C D
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
Рис. 5
. -A
lpha
5", -A
lpha
5+", -A
lpha
б": фрагмент
моноплаты
.
Действительно
, сняв
с -A
lpha
6" аудиоплату
, можно
видеть
моноплату
,
где
красуется
надпись
-A
lpha
5“
Рис. 6
. -A
lpha
6": аудиоплата
с новым
цифровым
фильтром
-NPC
5840" и
ЦАПом
-NPC
5864". Видны
аналоговые
микросхемы
-JRC4560" и
ОР27
Рис. 7. -A
lpha
б": вид
изнутри
. Аудиоплата
Рис. 8
. -А1рЬа
б": аудиоплата
с „ЬРС
6745840" и
-НРС
5864". Обратите
внимание
на
демпферные
накладки
из
вибропоглощающего
материала
,
прикрепленные
к
корпусам
микросхем
. Способность
акустических
волн
распространяться
по
кристаллу
и
вмешиваться
в
электрические
процессы
исследовалась
8
СССР
еще
в
1970-е гг.
Вернемся к „Alpha 5", однако сначала рассмот-
рим основы построения проигрывателей компакт-
дисков. общие для всех аппаратов. Осведомлен-
ный читатель может пропустить эти строки.
Основные узлы проигрывателя СО (рис. 1):
1
— механизм транспортирования компакт-
диска (CDM — Compact Disc Mechanism), вклю-
чающий: механизм загрузки CD. механизм при-
вода вращения CD (turntable mechanism), устрой-
ство фокусировки лазерного луча, механизм ра-
диального и вертикального слежения за дорож-
кой, механизм радиального перемещения систе-
мы считывания, оптическую систему считывания
(ОСС) в составе алюминий-арсенид-галлиевого
лазера, коллиматорной и фокусирующей линз, по-
ляризационной линзы, приемного фотодиода, до-
полнительного приемного фотодиода, позволяю-
щего следить за параметрами свечения лазера:
2 — устройства сервоуправления: привод ав-
тофокусировки. привод радиального слежения,
схема электропитания (возбуждения) лазера,
привод вращения;
3 — узел дисплея, состоящий из контроллера
клавишного управления и собственно дисплея:
4 — сервопроцессор. Формирует и обрабаты-
вает (в том числе усиливает) сигналы, служащие
для управления механизмами и ОСС механизма
транспортирования CD;
5 — цифровой приемник. Выделяет и усили-
вает первичный сигнал с CD;
6 —
блок питания. Обеспечивает электропи-
тание аналоговой и цифровой части устройства,
а также электромеханических узлов;
7 — командный процессор управления и си-
стемного контроля. Осуществляет прием команд,
поступающих с микропроцессора клавиатуры ор-
ганов передней панели и приемника системы ди-
станционного управления:
8 — декодер. Осуществляет обратное декоди-
рование помехозащищенного кода записи Рида —
Соломона, включая исправление ошибок. Далее
сигнал идет по так называемой шине I-S:
9 — ЦАП. Преобразует цифровой код в анало-
говый сигнал;
10 — цифровой фильтр. Осуществляет цифро-
вую фильтрацию информационного сигнала (пе-
редискретизацию):
11
— генератор тактовых синхроимпульсов.
Нередко собран в составе микросхемы цифрово-
го фильтра и служит для его синхронизации с де-
кодером;
12, 13 — канальные аналоговые фильтры, пре-
образователи „ток — напряжение“ и усилители;
14. 15— канальные буферные усилители.
Из многочисленных публикаций в „АМ" и дру-
гих журналах читатель мог узнать, какие факто-
ры в основном влияют на качество звучания: это
качество считывания, качество обработки и су-
ществующий формат.
Механизм транспортирования CD: сервоуси-
литель. сервопроцессор и цифровой приемник от-
вечают за правильность считывания сигнала, ми-
нимизируя число ошибок считывания.
Декодер отвечает за правильность декодиро-
вания и эффективность исправления ошибок с ис-
пользованием помехозащищенного кода.
О цифровом фильтре следует поговорить от-
дельно. несмотря на то что тема цифровой филь-
трации неоднократно обсуждалась ранее. Извест-
но. что цифровой фильтр, получая информацию
о значениях сигнала в тактовых точках, рассчи-
тывает значения сигнала в конечном множестве
точек, следующих друг за другом чаше, чем так-
товые. Единственно верной процедурой для тако-
го преобразования является алгоритм Котельни-
кова, стратегия же использования этого алгорит-
ма может быть различной и зависит от жестких
исходных предпосылок. Например, при ограни-
ченности вычислительных ресурсов (а они все-
гда ограниченны) возможны два пути. Первый —
рассчитать
п
значений сигнала в промежуточных
точках с точностью 8. Второй — рассчитать мень-
шее число значений
т
в промежуточных точках,
но с более высокой точностью е. Не будем обсу-
ждать преимущества той или иной стратегии —
безотносительно к конкретной технической реа-
лизации этот вопрос не очень интересен читате-
лям. Отметим следующее: приходится решать оп-
тимизационную задачу, причем в зависимость от
п и 5 попадет не только дальнейшая стратегия и
ее результат (выбор и реализация аналогового
фильтра, уровень шума и т. д.). но и субъектив-
ные характеристики звучания, учесть которые
при решении оптимизационной задачи трудно.
Так или иначе, во многих проигрывателях ком-
пакт-дисков конечный итог оптимизации выгля-
дит так: восьмикратная передискретизация, ана-
логовый фильтр третьего порядка. А звучание у
каждого проигрывателя свое.
ЦАП можно охарактеризовать точностью пре-
образования (разрешающая способность), скоро-
стью (время установления выходного сигнала),
нелинейностью в традиционном понимании.
При проектировании аналоговых фильтров
приходится учитывать некоторые дополнитель-
ные обстоятельства. Первое: на входе аналогово-
го фильтра присутствует импульсный (ступенча-
тый) сигнал. Это. наряду со стандартными тре-
бованиями к АЧХ и ФЧХ. предъявляет требова-
ния к переходным характеристикам фильтра, в
первую очередь ГВЗ1. Второе: цифровой и анало-
говый фильтр — это два разных звена единой це-
пи фильтрации, точнее — восстановления сигна-
ла. Параметры аналогового фильтра должны быть
тесно увязаны с реализацией алгоритма цифро-
вой фильтрации. Принципы этой увязки много-
критериальны и содержат не только субъектив-
ную компоненту (качество звучания), но и объ-
ективную: проигрыватель CD необходимо сопря-
гать с другими узлами аудиотракта, например по
характеру создаваемых внеполосных помех.
Буферные усилители обеспечивают эффектив-
ность доставки выходного аналогового сигнала
проигрывателя CD к потребителю, то есть обес-
печивают работу проигрывателя на кабель, нагру-
женный на входное сопротивление УЗЧ в усло-
виях внешних и внутренних помех.
Блок питания. Работа каждого из узлов CDP
во многом зависит от качества его электропита-
ния. Например, наличие импульсной ВЧ-помехн
может ухудшить работу ЦАПа. Блок питания и
система разводки и вторичного преобразования
(местной стабилизации и фильтрации) напряже-
ния электропитания должны обеспечивать тре-
буемое качество питания каждого из узлов.
Конструкция проигрывателя (взаимное разме-
щение узлов и механизмов с учетом электромаг-
нитной и механической совместимости), качест-
во радиокомпонентов, в том числе проводников,
разъемов, механическая прочность и виброустой-
чивость конструкции — значение этих факторов
очевидно и неоднократно обсуждалось.
Существенное влияние на качество звучания
оказывает размещение проигрывателя CD (элек-
тромагнитная и вибросовместимость, тепло), се-
тевое питание.
Теперь ознакомимся с „Alpha 5“ (рис. 2).
„Alpha 5“ использует CDM9 фирмы „Philips"
(1993): малоинерционный ловоротно-качающийся
рычаг (swing-arm) с однолучевой оптической сис-
темой. двухмоторный, с электромагнитным пере-
мещением каретки оптики (радиальное движение)
и электромагнитным сервослежением (рис 3.)
Многие считают CDM9 вершиной CDM-строения
„Philips", он успешно применяется в таких извест-
ных моделях, как .
.Philips CDP 930". „940". „950".
1
Групповое время запазлывания.
АУДИО МАГАЗИН 6/1997
предыдущая страница 65 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 67 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст