ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
Г О
новится менее чувствительным к неровностям поверхности
пластинки, и меньше вероятность, что искривленная пла-
стинка будет подбрасывать тонарм и что звук будет „пла-
вать“.
Тонарм „R oksan T abriz Zi“ ($790) отличается от тонар-
ма „Roksan Tabriz" проводом, идущим непосредственно от
тонарма к корректирующему усилителю, системой крепле-
ния к„стакану" и системой противовеса.
Проигрыватель „X erxes Х‘‘ английской фирмы „R o k san “
принадлежит уже к другой касте. Создан он как конкурент
нашумевшему проигрывателю „Linn Sondek LP 12“. Обла-
дателей подобных проигрывателей обычно называют серь-
езными ценителями винила.
Честно говоря, этот проигрыватель попал ко мне не в са-
мой „дорогой" конфигурации: „стол" (с приводом, блоком
стабилизации скорости „X PS 3 .5 “ и блоком п итания
„DSU") — „X erxes X“ . тонарм — „T abriz Zi“ . головка зву-
коснимателя — „C orus Black S ty lu s“ (типа М М ). Послед-
ние два компонента стоило бы поставить на гораздо более
дешевый „стол" „Roksan Radius 3" (£600), а на этот устано-
вить тонарм „Roksan A rtem iz" (£900) и головку „Roksan
Shiraz" типа МС (£1000). Так или иначе, имея в распоряже-
нии несколько „столов", тонармов и головок и проведя не-
сложные перестановки, можно судить о „звучании“6 тонар-
ма, „стола", головки.
..
Несмотря на дороговизну, проигрыватель не предусмат-
ривает сверхсложной настройки.
На трех регулируемых по высоте металлических ножках
стоит деревянное основание (на фотографии видна нижняя
черная плита), упруго отвязанное от этих ножек. От самого
основания упруго отвязано основное шасси, где закрепле-
ны подшипник (втулка), в которую вставляется вал веду-
щего диска и „стакан", служащий для крепления тонарма.
Вал ведущего диска достаточно тонкий, всего 5 мм, в под-
шипник заливается несколько капель специального масла.
Сама по себе отвязка шасси необычная — это сложный ме-
ханический фильтр.
От основания упруго отвязан цельный деревянный кор-
пус, в котором крепится двигатель. Двигатель крепится не
жестко, он имел бы возможность вращаться вокруг оси сво-
его корпуса, если бы не пружина, соединяющая его с корпу-
сом проигрывателя. Ведущий диск приводится в движение
плоским ремнем. Непосредственно на малый ведущий диск
надевается сам большой металлический диск-маховик. Та-
ким образом, диск, ремень и двигатель объединены в систе-
му двухзвенного механического фильтра, который являет-
ся стабилизатором скорости вращения грампластинки. Од-
ним звеном здесь является сам диск-маховик, другим — уп-
руго вращающийся и задемпфированный корпус двигателя.
Гибкость связи „двигатель — диск-маховик" здесь опреде-
ляется главным образом пружиной, которой двигатель при-
креплен к корпусу (рис. 1).
Упругость ремня несравненно больше. Такое конструк-
торское решение устраняет из системы стабилизации нели-
нейность упругости ремня. Стабилизация ведется диском-
маховиком (первое звено) и пружиной (второе звено). Та-
кая система эквивалентна системе стабилизации вращения
с подпружиненным роликом, показанной на рис. 2.
6 В применении к аудиоаппаратуре, это слово, конечно, абсурдно. Звучит
инструмент в руках музыканта, а аппаратура может это звучание всего-
навсего записать и воспроизвести с какой-то степенью достоверности.
В этой сложной системе не могут возникнуть собствен-
ные колебания, так как и ведущий диск, и корпус двигателя
задемпфированы вязким трением. Как видим, к проблеме
стабилизации скорости фирма подошла очень серьезно.
Чтобы собственные резонансы самого диска-маховика не
передавались на головку звукоснимателя, сверху на нем ле-
жит специальный мат, на который и кладется грампластин-
ка.
Фирма-изготовитель производит всю основную настрой-
ку проигрывателя, и владельцу остается только залить три-
четыре капли масла в подшипник, правильно установить
диск и отрегулировать горизонтальное положение проигры-
вателя с помощью вращающихся ножек и спиртового уров-
ня.
Ш аблон для установки иглы в правильном положении от-
носительно канавки грампластинки достаточно прост и удо-
бен. Он подходит для тонармов „Tabriz" и „Artem iz“. На нем
имеются два рисунка, так как длины этих тонармов отлича-
ются и требуют разного положения оси поворота тонарма
относительно оси вращения диска. Шаблон также позволя-
ет правильно установить каждый из тонармов, то есть со-
блюсти требуемое расстояние между вышеназванными ося-
ми.
С корость
вращ ен и я ди ска
З З '/з о б /м и н
или
45 о б /м и н — устанавливается с помощью кнопки на вынос-
ном блоке стабилизации скорости „DSU“.
Надо отметить, что владелец проигрывателя грампласти-
нок не только безумец, но и страдалец. Пожалуй, нет друго-
го аудиокомпонента, на „звучание" которого так сильно
влияют — улучшая его или портя — установка, настройка,
погода, стойка, прыгающая кошка.
.. Все эти проигрыватели
мучили меня полгода. Сама настройка вроде бы несложна,
но понять, почему проигрыватель „не звучит", бывает труд-
но. „Звук“ из проигрывателя надо „вытаскивать" насильно.
Если это удастся — удовольствие получаешь не сравнимое
ни с какими компакт-дисками, если не удается — сплошной
кошмар. Честно говоря, если бы мне не представилась воз-
можность одновременно тестировать несколько „столов",
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 48 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 50 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст