О ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
КАБЕЛИ
КАК
ЭЛЕМЕНТЫ
ЗВУКПВПГП
ТРАКТА
С. Куниловский
К ак вы сч и таете, у ва ж аем ы й ч и т ате л ь, чем я в л я е т с я каб ел ь в
звуковосп рои зводящ ем к о м п л ек с е, как о во его зн а ч е н и е , ст еп ен ь
его „у ч аст и я " в со зд а н и и о б щ его х а р а к т е р а з в у ч а н и я ? М н о ги е ,
возм ож н о, ск аж у т: „П ровод — он и ес ть провод, ч то ту т о б с у ж -
д а ть“ , — и ку п ят это т п ровод в б л и ж ай ш ем л а р ь к е или м ага зи н е,
ли ш ь бы разъем ы подош ли и бы л он недорогим .
Я ж е абсол ю тн о у вер ен , что к аб ел и — п ол н о п р авн ы е эл ем ен ты
тр ак та зв у к о во с п р о и звед ен и я и зв у к о зап и си и что к о н еч н о е к а ч е -
ство зву ч а н и я зав и си т от них не м ен ьш е (х о тя и не б о л ьш е), чем ,
нап ри м ер, от у си л и те л я . А п оэто м у и ф и н ан со в ы е за т р а т ы , вер о -
ятно, п о требую тся со п остав и м ы е.
Ч ем вы ш е п о те н ц и ал ь н ы е в о зм о ж н о с т и з в у ч а н и я о тд ел ьн ы х
блоков, эл е м ен то в тр а к та , тем тр у д н е е их р е а л и зо в а т ь на п р а к т и -
ке, тем вы ш е тр е б о в а н и я , п р ед ъ яв л я ем ы е к „зву ч ан и ю " каб ел ей ,
тем труд нее их в каж дом кон кретн ом сл у ч ае о п ти м ал ьн о подобрать.
К абели м огут многое: и зм е н я т ь су б ъ ек т и в н о во с п ри н и м аем ую
частотн ую х ар а к те р и с ти к у тр а к та , р ас ш и р я ть или с ж и м а т ь д и н а -
м и чески й д и ап азо н зв у ч а н и я , у в е л и ч и в а ть или у м ен ьш ат ь в ш и -
рину и глуби ну зву ко ву ю карти н у, п ер ед ви гать вн утри н ее и сто ч -
ники зву ка вп еред и н азад, д е л а т ь зв у ч а н и е ч и щ е или „ г р я зн е е “ ,
б ол ее разборч и вы м или м ен ее и т а к д а л е е. У м елы м подбором к а-
б ел ей м ож н о ск о р р е к ти р о в а ть зв у ч а н и е тр а к т а . С ей ч а с на м и ро-
вом ры н ке огром н ое м н о ж ество ти п о в к а б е л е й . У нас т о ж е п о я в -
л яю тс я все новы е и новы е м еж б ло ч н ы е каб ел и и каб ел и к А С , а с
н ед авн и х пор и се те вы е п ровода и каб ел и .
Н а это т р аз в к ач ес тв е о б ъ ек то в т е с т и р о в а н и я бы ли вы бран ы
м еж б лоч н ы е каб ел и ф ирм ы „ O eh leb ac h " средн ей цен овой кат его -
рии:
„O eh leb ach N F 1 4 “ , ! м, a rt. 2 0 1 7 ($ 9 9 ) :
„O ehlebach N F 2 1 4 “ , 0 .5 м, a rt. 2 0 4 2 ($ 6 2 );
„O eh leb ach N F 2 1 4 ". 1 м, a rt. 2041 ($ 7 2 ).
П оследн и е д в а каб ел я и м ею т оди н аковы е разъем ы и и зго т о в л е-
ны из о ди н акового п ровода, но и з-за р азн ой длины х ар а к те р их „ зв у -
ч ан и я " о тл и ч а ется .
П р о сл у ш и ван и е я реш ил п роводи ть е д в а этап а: с ан алоговы м и
с циф ровы м и сточн и ком , — т а к как х а р а к т е р „ зв у ч а н и я “ к аб ел ей
при этом м о ж ет м ен я ть с я и с т а н о в и т ь с я б о л е е или м ен е е п р ед -
п очтительн ы м .
К абели раб о тал и в с о с та в е сл едую щ его зв у к о в о с п р о и зв о д я щ е-
го тр а к та : п р о и гр ы в а т е л ь к о м п ак т -д и ск о в „P h ilip s C D -104" (н е -
скол ько д оработан н ы й д л я у л у ч ш ен и я зв у ч а н и я ): п р о и гр ы вател ь
грам п л асти н ок „T h o re n sT D 16 0 S u p e r /S M E 3 0 0 9 R / A T 3 0 E “ ; л а м -
повы й, с M C -входом , к оррек ти рую щ и й у с и л и те л ь м оего с о б с т в е н -
ного и зго то вл ен и я б е з обр атн о й св я зи с м ас л о н ап о л н ен н ы м и кон -
д е н с ат о р ам и и с к ен отрон н ы м вы п р я м и те л е м ; мой сам од ел ьн ы й
тран зи сторн ы й у си л и те л ь м ощ н ости б е з обр атн о й с в я зи (в ко т о -
ром н едавн о я си л ьн о м од и ф и ц и ровал цепи п и т а н и я ); а к у с т и ч е -
ски е си стем ы — п ер ед ел ан н ы е .
.P eerle ss 1020“ .
У си л и тел ь м ощ н ости вкл ю ч ался ч е р е з п ром ы ш л ен н ы й се тево й
ф и л ьтр „C ornell D ubilier R adio N oise F ilter".
С етевой п ровод к у си л и те л я м — „F u ru k a w a E lec tric Р С О С С FP-
EV C T 2 T 2 0 “ .
К абель к ак у сти ч ески м си с тем а м — „S o n y L C -O FC R K -S 5 E S “ .
В к а ч е с т в е э т а л о н н ы х м е ж б л о ч н ы х и с п о л ь з о в а л и с ь к а б е л и
„A ccuphase S L -10“ и „ B u rm e ste r Lila 3 ".
П р о и гр ы в а те л ь гр а м п л а с ти н о к у с т а н а в л и в а л с я на м а с си в н о е
гр ан и тн о е о с н о в а н и е на с п е ц и а л ь н о и зго т о в л е н н ы х к о н у са х и з
твердого сп л ав а. Т еп е р ь он с н а б ж ен отд ел ьн ы м блоком у п р ав л е-
ния д ви гател ем м оего и зго то вл ен и я. П оверх стан д а р тн о го м ат а на
ди ске и м еется сп ец и ал ьн ая н акл ад ка и з со п о л и м ер а в и н и л а ц е т а -
та и ви н и лхл ори да, гр ам п л асти н ки п р и ж и м а ю т ся к ней п ри ж им ом
из о ргстекл а с л атун н ы м грузи ком . Н адо с к а за т ь , что эти м еры по-
зв о л и л и к ар д и н а л ьн о и зм ен и т ь х а р а к т е р зв у ч а н и я п р о и гры вател я
в л учш ую сторон у.
Р а зу м е е тс я , п еред п росл у ш и ван и ем все к аб ел и прош ли д л и те л ь -
ную п р и р аб о т к у под си гн ал о м , все р азъ ем ы бы ли тщ а тел ьн о п ро-
м ы ты . а се т е в ы е ви лки сф а зи р о в ан ы .
В к ач ес тв е м у зы кальн о го м ат е р и а л а бы ли о тоб ран ы следую щ и е
гр ам п л ас ти н к и (L P ) и ком п акт-ди ски (C D ):
L P
П рограм м а 1. „R udolf K em pe. S ta a ts k a p e lle D resd en . P robe z u r 7
S info n ie von B e e th o v e n “ („ E te rn a " ).
П рограм м а 2. „ R u b in stein sp ielt C h o p in (N o c tu rn e E s-d u r, op. 9
N r. 2 )" („ P a rn a s s " по л и ц е н зи и „R C A ").
П рограм м а 3. „Т ри о О с к а р а П и те р со н а. К он ц ерт в П а р и ж е 5 о к -
т я б р я 1 9 7 8 г. ( B e n n y ’s B o o g ie ) " ( „ М е л о д и я " по л и ц е н з и и
„ P o ly d o r“ ).
C D
П рограм м а 4. „D vorjak. S y m p h o n ie N o. 9 „A us d e r N e u en W elt"
(S c h e rz o ). S ta a ts k a p e lle B erlin. O tm a r S u itn e r" („ A rs V iv en d i“ ).
П рограм м а 5. „А уди о М агази н Т е с т -C D 1 “ : „Л ю ч и я д е Л ам м ер-
м ур" (с ц е н а и з 3-го а к т а ). Ш и н Й он г О к, ди р. А. Д м и тр и ев .
„Oehlebach NF14"
П р о г р а м м а 1. Э тот к аб ел ь лю б опы тен тем . что д а ет ш ирокую
с т ер е о п а н о р а м у , м о ж ет б ы ть д а ж е и зл и ш н е ш и рокую , но глубины
при этом почти н ет. О со б о е св о й с тв о к аб ел я — все зву к и и на п е-
ред нем . и на зад н ем п л ан е слы ш н ы оди н ако во р азб о р ч и в о и п р ак -
ти ч еск и о д и н ак о во гром ко, как б удто сц ен а и м еет всего п ару м ет-
ров в гл у б и н у . Н а ф о н о гр ам м е в сер ед и н е реп ети ц и и о р к е с тр а сл ы -
ш ен кол окол р ас п о л о ж е н н о й н еп о д ал еку от кон ц ертн ого за л а ц ерк-
ви. В о зн и к ае т о щ у щ е н и е , что кол окол н аходи тся с р а зу за задн ей
стен о й и зв у ч и т п у ст ь ти ш е, чем о р к ес тр , но почти т а к ж е бл и зко.
П ри это м зв у к хо ть и к а ж е т с я п л оски м , но и н струм ен ты все-таки
р а зд е л я ю т с я .
Т о н ал ьн ы й б а л а н с в осн овн ом н орм ал ьн ы й , м о ж ет б ы ть то л ько
сам ы е басы н ед о стато ч н о глубоки и вы р ази тел ьн ы . Х отя я р ко вы-
р а ж е н н ы х д е ф е к т о в , к р о м е у п о м я н у т ы х о с о б е н н о с т е й п ер ед ач и
п р о ст р ан ст в а, и не о т м е ч а е т с я , п р ел ес ти в зву ч а н и и этой п рограм -
мы т о ж е нет.
П р о г р а м м а 2. О ч ен ь п он ятны й, ясн ы й звук. В се регистры р о я-
л я д о с тат о ч н о ч е тк о вы р и со ван ы , и, н есм о тр я на то что зву к н е-
ск о л ьк о уп рощ ен и ем у не х в а т а е т п л аст и ч н о ст и , в целом з в у ч а -
н и е п ро и зв о д и т вп о л н е б л а го п р и я т н о е вп еч ат л е н и е . Г лубины п ро-
с т р а н с т в а , к ак и в п ервой зап и си , почти не о щ у щ а ет ся , а вот ш и -
ри н ы — с и з б ы т к о м , во в с я к о м с л у ч а е , р о я л ь к а ж е т с я м н ого
больш и х р азм е р о в , чем он е с т ь на сам ом д ел е. В ерхн и е ноты и м е-
ю т сл е гк а ст ек л я н н ы й о ттен о к .
П р о гр а м м а 3 новы х асп екто в зву ч ан и я каб ел я не вы яви ла.
П р о гр а м м а 4 . В осп р о и звед ен и е этой програм м ы при вклю че-
нии п ервого п р ед с та в и т ел я н аш его н ебол ьш ого се м е й с т в а каб ел ей
„ O e h le b a c h ” д а л о вп о л н е к о гер е н тн о е, точ н ое и сл и тн о е зв у ч а н и е
в н и зк о ч асто тн о м д и а п а зо н е . О д н ак о „св ер х у " п о я в и л а с ь ви згли -
вость, уху д ш аю щ ая эм о ц и о н ал ьн о е в п е ч а т л е н и е о т м узы ки .
П р о гр а м м а 5. С и зм ен ен и ем вы соты ноты голос нем ного п ер е-
м ещ а етс я в п р о с т р а н с т в е . З в у к п л о ск о в а ты й , но о р к ес тр зв у ч и т
о ч е н ь я сн о. С л ы ш н о б у к ва л ьн о все, д а ж е как-то сл и ш ком уж все, —
и это с в о й с тв о к а б е л я н еобход и м о о тм е ти т ь особ о. Д л я н екоторы х
тр а к т о в „N F 1 4 " м о ж ет о к а за т ь с я п росто находкой .
„Oehlebach NF214" (0,5 м и 1 м)
П р о г р а м м а 1. О б щ ее в п еч атл е н и е ; весьм а хоро ш и е каб ел и с
о тд ел ьн ы м и н е д о с т а т к а м и . О н и „б ы с т р ы е ", о ч е н ь д и н ам и ч н ы е, с
л егк и м , чи сты м зв у ч а н и е м , с х о р о ш ей п ер е д ач е й р и тм а и и н то -
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 79 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 81 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст