МУ
ЗЫКА
педагогов нет единого мнения поэтому вопросу. Кнопочная кла-
виатура позволяет быстрее, чем клавишная, овладеть беглой
мелкой техникой игры. Это удобно для французско-швейцар-
ского эстрадно-народного жанра „мюзет“ (musette), для русских
народных песен н пьес (так называемые „иеребфы“). С помо-
щью клавишной клавиатуры2
можно добиться большей экспрес-
сии п микродинамики, которые нужны в джазовых импровиза-
циях н
современной развлекательной музыке. Но все-таки ак-
кордеон остается инструментом узкожанровым
это объясня-
ется спецификой его тембра и сложностью, которую представ-
ляєт даже для талантливых виртуозов передача тонких эмоцио-
нальных нюансов. Исполнение на аккордеоне специально об-
работанных для него серьезных классических произведений, к
сожалению, до сих нор не смогло завоевать широкую аудито-
рию. Даже поклонники аккордеона как инструмента пред-
почитают слушать классику в традиционном исполнении.
В течение нескольких десятков лет продолжалась эволюция
аккордеона, формировались школы игры на нем, совершенст-
вовалась педагогическое мастерство. Это был долгий и терни-
стый путь, приведший в тридцатые годы нашего столетия к вы-
сокой популярности аккордеона почти во всем мире. В Амери-
ке блистал легендарный 11 ьетро Фросини и неповторимая Элис
Холл, на смену им пришли Apr ван Дамм и Фрэнк Марокко. В
Германии в центре внимания публики были Альберт Фосген,
Хайнц Мупзонпус и знаменитый Курт Маар - артист, компо-
зитор и педагог. І
Іожалуй, больше всего было поклонников ак-
кордеона и. соответственно, аккордеонистов во Франции. У нас
в России лишь к концу 1920-х годов стали робко появляться
аккордеоны, но.лишь в качестве аккомпанирующих инструмен-
тов. Аккомпаниаторами были „клавишники", поспешно пере-
шедшие с фортепьяно на аккордеон. Характерно, что, несмотря
на развитие баянного исполнительского мастерства, баянисты
в эстрадном жанре почти не появлялись
уделом баяна про-
должала оставаться чисто народная музыка и отчасти классичес-
кая. Аккордеонисты-клавишники играли в те времена неуве-
ренно и примитивно и потому выступать с сольными номера-
ми не решались. Инструменты были заграничные, и только в
1936 году при содействии немецкой фирмы „Хопер" начался се-
рийный выпуск клавишных аккордеонов на ленинградской фаб-
рике „Красный партизан". Примерно тогда же был организован
аккордеонный эстрадный ансамбль под руководством Г. Розен-
фельда и И. Венгерской, авторов стольких прекрасных песен,
звучавших в исполнении Георгия Виноградова и других попу-
лярных певцов того времени. 11о то были лишь скромные по-
пытки внедрения этого интересного инструмента и новой эф-
фектной музыки ,чля него.
І
Іебьівалос увлечение аккордеоном началось сразу после вой-
ны. когда волна фронтовиков принесла с Запада массу впечат-
лений п множество музыкальных инструментов. В продаже поя-
вились немецкие аккордеоны, поставляемые в счет репараций.
Мода на аккордеонную музыку, возникшая благодаря потеплев-
шим после победы отношениям с „Западом“, побудила многих
музыкантов освоить аккордеон. Вот тогда и появился в Москве
знаменитый инструментальный квартет* аккордеониста Бори-
са Тихонова, а в Ленинграде - инструментальные квартеты ак-
кордеонистов Юрия Шахнова и Владимира Дмитриева (став-
шего впоследствии известным композитором). К сожалению,
радость была недолгой: в феврале 1948 года вышло преслову-
тое постановление ЦК ВКП(б) о борьбе с космополитизмом —
джаз п
эстрадно-развлекательные жанры музыки были объяв-
лены „вне закона", со всеми вытекающими отсюда последствия-
ми. Аккордеоны остались л ишькое-где в ресторанах и кафе „Ин-
туриста“. Отчасти повезло Б. Б. Тихонову: он состоял в штаге
„кремлевского" оркестра Виктора Кнушевицкого, которому по
понятным причинам прощались некоторые вольности эстрад-
Прошу простить за употребление столь несуразного термина.
’ Традиционный состав инструментального квартета: аккордеон, клар-
нет. гитара, контрабас.
ного репертуара. Наступившая почти через десять лет „хрущев-
ская оттепель“ хотя и сняла репертуарные запреты, по не смог-
ла полностью воскресить подавленный и угасший интерес к ак-
кордеону и джазу. И
только с началом перестройки аккордеон
вновь возродился и интерес к нему стал расти. В Санкт-Петер-
бургской консерватории была организована кафедра аккорде-
она и баяна, заведовать которой стал заслуженный артист Рос-
сии профессор О. М. Шаров, потративший немало сил для ор-
ганизации кафедры п
популяризации аккордеона. Сравнитель-
но недавно им были записаны на грампластинку произведения
таких джазовых корифеев, как Дюк Эллингтон, Хуан 'Гнзол, Эр-
рол Гарнер, и знаменитых эстрадных аккордеонистов
Альбер-
та Фоссена. Пьетро Фросини, Пауля Норбека; не забыты были
и латиноамериканские ритмы.
Граммофонные записи аккордеонистов прошлого поколения
Б. Е. Тихонова, Ю. В. Шахнова, В. В. Дмитриева стати, к сожа-
лению, редкостью. Сегодня мы можем рекомендовать нашим
читателям лишь то, что доступно в виде записей на компакт-
дисках. Из российских музыкантов это трудолюбивый москов-
ский аккордеонист Валерий Ковтун с его инструментальным
квартетом. Ну и, конечно, назову темпераментный, искромет-
ный „Санкт-Петербургский мюзет-ансамбль“ под руководством
Владимира Ушакова. В ансамбль входит дуэт аккордеонистов
и ритм-группа из трех человек
это квинтет, с которым иногда
выступают и другие музыканты. Он участник многих между-
народных фестивалей аккордеонистов, проходящих в США,
Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и других стра-
нах; музыканты ансамбля также побывали в Испании, Порту-
галии, Италии, на Канарских островах, Мадейре и па берегах
Африканского континента. Это положительно сказалось на
творческом облике музыкантов и их исполнительской манере.
Солисты ансамбля владеют свободной джазовой импровизаци-
ей1
и традиционными стилями народной и эстрадной музыки
разных стран. 11емецкая фирма „Sono Press“ выпустила два его
новых компакт-диска: „Boulevards of Paris“ и „La Plaza de
Granada“.
Из зарубежных исполнителей, которые обладают виртуоз-
ным мастерством и компакт-диски с записями которых имеют-
ся в наших магазинах, можно назвать Арт ван Дамма, Франка
Марокко и Ричарда Пинано. Расскажу о выдающихся зарубеж-
ных аккордеонистах и их записях немного подробнее.
Хотя аккордеон и распространен в различных уголках пла-
неты, все-таки ряд стран оказал наиболее мощное влияние на
развитие аккордеонной музыки. Начнем с представителей сти-
ля „мюзет“, относящегося к развлекательной и танцевальной
музыке. Конечно, наиболее яркими представителями этого сти-
ля являются французы: Эмиль Вашер (Emile Vacher), Гюс Ви-
зёр (Gus Viseur), Тони Мурена (Топу Мигеля), Эмиль Каррара
(Emile Carrara), Жозеф Коломбо (Joseph Colombo), Шарль Ис-
пори (Charles Peguri), Эмиль Прюдом (Emile Prud’homme) -
эти музыканты были зачинателями стиля, и их записи, зачастую
архивные, можно встретить сейчас на компакт-дисках.
Музыканты следующего поколения, развившие стиль „мю-
зет“ и оставившие очень яркий след в истории жанра,
Джо
Приват (Jo Privat), Фредди Балта (Freddy Balt а), Морис Вит-
ке (Maurice Vittenet). Андре Астьер (André Astier), Жосс Ба-
зеллн (_)oss ßasclli), Марсель Азола (Marsel Azzola), Иветта Ор-
не (Yvette I Ionier). 11ельзя не упомянуть п о молодых музы-
кантах, наделенных яркой индивидуальностью. Это Ален Му-
зичиии (Alain Musichini), Даниель Поли (Danielle Pauly), Эрик
Бувель (Eric Bouvelle). Дом и Эморин (Domi Entonne). В по-
следнее время на нашем рынке появилась в большом количест-
ве аккордеонная музыка чисто развлекательного характера
записи таких аккордеонистов, как Франко де Даго (Franco de
' Следует заметить, что существует и пссвлоимпровизация. то есть
выученная наизусть партия, написанная по законам джазовой фрази-
ровки.
Такая
„импровизация“ лишь отдаленно похожа на джаз и не об-
ладает вовлекающим эмоциональным потенциалом.
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 91 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 93 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст