Ш ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
носительной задерж ки отраж енного сигна-
ла и от того, насколько он ослабляется. З а -
держ ка сигнала определяется различием
расстояний, которые проходят прямой и от-
раж енны й лучи, а степень ослабления от-
раж енного луча зависит от свойств отра-
жающ ей поверхности. И скаж ение структу-
ры стереопанорамы проявляется ярче все-
го, когда АС расп о л о ж ен ы в н е п о с р ед -
ственной близости от стены или от другой
отраж аю щ ей поверхности: разность хода
лучей оказы вается менее 0,3 м, и относи-
тельная задерж ка отраж енного сигнала не
превыш ает I мс.
При правильной расстановке АС первые
отраж ения задерж аны не менее, чем на 3 -
5 мс, и значительно ослаблены по уровню,
так что наруш ения структуры п ростран -
ственной панорамы оказы ваю тся незначи-
тельными.
Чтобы уменьш ить влияние переотраж е-
ний сигналов в комнате на полож ение КИЗ
в пространстве, акустические системы не-
обходимо устанавливать подальш е от отра-
ж аю щ их поверхностей — стен, мебели, ап-
паратуры .
Рецепт мож ет показаться тривиальны м,
но, как показы вает опыт, он небесполезен.
Ведь мало кто мож ет позволить себе выде-
лить для прослуш ивания музыки отдель-
ную к ом н ату и „ д о в ес ти “ ее ак у с т и к у .
Обычно приходится довольствоваться тем,
что есть, поэтому важ но ум еть получить
максимум от имеющ ихся АС в имею щ ейся
ком нате. А для этого слуш атель долж ен
знать, что и как влияет на звучание.
Разговор об искаж ениях пространствен-
ной структуры стереопанорамы был начат
с определенной целью — рассказать чита-
телям об особенностях слухового воспри-
ятия, дать инструменты анали за, как каче-
ственного, так и количественного. И м ен-
но такая информация нуж на для осознан-
ного выбора аппаратуры и правильного об-
ращ ения с ней.
Монофонические искажения
Конечно, „стереоф онией“ звуковоспро-
изведение не начинается и не закан чива-
ется. П ора перей ти к остальн ы м видам
искаж ений.
И скаж ения А Ч Х
С оветский слуш атель, изучая паспорта
акустических систем в м агазине, мог вы-
бирать между 8 0 -1 2 5 0 0 Гц и 6 3 -1 8 0 0 0 Гц
с неравном ерностью АЧХ 14 дБ в обоих
случаях. Влиянием помещ ения и в том, и в
другом случае мож но пренебречь. Узким
местом были сами АС. Н еравном ерность
АЧХ современных АС мала — 2 - 3 дБ, это
уж е близко к пределу разумного. Но недо-
статочно иметь АС с линейной собствен-
ной АЧХ — нуж но, чтобы в данной кон-
кретной комнате сигналы всех частот доб-
рались от АС до слуш ателя.
Рассмотрим влияние переотраж ений в
п о м ещ ен и и п р о с л у ш и в а н и я на А Ч Х и
качество звучания. Были измерены АЧХ
по звуковому давлению в трех точках по-
SPL
.
78 ---------------------------------------
0.02 0.05 0.125 0.3
0 8
2
5
12 І.кГц
1
.2, 3 —
места расположения микрофона
Рис. 7. АЧХ звукового давления
в реальном помещении
мещ ения для двух вари ан тов р асп олож е-
ния громкоговорителей „Thiel 2 .2 “ и „Audio
N ote A N -S /S P “ (рис. 7). На частотах вы-
ше 1
кГц АЧХ зави си т от пом ещ ения не-
зн ачительно, потому что в точку изм ере-
ний поп адает больш ое кол и чество о тр а-
ж енны х сигналов со случайны ми ф азам и,
и явно вы раж енны х провалов или подъе-
мов АЧХ нет. На низких частотах друг с
другом взаи м одей ствует гораздо м еньш е
таких отраж ен ий, взаим но усиливаю щ их-
ся или ослабляю щ ихся, и АЧХ имеет боль-
шую неравном ерность — почти 20 дБ.
Сама по себе неравномерность АЧХ ма-
ло что говорит об и скаж ениях звучани я,
нуж но учесть еш е и свой ства слуха (см.
рис. 8).
С лух человека обладает важ ны м свой-
ством — аддитивностью : его реакция на
сумму воздействий равна сумме реакций на
воздействия. Конечно, это не абсолю тная
м атем атическая аддитивность, но мож но
р ассм атр и в ать со ставл яю щ и е звукового
впечатления по отдельности. П ространст-
венный слух ум еет „соедин ять“ сигналы ,
приходящ ие с разны х сторон и задерж ан -
ные друг относительно друга, в единый об-
р а з — к аж у щ и й с я и сто ч н и к зв у к а . Но
влияние различны х сигналов на ощ ущ ения
человека оказы вается разным. Н апример,
при воспроизведении сигнала фонограммы
к нем у добавляю тся о тр аж ен и я, возн и к-
ш ие в пом ещ ении прослуш ивания. Слух
ум еет разделять эти сигналы , то есть зву-
чание инструмента оценивается по прямым
сигналам помещ ения записи. О траж ения,
возникш ие в помещ ениях записи и прослу-
ш ивания, несут информацию об акустичес-
ких характеристиках этих помещений. Зву-
ковое поле помещ ения прослуш ивания, ес-
ли хотите, не „ерш “, а „К ровавая М эри": в
одном ф лаконе, но раздельно (рис. 9). Ес-
тественно, пространственны й слух разде-
л я е т сигналы в ограниченном ди апазон е
ч асто т — вы ш е 2 0 0 -3 0 0 Гц. Б олее н и з-
кочастотны е сигналы обычно разделить не
удается.
Рис. 9. Раздельно воспринимаемые сигналы
Если на частотах выш е 300 Гц отр аж ен -
ные сигналы приходят не с той стороны , с
которой прямые, или задерж аны на зн ач и -
мое для слуха время, то слух легко вы де-
ляет прямой звук и искаж ения АЧХ прак-
тически отсутствую т. Если ж е н ап равле-
ние прихода прямы х и отраж енны х сигна-
лов совпадает и разность времени прихода
мала (м енее 3 - 5 мс), то разделить их уж е
не у дается и зв у ч ан и е и с к аж а ет ся . Д ля
уменьш ения искаж ений звучания следует
исклю чить отр аж ен и я сигналов „с ф рон-
та". О коло громкоговорителей не долж но
быть отраж аю щ их плоскостей, размеры ко-
торы х превы ш аю т 1 м — длину звуковой
волны на частоте 300 Гц.
Н а частотах ниж е 300 Гц направление
прихода волны слух человека определить
уж е не м ож ет: ему не удается разделить
прямой и отраж ен ны й сигналы , и, таким
образом , тем бр звучания зависит от пере-
о тр аж ен и й в пом ещ ении. К сож ален и ю ,
именно на низких частотах вклад отраж ен-
ных сигналов в суммарную АЧХ оказы ва-
ется особенно велик.
С переотраж ениям и сигналов на низких
частотах бороться трудно. Н уж но увеличи-
Влияние отражений в помещении на АЧХ
Имеется
Практически отсутствует
30
100
300
1000
3000
10000
F, Гц
Возможность „слухового” разделения прямого и отраженных сигналов
О тсутствует
Имеется
30
100
300
1000
3000
10000
F, Гц
Рис. 8. Свойства слуха и влияние помещения на различных частотах
АУДИО МАГАЗИН 6/1997
предыдущая страница 17 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 19 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст