О
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
АКУСТИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ:
ЭТО
ЕЩЕ
НЕ
КОНЕЦ
Михаил Сергеев
В предыдущем номере мы с К. К. и со-
бачкой Лушечкой начали рассказывать о
работе звуковоспроизводящего комплекса
„источник сигнала — усилитель — аку-
стические системы — помещение" и выяс-
нили, что каждый его элемент вносит иска-
жения, влияет на качество звучания и взаи-
модействие компонентов. Наиболее тесно
связаны между собой акустические систе-
мы и помещение, именно этот участок бу-
дет сегодня рассмотрен.
Всякое искажение звучания, как уже не-
однократно отмечалось, вызвано искаже-
ниями сигналов. Но сами по себе искаже-
ния сигналов могут и не приводить к иска-
жению звучания: важна их заметность. С
этого и начнем.
Диапазон частот тех сигналов, которые
воспринимаются человеком как звуковые,
простирается от 16-20 Гц до 20-30 кГц. Не
все части этого диапазона вносят одинако-
вый вклад в ощущения слушателя; раз-
личаются и сами свойства сигналов. Мож-
но выделить важнейший участок спектра:
300-5000 Гц. Длина волны этих сигналов
соизмерима с размерами головы человека,
и именно этот участок спектра определяет
основные характеристики звучания, несет
информацию о расположении источников
звука в пространстве.
Слух человека способен анализировать
звучание как „по общему впечатлению“,
так и „по частям“, оценивая каждый из при-
знаков звучания — например, точность пе-
редачи расположения инструментов в про-
странстве или тональный баланс — в от-
дельности. В хорошей системе воспроизве-
дения заметность всех искажений должна
быть минимальной, только в этом случае
слушатель получит хорошее общее впечат-
ление от звучания. Но разбираться с иска-
жениями следует по очереди, учитывая их
происхождение и влияние на звучание.
Рассмотрим отдельно „стереофониче-
ские" искажения, то есть нарушение пере-
дачи размеров и пространственного распо-
ложения кажущихся источников звука, и
„монофонические“ искажения, то есть все
остальные.
Чтобы оценить величину „стереофони-
ческих“ искажений, нужно знать, какие
именно физические характеристики сигна-
лов определяют положение кажущихся
источников звука в пространстве.
Искажения структуры стереопанорамы
Роль способности аудиосистемы переда-
вать не только звучание инструментов, но
и взаимное положение их в пространстве
трудно переоценить. Представьте себе
скрипичный дуэт. Мы легко разделяем на
слух инструменты, звучащие на сцене, их
„перекличка" — одно из выразительных
средств музыки. Если же звук обоих ин-
струментов собрать в одной точке про-
странства, то выразительность музыки за-
метно слабеет. Правда, не все слушатели
обращают внимание на стереофонические
признаки звучания, а некоторым даже боль-
ше нравится монозвук. Это дело вкуса.
Верным признаком высокого качества
системы воспроизведения как раз и явля-
ется правильная передача расположения
инструментов в пространстве и их разме-
ров.
Рис. 1. Область локализации у разных АС
От народных „35 АС" и вариаций на ту
же тему невозможно было добиться вразу-
мительной передачи звукового пространст-
ва (рис. I). Но сегодня ситуация несколь-
ко иная, и даже массовый слушатель име-
ет возможность если и не купить, то, по
крайней мере, познакомиться с акустиче-
скими системами, позволяющими услы-
шать почти все, что есть в записи.
Искажения структуры стереопанорамы
могут быть вызваны многими причинами.
Чтобы разобраться в них, придется начать
ab ovo.
Основную роль в формировании стерео-
панорамы играют среднечастотные сигна-
лы, хотя слух учитывает и более высо-
кочастотные сигналы, вплоть до 15 кГц.
Ннтенсивностная стереофония
Если два (или больше, это не имеет
значения) громкоговорителя, установлен-
ные на одинаковом расстоянии от слуша-
теля, излучают сигналы, различающиеся
только по интенсивности, то слушатель
ощущает наличие единственного кажуще-
гося источника звука (КПЗ), и положение
этого источника определяется соотноше-
нием интенсивностей сигналов в каналах.
На самом деле и звуковое поле у ушей слу-
шателя в этом случае такое же. какое соз-
давал бы настоящий источник звука, нахо-
дись он там, где находится кажущийся.
На рис. 2 показано, как зависит положе-
ние КИЗ на линии стереобазы от соотно-
шения интенсивностей сигналов, излучае-
Рис. 2. Интенсивностная стереофония
мых громкоговорителями. При разности
уровней 10 дБ КИЗ смещается от центра
примерно на
размера стереобазы. Если
разность уровней превышает 25-30 дБ, то
КИЗ оказывается расположенным в на-
правлении громкоговорителя, излучающе-
го более громкий сигнал.
Большинство современных стереофо-
нических систем звукозаписи основано на
„интенсивностной" стереофонии, хотя по-
ложение КИЗ на линии базы зависит и от
задержки сигнала ДТ в одном канале отно-
сительно другого.
Временная стереофония
При появлении ДТ (см. рис. 3) КИЗ сме-
щается в сторону громкоговорителя, из-
Источник
сигнала
С м ещ е- Растяж ение
Разры в
Рис. 3. Временная стереофония.
АУДИО МАГАЗИН 6/1997
предыдущая страница 15 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн следующая страница 17 АудиоМагазин 1997 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст