C D
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
а)
б)
В пом ещ ении к слуш ателю зву -
ковы е сигн алы поступаю т со всех
сторон: и п р я м ы е , от а к у с т и ч е -
ской си стем ы , и о тр аж ен н ы е от
стен (а).
Н а н и зк и х частотах, когда д л и -
на волны сравн и м а с разм ер ам и
пом ещ ен и я, п р ям ы е и переотра-
ж енн ы е волны н ераздели м ы , это
н а з ы в а е т с я р е ж и м о м с т о я ч и х
в о л н . В этом р е ж и м е зв у к о в о е
давлени е сущ ественно зави си т от
расп олож ен и я слуш ателя (б).
О
0.1
0.2
0.3
0.4
I,
кГц
а)
б)
Звуковое давлени е внутри АС и
р еакц и я на д ви ж ен и е ди ф ф узора
при водят к вибраци и и деф орм а-
ци и ее к о р п у с а. П ри у с та н о в к е
гр о м к о го в о р и тел я на п о д став к у
уровень вибраций зам етно с н и ж а -
ется (а).
Н еудачн ая у стан о вк а гр о м к о -
говорителя п ри вела к резонансу и
к появлению вы сш их гарм он и к в
излучаем ом си гн але (б).
ная, так и частотная — исчезает („AE“,
300 Гц/5 кГц).
К. К. Интересный эффект обнару-
жился при исследовании коаксиальной
АС „KEF Q15“, в которой волны, из-
лучаемые высокочастотной головкой,
отражаются от диффузора низкочастот-
ной. Движение диффузора НЧ-головки
приводит к модуляции сигнала, излучае-
мого ВЧ-головкой („Q15", 300 Гц/
5 кГц). Это плата за улучшение других
характеристик АС. Однако не будем за-
бегать вперед.
С повышением уровня громкости эф-
фект модуляции увеличивается: чем
больше амплитуда движения диффузо-
ра, тем больше проявляется нелиней-
ность подвеса и магнитного поля в зазо-
ре. Увеличивается и частотная модуля-
ция, потому что увеличивается скорость
движения диффузора. Кстати, для по-
лучения одинакового звукового давле-
ния диффузор большей площади должен
иметь меньшую скорость движения.
Площадь диффузора НЧ-головки в
„Q15" почти в два раза больше, чем в
„AE“. Именно поэтому „Q15“ вносит
при равной громкости меньшую частот-
ную модуляцию. Любители громкой му-
зыки должны учитывать, что искажения
возрастают при увеличении звукового
давления. Если очень хочется слушать
при большой громкости, то лучше вы-
брать многополосную АС с головками
большой площади.
М. А. К сожалению, нет достоверных
данных о заметности таких искажений,
и остается только констатировать факт
их наличия. Можно отметить, что коак-
сиальная конструкция вносит ббльшие
доплеровские искажения, чем обычная.
Читая описание доплеровских иска-
жений. кочующее из одной книги по аку-
стике в другую, вспоминаешь о большом
белом человеке и некоем сельскохозяй-
ственном инструменте.
.. Да, действи-
тельно, если воспроизвести два сигна-
ла от генераторов, то видна взаимная мо-
дуляция частот. А если сигналы взяты
не от генераторов, а с микрофона? Ко-
гда на мембрану микрофона воздейству-
ет двухтональный сигнал, то под дей-
ствием одной составляющей эта мембра-
на движется; когда она удаляется от ис-
точника звука, частота второго сигнала
кажется пониженной, а когда прибли-
жается — то повышенной.
В зависимости от устройства микро-
фона этот эффект может быть выражен
слабее или сильнее, но он существует.
Это означает, что теперь именно много-
полосная АС, исключая взаимное влия-
ние сигналов разных частот, сигнал
искажает. Идеальной системы воспро-
изведения в этом смысле не существу-
ет. разве что граммофон и патефон пол-
ностью свободны от такого рода искаже-
ний. При прямой механической записи
звуковое давление в рупоре воздейству-
ет на мембрану, жестко связанную с рез-
цом, а при воспроизведении мембрана
патефона повторяет движение мембра-
ны рекордера и доплеровские искаже-
ния взаимно компенсируются.
В немеханических, с микрофонами и
усилителями, системах записи необхо-
димо для каждого микрофона специаль-
но подбирать АС или мириться с неурав-
новешенным влиянием эффекта Допле-
ра.
У конденсаторных микрофонов сме-
щение мембраны под действием звуко-
вого давления очень мало — единицы
микрон; взаимное влияние сигналов раз-
ных частот минимально. У динамиче-
ских же микрофонов смещение мембра-
ны и ее скорость на несколько порядков
выше, и уровень взаимной модуляции
оказывается вполне ощутимым.
К. К. Было бы очень полезно, если бы
на дисках были примечания — запись
произведена при уровне громкости во
столько-то децибел с помощью микрофо-
на с таким-то значением постоянной До-
плера. Слушатель вводит эти парамет-
ры в ламповый компьютер, который вно-
сит в сигнал коррекцию, необходимую
для данных АС и установленной гром-
кости звучания.
М. А.
Эффективно воспроизводи-
мый диапазон частот.
В его пределах
неравномерность АЧХ не выходит за по-
ле допуска. По рекомендации МЭК 581-
7, в диапазоне частот 50-12500 Гцспад
АЧХ не должен превышать 8 дБ по от-
ношению к среднему уровню в полосе
частот 100-8000 Гц. В описаниях
обычно указывают диапазон частот при
меньшей неравномерности, например
±3 дБ. Измерения АЧХ выполняются на
расстоянии 1
м от АС или более, в без-
эховой камере, хотя никому не придет в
голову слушать в ней музыку.
К. К. Первое, с чем сталкивается слу-
шатель, перенеся АС из заглушенной ка-
меры в жилище, — это многолучевость
распространения акустических волн.
Нетрудно показать, что взаимодействие
прямого и отраженных (от пола, стен,
потолка) лучей приводит к появлению в
акустическом пространстве узлов и пуч-
ностей, а в каждой конкретной точке
пространства — горбов и провалов в
АЧХ. Чем выше частота, тем более за-
метен становится этот процесс.
На низких частотах динамик работа-
ет как насос, „накачивающий“ помеще-
ние, и применять понятие „падающая“
и „отраженная“ волна затруднительно.
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 65 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 67 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст