О МУ
ЗЫКА
О
З А Г А Д К А Х
М
У З Ы
К А Л Ь Н О Г О
Т Е М Б Р А :
О Т
А К У С Т И К И
К
С И М О О Л И К Е
Человека окружает мир звуков —
тревожащих и успокаивающих, прият-
ных и неприятных, вызывающих осо-
бое волнение или составляющих фон
будничной жизни. Звук грохочущего
по рельсам трамвая, лай собаки, голос
близкого человека или столь драгоцен-
ная в нашем полном суеты мире тиши-
на.
.. Эмоциональная осмысленность,
способность к передаче человеческой
интонации, неслучайность (порой как
результат слухового отбора целых по-
колений или эпох) отличают музы-
кальный звук от повседневного шума.
Загадка музыкального звука и в то
же время его сущностное свойство —
тембр. Тембр лишь отчасти обусловлен
физическими параметрами; ученых-
акустиков порой оставляет в недоуме-
нии неуловимость этого явления. По
сути, тембр оказывается зависимым не
только от частотного спектра, опреде-
ляемого особенностями строения того
или иного инструмента, но от всех без
исключения элементов музыкальной
ткани, а именно: фактуры (одноголосие
или многоголосие), высоты звука (вы-
сокий или низкий регистр), темпа и
ритма (быстро или медленно), оркест-
ровки (монотембровое или политембро-
вое звучание: композитор может ис-
пользовать тембры как сольные голоса
либо создавать более сложные, ком-
плексные политембровые сочетания),
артикуляции (связно —
legato
или от-
рывисто —
staccato
), приемов звукоиз-
влечения (скажем, у струнных:
pizzi-
cato
— пальцем,
ассо
— смычком,
col
legno
— древком смычка и т. д.), гар-
монии (элементарные аккорды или
красочно звучащие, обладающие осо-
бым чувственным напряжением звуко-
вые наслоения) и др. На оттенки тем-
брового восприятия также влияют ус-
ловия
исполнения
произведения,
качество инструмента, индивидуаль-
ная манера звукоизвлечения,характер
мускульной энергии исполнителя, аку-
стика помещения, в котором звучит
произведение (орган в соборе или в кон-
цертном зале, струнный квартет в уют-
ной гостиной или в Большом зале фи-
лармонии будут звучать по-разному),
количество публики в зале, настроение
слушателя и даже особенности строе-
ния его ушной раковины.
Вы устали, читатель? Вы теряете
ориентиры? Боюсь, я перечислила да-
леко не все обстоятельства, которые мо-
гут изменить звучание тембра, его вос-
приятие, но, пожалуй, достаточно.
Картина ясна. То есть, скорее, оконча-
тельно запутана. Обратите внимание,
все характеристики тембра — эмоцио-
нальны, метафоричны: „холодный“,
„резкий“, „матовый“, „грудной“, „се-
ребристый“, „теплый“, „бархатный“,
„режущий“, „пронзительный“.
.. Так
что же такое тембр? И есть ли он на са-
мом деле? Известный музыковед, спе-
циалист по тембру, сказал мне однаж-
ды: „Это неприлично — говорить, что
никто не знает, что такое тембр. Тембр
— это звук“.
Попробуем рассуждать иначе. Пред-
положим, что вы, читатель, побывали
на концерте, где великий исполнитель
(Горовиц? Менухин? Караян? — на
ваш выбор) исполнил произведение ге-
ниального композитора. Вы ушли с
концерта счастливым, просветленным,
у вас осталось в душе воспоминание о
гармоничном музыкальном целом. Но
если вы не обладаете феноменальной
музыкальной памятью, подобно Мо-
царту или,к примеру, Рахманинову,
способным с одного прослушивания за-
помнить все детали услышанного про-
изведения, то что-то для вас окажется
утраченным. И
утраченным безвоз-
вратно — даже если завтра состоится
повторение концерта, звучание тех же
произведений будет уже чуть-чуть дру-
гим: другое исполнительское дыхание,
прикосновение к инструменту, иные
интонационные детали, новое раскры-
тие внутренней динамики музыкаль-
ной формы. Так вот, все, что составля-
ет самую плоть музыкального станов-
ления, его сиюминутное настоящее, от-
носится к области тембра. Живущее
лишь в эту секунду, в этом сочетании
„внутритекстовых“ и „внетекстовых“
параметров, условий исполнения и в
следующую секунду, подобно бабочке-
однодневке, уходящее безвозвратно,
навсегда — чтобы через мгновение ро-
диться чем-то иным.
.. Тембр — живое
существо, дышащее, рождающееся и
гибнущее (у музыкантов-исполнителей
существует понятие „жизнь“, „судьба“
звука; об этом пишет пианист и музы-
кальный критик Л. Е. Гаккель). И в
этом — секрет красоты музыкального
звука, его выразительности и способно-
сти к воплощению различных оттенков
чувства.
„Остановись, мгновенье, ты прекрас-
но!“ О, я понимаю людей, способных
наслаждаться звучанием звука как та-
кового — этим остановленным мгно-
веньем! Можно наколоть засушенную
бабочку на иголку и рассматривать
узор на ее крылышках, можно насла-
ждаться красотой ее естественного по-
лета. И еще можно попытаться заснять
этот полет видеокамерой.
.. Не случай-
но именно на тембр — самое многогран-
ное, зыбкое, ускользающее — и направ-
лены усилия многих специалистов по
записи и воспроизведению звука.
Вернемся к размышлениям о „судь-
бе“ музыкального звука. Подобно тому
как атом отражает структуру Вселен-
ной, внутренняя процессуальность зву-
ка отражает внутреннюю процессуаль-
ность музыкальной формы как целого.
Музыкальное произведение протекает
во времени: у него есть свое начало,
„рост“, кульминация — и спад, завер-
шение. И мельчайшая единица музы-
кальной ткани, звук, обладает собст-
венной логикой временного становле-
ния. Вот звук рояля: удар — затухание,
угасание. Звук органа: не меняющий-
ся во времени, обладающий своеобраз-
ной статикой, он предназначен для во-
площения событий „нечеловеческих“,
„космических“ (И. Браудо). Или звук
струнных инструментов — способный
к вибрации, тончайшим изменениям
внутренней динамики в процессе зву-
чания (в исполнительском искусстве
это называется
филировкой)
и именно
поэтому наиболее близкий к человечес-
кому голосу.
Пока нет достаточных технических
средств и далее методологии изучения
столь сложного явления, как тембр, в
полном объеме, самым совершенным
инструментом остается человеческое
ухо. Возможно, и для измерения всех
множественных параметров „жизни“
звука будут созданы соответствующие
приборы. Но пока что в оценках тембра
преобладает интуитивное и практиче-
ски не существует методик воспитания
тембрового слуха. В сравнении с други-
ми элементами музыкальной ткани —
мелодией, гармонией, ритмом, —
тембр воспринимается наиболее
цело-
стно.
Рационально не схватываемый — и
невоссоздаваемый. Запись и воспроиз-
ведение тембровой стороны музыкаль-
ной формы — позвольте мне побыть не-
много не физиком, но лириком — это
сверхзадача. Сравните скрипки фаб-
ричного производства с созданиями ве-
личайших мастеров, например Стради-
вари, Гварнери. Техника не самоцель,
но средство общения — личностей,
эпох, стилей: звукозапись хранит для
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 93 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 95 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст