
заключается в смене аудиоплаты одновременно
с заменой комплектации „Philips" на комплекта-
цию фирмы „NPC" („Nippon Precision Compo-
nent", ведущий японский производитель цифро-
вых фильтров, ЦАПов, АЦП и пр.). Кратность пе-
редискретизации увеличена до 8 („NPC
SM5840“), TDA 1541 уступила место ультрасо-
временной SM 5864 (ЦАП с дельта-сигма-преоб-
разованием) SM 5840 известна тем, что приме-
нялась в „Marantz CDP 10“ и „CDP 72 Mk II SE“:
указанный комплект, вообще говоря, дорог и уста-
новлен в немногих типах аппаратов других фирм
(рис. 6. 7 и 8).
Борьба за качество звучания коснулась и ана-
логовой части. Извечные враги high end — раз-
делительные электролитические конденсаторы и
полупроводниковые коммутаторы — были исклю-
чены; при сохранении стратегии построения дора-
ботке подвергнуты выходные аналоговые фильт-
ры. и. по сообщениям фирмы и журнала „Hi-Fi
Choice", спектр недофильтрованной цифровой по-
мехи улучшился.
Улучшился ли звук — судить потребителям.
Новая модель „Alpha 6“ (вид изнутри см. на
рис. 6. 7) стоимостью 600 фунтов завоевала по-
пулярность и смогла конкурировать с аппарату-
рой более высоких ценовых групп.
Переход от „Alpha 5“ к „Alpha 6“ посредством
замены аудиоплаты мог обойтись желающим все-
го в $ 160. в то время как реальная разница в це-
не достигала $240. С одной стороны, мы видим
изменение характера политики „апгрейд", вроде
бы препятствовавшей покупке аппаратов, а с дру-
гой стороны, к моменту выпуска „Alpha 6“ в про-
даже был уже только „Alpha 5+".
Весной 1996 года, когда вовсю уже шло произ-
водство „Alpha 6". фирма разрабатывает и выпу-
скает „Alpha one“. Зачем? Во-первых, конкурен-
ты старались занять как можно больше качест-
венно-ценовых категорий, а у „Arcam“ в 1996 го-
ду дополнительно выпускалась лишь линейка
„Delta“. Во-вторых, несмотря на положительные
отзывы. „Alpha 6“ не имел большого коммерче-
ского успеха: пресса уже во весь голос обсужда-
ла недостатки формата 16x44.1 Ценовая ниша
в районе $1000 теряла популярность*.,. -
Вернемся к „Alpha one". Изменения начались
с CDM. „Philips CDM9“ уступил место более де-
шевому „Sony CDM14“ (изготавливается во
Франции). Высокая степень интеграции — а
CDM 14 содержит сервомеханизмы с
уже встро-
енным
сервопроцессором, схемами привода вра-
щения и питания лазера, а также цифровой при-
емник с сигнальным процессором (фотопроцес-
сором. рис. 9. 10. Еще немного — и корпус „Ar-
cam" остался бы пустым) — имеет свои плюсы и
минусы. С цифрового приемника CDM14 сигнал
подается на комбинированную микросхему
РСМ 1710 фирмы „Burr-Brown“ (США), извест-
ной также своими преобразователями РСМ 63,
4
Последней
каплей
стала статья Г
Микаэляна „Конкурс
супермоделей" („АМ"М? 1
(6)96): в конце 1996года
..Arcam" прекращает выпуск „Alpha
6
". —
Прим. Луши.
АУДИО МАГАЗИН 6/1997
предыдущая страница 67 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 69 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст