Номер 4 (15) 97 — удачен, ярок.
С удовлетворением отмечаю, что из ре-
дакционной почты уже пропадают со-
мнительные [утверждения], построен-
ные на якобы преимуществе отсутст-
вия отрицательной обратной связи, —
это должно означать оздоровление ин-
женерного и потребительского созна-
ния и, думается, скорое падение инте-
реса к [применению] упомянутой кон-
цепции в усилителях мощности; ведь
рынок — это наши симпатии, выра-
женные в форме товара. Что же каса-
ется системы и частностей.
..
Прежде всего отметим то, как
М. Сергеев попытался ответить на
письмо, затрагивающее вопросы шумо-
понижения.
Как известно, само слово „компан-
дер“ есть контаминация терминов
„компрессор“ и „экспандер“; то есть
компандерная обработка сигнала пред-
полагает сжатие (компрессирование)
динамического диапазона перед посту-
плением сигнала в канал передачи, а по
выходе из канала — соответственно
растяжение (экспандирование). Физи-
ческие предпосылки необходимости
компандирования в магнитной записи
таковы: в качестве помехи на слабых
уровнях сигнала выступает шум лен-
ты, а перегрузочную способность трак-
та на больших уровнях определяет
MOL. Поэтому теоретически звуковой
компандер должен сжимать сигнал не
только „снизу“ (по шумам), но и „свер-
ху“ (по перегрузкам). Однако опыт по-
строения широкополосного компанде-
ра dbx показал, что попытки обрабаты-
вать область большого сигнала, как и в
случае с неверно подобранной емко-
стью в фильтре детектора, приводят к
броскам уровня сигнала обрабатывае-
мой полосы. Следовательно, перегру-
зочную способность тракта в магнито-
фоне неотодвинуть компандированием
(нужно изменять MOL ленты); сказан-
ное выше есть обоснование того, поче-
му и бытовые, и студийные магнито-
фонные компандеры борются только с
шумом ленты как нижней границей ди-
намического диапазона. Далее, по-
скольку шум ленты присутствует не во
всей полосе звуковых частот с одинако-
вым уровнем, имеет смысл управлять
коэффициентом пропускания устрой-
ства именно в той полосе, где шум силь-
нее всего (идея частотно-зависимого
компандера). „Dolby В“ и являлся та-
ким компандером: обрабатываемая по-
лоса >500 Гц, коэффициент сжатия
10 дБ при сигнале -40 дБ на частотах
выше 4 кГц. Субъективно после обра-
ботки „Dolby В“ шум сжатия достаточ-
но заметен, что и обосновало необходи-
мость появления компандера „Dolby
С“: два каскада последовательного ком-
пандирования для обработки сигналов
высокого и низкого уровней, обрабаты-
■ S
* I
О
о
ф п
У
S
5
I
S
CI
У
.
о
о
о
о.
с
5
о
\
Перегрузка
/
Канал
передачи
*
'
І
Помеха
Л
0
)
S
X
гс
m
о
о .
S
g
X
ш
с:
о
ваемая полоса >375 Гц, коэффициент
сжатия 20 дБ при сигнале -60 дБ на ча-
стотах выше 1 кГц. В свою очередь,
этот компандер не затрагивает полосу
рокота двигателей ЛПМ, обычную для
НЧ-наводок; но если в „Dolby С“ один
каскад частотно-зависимого компанди-
рования сделать широкополосным, то
и получится компандер „Dolby S“, по
мнению М. Сергеева являющийся луч-
шим из всего ряда „Dolby“ (разумеет-
ся, не считая многополосных студий-
ных „Dolby А“ и „Dolby SR“). Однако
опыт работы с кассетной звукотехни-
кой убедил меня, что идеального шумо-
подавителя —
нет,
что в 5-7% случа-
ев каждая система шумопонижения
бывает либо бессильна, либо вредна, и
вот почему. Поскольку компандер есть
нестационарная во времени система с
изменяемым коэффициентом пропу-
скания, главный камень преткновения
для разработчиков — закон, по которо-
му компандер изменяет свои переда-
точные свойства. Однако музыкальный
сигнал изменяется по законам музыки,
а не электроники, и при несовпадении
настроечных характеристик и характе-
ристик сигнала имеем: для широкопо-
лосного компандера — броски уровня
либо, наоборот, „беззубость“ устрой-
ства, для частотно-зависимого компан-
дера — искажение частотной картины
звука. Вот почему я советовал бы вла-
дельцам дек чаще пользоваться имен-
но „Dolby В“, наименее искажающим
естество звука, а при необходимости ра-
боты с более сильными компандера-
ми — сначала с помощью тестовой за-
писи убедиться в их безвредности для
данной музыкальной программы. Ибо,
пожалуй, не так важна инженерия уст-
ройства, как изначальное его назначе-
ние; напомню, что хозяева дек „Вега-
120“ и „Вега-122“ не пользуются имею-
щимся там компандером, именно эф-
фективно подавляющим шум, но, оче-
видно, испытывавшимся на стационар-
ном лабораторном сигнале вместо ре-
ального звукового, вследствие чего ис-
кажающим музыкальный сигнал до не-
узнаваемости.
В. Луговой, Петербург
Редакция оставляет за собой
право редактиро-
вать и
сокращать письма читателей.
Мы
не имеем
возможности
давать телефонные
консультации. Пожалуйста, обращайтесь к
нашим
экспертам
по почте.
CAR
AUDIO
d û P I O N E E R
S O N Y
SOS*
P a n a s o n i c
% -
З О П О Т О Й
М И Р
ОПТОВЫЕ п р о д а ж и :
М О С К В А
тел.:
(095) 282-2134,
тел./факс:
(095) 282-2184
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 14 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 16 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст