ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
C D
Конечно, в больших помещениях, объе-
мом в десятки тысяч кубометров, можно
услышать и сам удар большого бубна, и
отраженные сигналы. В реальном же по-
мещении будет лишь звуковое давление,
аналогичное тому, что существовало в
одной точке зала — у микрофона.
Итак, получаемый слушателем сиг-
нал сложен из прямого и отраженных
звуков. Соотношение их зависит от рас-
положения в комнате как колонки, так
и слушателя. Если слушатель близко, то
ему слышен в основном прямой сигнал,
а если отошел подальше, все тонет в от-
ражениях. И может оказаться, что та
акустическая система, про которую в
прессе сказано много хорошего, пригод-
на только для прослушивания с большо-
го расстояния. Хочешь слушать — раз-
двигай стены.
М. А. Что же мы обнаружили?
Звучание АС зависит не только от нее
самой. В точке расположения слушате-
ля звуковое поле складывается из пря-
мого звука и отражений. Характеристи-
ки прямого сигнала зависят от АС. а
структура отражений — от особенно-
стей помещения и расположения в нем
АС. Особенно явно влияние помещения
сказывается на низких частотах, когда
длина волны сопоставима с его разме-
рами. Таким образом, избыток или не-
достаток баса, а также наличие окраски
звука на низких частотах чаще всего
связаны именно с помещением, а не с
АС. Так что если описание звучания, да-
ваемое экспертом, не сопровождается
информацией о характеристиках поме-
щения и расположении в нем колонок и
слушателя, то руководствоваться этим
описанием при покупке следует с очень
большой осторожностью.
В качестве эксперимента в обычной
комнате были сняты АЧХ двух громко-
говорителей („АЕ" и „(315“). Отметим
сразу, что расположение громкоговори-
теля при измерениях было далеко от иде-
ального: он находился в углу комнаты,
около книжного шкафа.
Если микрофон расположен в непо-
средственной близости от диффузора
(6 см), то АЧХ гладкая, как в безэховой
камере, поскольку на таком малом рас-
стоянии преобладает прямой звук. На
расстоянии 20 см уже проявляется
влияние отражений от ближайших пред-
метов, и неравномерность АЧХ возра-
стает. На низких частотах (от 40 до
100 Гц) при удалении микрофона всего
на 55 см АЧХ определяется в основном
стоячими волнами помещения.
Иными словами
собственная
АЧХ
колонки видна только на расстоянии, ко-
торое меньше радиуса гулкости данно-
го помещения. Обычная жилая комната
имеет радиус гулкости (расстояние, на
котором уровни прямого и отраженных
сигналов совпадают), как правило не
превышающий 1
м. При большем удале-
нии от АС звуковое поле зависит от по-
мещения уже больше, чем от самой аку-
стической системы.
Характеристическая
чувстви-
тельность
— это среднее звуковое дав-
ление, создаваемое АС в заданном диа-
пазоне частот при подводимой мощно-
сти 1
Вт на расстоянии 1
м на ее рабочей
оси; выражается в дБ по отношению к
2 х 10s Па — стандартному порогу чув-
ствительности. Этот параметр вместе с
допустимой мощностью для данной АС
должен определить максимальную гром-
кость звучания, которую эта АС может
обеспечить.
Рассмотрим простейший случай:
две акустические системы, одинако-
вая допустимая мощность (скажем,
100 Вт), одинаковая чувствительность
(90дБ/Вт/м). Будет ли одинаковой
громкостьзвучания? Вопрос с подвохом.
11екоторые АС можно слушать на рас-
стоянии 1
м или даже меньшем („Q15",
например) — это мониторы ближней зо-
ны. В этом случае максимальное давле-
ние в точке прослушивания действи-
тельно достигнет 110 дБ, по крайней ме-
ре на средних частотах.
К. К. Бывают колонки, к которым не
следует подходить близко („Cenvin Vega
VS150“ или „Корвет“). Большие разме-
ры и значительные расстояния между го-
ловками приводят к тому, что
собствен-
ная
АЧХ этих АС становится плоской
только на значительных расстояниях —
два или даже три метра. Но на расстоя-
нии 3 м звуковое давление может ока-
заться значительно ниже, чем на расстоя-
нии 1
м: в безэховой камере разница со-
ставит почти 10 дБ, и тогда слушателю
достанется всего 100 дБ. Так что махонь-
кий мониторчик может звучать громче,
чем большая акустическая система.
М . А.
Если, прочитав все это, потен-
циальный покупатель окинет свое уют-
і
ное жилище критическим взглядом и от-
100
кажется от покупки „Jamo Oriel“, пото-
30
му что ему придется их слушать, отсту-
10
пив по коридору в ванную комнату, а ку-
пит, скажем.
..
3
Л у ш а .
То хотя бы половину сэконом-
ленных денег он просто обязан будет вы-
слать по адресу: Петербург.
..
К. К. Действительно, часто от неболь-
ших и сравнительно дешевых АС мож-
но получить в обычной комнате гораздо
больше удовольствия, чем от значитель-
но более дорогих. Не бывает просто хо-
роших АС — бывают подходящие.
М. А. Начнем с того, что АС нужно
подбирать с учетом свойств конкретно-
0.1
0.2
0.3
0,4 1, кГц
Ш
Стена
А м п л и т у д н о ч а с т о т н а я х а -
р а к т е р и с т и к а по зв у к о в о м у
давлен и ю зави си т не то лько от
А С , но и от п о м е щ е н и я . Ч ем
дал ьш е от АС располож ен м и к -
роф он, тем больш е вл и ян и е по-
м ещ ен и я.
Е
, (О
а)
Катушка
Rc
Lc
Механическая
система
Г
Lm | Cm
X
Si
| Z | , O m
Г. Гц
*
10 30
100
300
1000
б)
У си ли тель и гром коговоритель
с вязан ы кабелем , и все элем ен ты
си стем ы взаи м о д ей ств у ю т (а). В
простейш ем случае входное сопро-
т и в л е н и е А С м о д е л и р у е т с я н е -
с л о ж н о й сх ем о й (б), в д е й с т в и -
тельн ости оно им еет гораздо более
сло ж н ы й х ар ак тер .
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 66 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 68 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст