ПОЧТА
паратах на десятки порядков выше, я
такого „полета“ не испытываю. Быва-
ют похожие ощущения, но такого.
..
Почему? Может, что-то потерялось?
И. Степанов, Москва
★ ★ ★
В вашем журнале неоднократно
встречается рекомендация обращать
внимание на направление проводов и
кабелей
(см.,
например,
„АМ“
№ 3 (14) 97, с. 9). Конечно, трудно не
согласиться с тем, что технология из-
готовления наверняка делает любой
проводник слегка неизотропным и в ре-
зультате он может немного по-разному
проводить ток в различных направле-
ниях.
Но направлением-то обладает лишь
постоянный ток, а у переменного тока
(который, как известно, течет то туда,
то обратно), казалось бы, направления
вообще нет. Рецепт считать направле-
нием переменного тока направление от
источника к потребителю (от распре-
делительного щитка к розетке, от уси-
лителя к колонкам), конечно, облада-
ет приятной однозначностью, однако,
как мне кажется, не вполне вяжется с
логикой. Ведь в большинстве случаев
как силовой, так и колоночный кабели
состоят из двух одинаковых провод-
ников, по которым ток в любой момент
времени течет в
противоположных
направлениях. Поэтому, если даже по
каким-либо причинам (?) для провод-
ника, подключаемого на фазу, пред-
почтительным является направление
„по надписи“, то по тем же причинам
для проводника, подключаемого на
ноль, предпочтительным должно ока-
заться
противоположное
направление,
а не то же самое, как это обычно реко-
мендуется.
Быть может, кто-нибудь из имею-
щих инженерное образование экспер-
тов „АМ“ взялся бы разъяснить (в до-
ступной форме) этот парадокс, что, не-
сомненно, представляло бы интерес и
для других читателей „АМ“, чьи по-
пытки почувствовать разницу между
различными направлениями колоноч-
ных кабелей
на слух,
так же как и мои,
пока не увенчались успехом.
С. Коршунов, г. Монино Моек. обл.
Вы не указали, какая у вас аппара-
тура. кабели, условия прослушивания.
Вы не описали также Ваши личные
пристрастия и требования как к му-
зыке, так и к звуку. Поэтому мне
трудно однозначно и достоверно отве-
тить на Ваши вопросы. Чтобы отчет-
ливо слышать ту разницу, о которой
Вы пишете, нужно быть придирчивым
к звуку
люди, увлеченные музыкой,
могут не обратить на эту разницу
внимания, она больше волнует аудио-
филов.
У различных типов проводов, как
выходных, так и межблочных, направ-
ление включения ощущается по-разно-
му. Если выходные пары включены в
разных направлениях или внутри па-
ры не соблюдены оптимальные направ
ления, то разницу в звучании можно не
ощутить. Не заметить ее можно так-
же и в том случае, если Ваша аппара-
тура не чувствует различия между
типами кабелей, между хорошими и
плохими кабелями, между дорогими и
дешевыми. И последний вариант, са-
мый маловероятный: Вы счастливый
человек, не зараженный аудиофилией,
и потому Вам не надо тратить день-
ги на дорогие кабели, чтобы сущест-
венно улучшить звук пусть дешевого,
но оптимально спроектированного
усилит еля (см. „АМ“ № 4 (15) 97,
с. 60). Теперь немного истории и физи-
ки.
С помощью изящных опытов, про-
веденных в 1918-23 г., Р. Толмен и
Т. Стюарт обнаружили электронно-
кинетический эффект, и это стало
своего рода подтверждением эмпириче-
ского закона Ома. Но объяснение про-
водимости металлов с помощью сво-
бодных электронов вполне приемлемо
для стационарных процессов, в основ-
ном для передачи энергии, а не инфор-
мации. Кабели, предназначенные для
неискаженной передачи сложных вре-
менных структур сигналов, появились
не случайно, а в результате кропотли-
вой научной разработки с привлечена
ем релятивистских концепций, кван-
товой теории проводимости.
Основная беда простейших кабе-
лей
деформация спектра сигнала во
времени, которая характеризуется
групповым временем задержки (это
производная по частоте от функции
фазового сдвига). Вот из-за этого па-
раметра и получается сложная конст-
рукция кабелей с ортогональными мно-
гослойными намотками и разными ди-
электриками. Наиболее оптимальной
некоторые фирмы считают сосредо-
точенную фазовую коррекцию, в от-
дельной коробочке, ближе к нагрузке.
Выходит, кабель
это своеобразный
фазочастотный фильтр, перевернуть
который задом наперед безнаказанно
нельзя (как и любой фильтр). Но для
некоторых проводов и слушателей
это „наказание" оказывается прият-
ным
провод, включенный против
стрелки, нарисованной фирмой, „зву-
чит
лучше, обычно это наблюдается
в посредственных трактах, где харак-
теристики самих приборов небезу-
пречны. Получается как бы компен-
сация
минус на минус дает плюс.
Влияют на звук и вибрострикционные
процессы в проводниках и изоляции,
возбуждаемые проходящим сигналом,
поэтому хорошие кабели имеют обыч-
но жесткую конструкцию. Крутые
перегибы проводов могут нарушить
структуру и свести на нет их зву-
ковые достоинства. Внешний экран
межблочного кабеля соединяется с ну-
левым потенциалом только с одной
стороны, это тоже небезразлично для
звука, особенно в цепях со слабыми сиг-
налами.
Если кабель направленной конст-
рукции. то фирма обязательно рисует
на нем или на разъемах стрелки и по-
ясняет, что это направление сигнала.
Рекомендация включать кабель по на-
правлению надписи, если нет стрелок,
относится, скорее, к аудиофильскому
фольклору.
Так как в процессе изготовления
проводники тянут через фильеру, вы-
зывающую анизотропность, то у лю-
бых проводников заметна звуковая на-
правленность. Главные признаки оп-
тимальной направленности
более
четкая стереопанорама, лучшая лока-
лизация источников звука, ощущение
глубины „сцены“.
Объяснение применения сверхчи-
стых проводников кроется в кванто-
вой физике. Здесь классическая элек-
тронная теория проводимости не ра-
ботает, ибо оказывается, что внутри
проводника „свободных“ электронов
просто нет. Так называемый „элек-
тронный газ“, обнаруженный Толме-
ном и Стюартом, существует лишь
условно. В многомерном фазовом про-
странстве, согласно распределению
Бозе
Эйнштейна и Ферми
Дира-
ка, „действуют“ бозоны и фермионы и
многие другие символы, волны и квази-
частицы. Еще много можно писать на
эту тему, давать советы и „тонуть“
в квантовой теории поля. Если Вас
это заинтересует — Монино извест-
ный научный центр, с которым Ваш
покорный слуга имел удовольствие об-
щаться в процессе разработок скром-
ной военной электроники. В рамках же
нашего журнала, предназначенного
для широкого круга читателей, вряд
ли целесообразно строгое теоретиче-
ское обоснование.
Смею надеяться, что этот ответ
поможет Вам и Вашим друзьям более
удачно скомпоновать звуковой тракт,
услышать и оценить направленные
свойства кабелей.
В. Зуев
★ ★ ★
Каждый раз по выходе очередного но-
мера „АМ“ я просматриваю его от кор-
ки до корки и выявляю для себя три мо-
мента: удачный номер или обычный, ка-
ковы господствующие на рынке концеп-
ции звукотехники и нет ли в работах ав-
торского корпуса очевидных неточно-
стей (как правило, это связано просто с
выдаванием частности за систему).
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 13 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 15 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст