МУ
ЗЫКА
АККОРДЕОН
И
АККОРДЕОНИСТЫ
Так написал в 1951 году знаменитым французский музыкант
в своей книге „Я - композитор“. Что же его так удивило, воз-
мутило, почему он так остро воспринимал нарастающий массо-
вый интерес к этому своеобразному инструменту —
аккорде-
ону
н музыке, исполняемой на нем? Действительно, в силу
специальной расстройки от унисона одновременно звучащих
„голосов" (так называемого „розлива“), большинство аккорде-
онов имеет специфический терпкий вибрирующий звук, кажу-
щийся неискушенному уху слегка фальшивым, особенно на гус-
тых аккордах. Но именно пронизывающая душу острота тем-
бра. благодаря умелому ее использованию и соответствующе-
му репертуару, и обеспечила аккордеону к середине нашего сто-
летия буквально во всех странах мира тот шумный успех и мас-
совую популярность, которые так смутили великого компози-
тора.
Прообразом аккордеона была гармоника. Естественно, ни од-
но изобретение или открытие не делается на пустом месте, и
гармоника с ее многочисленными видами не составляет ис-
ключения. Появлению гармоники предшествовали длительные
поиски и эксперименты. К классу гармоник можно отнести все
инструменты, в которых звук воспроизводится металлическим
язычком-голосом, колеблющимся под воздействием струн воз-
духа. Исторические корни этих язычковых инструментов ухо-
дят в далекое прошлое экзотических стран: Нормы. Тибета, Лао-
са, Китая,
в третье тысячелетие до нашей эры. Музыкальные
инструменты с непривычными для нашего слуха названиями -
шэи, кэн. хо, гоиофуй, лушэн, хулушэи и т. и.
перекочевали
почти незамеченными через нашу страну в Европу. Пройдя там
длительную эволюцию, они возвратились к нам и осели в Рос-
сии с уже адаптированными к русскому языку названиями: так,
например, итальянская гармошка, потеряв начальное „и“, стала
„тальянкой“.
Весьма распространено ошибочное мнение, что аккордеоном
называется инструмент с фортепьянной клавиатурой. В дейст-
вительности название
„аккордеон"
было запатентовано австрий-
ским мастером Кириллом Демианом в 1829 году для сконструи-
рованной им гармоники с
кнопочной
клавиатурой для правой
руки, как у нашего баяна, и с готовыми аккордами под кнопка-
ми левой клавиатуры. Лишь в 1880 году итальянскому мастеру
Тесно Джованни пришло в голову применить для правой руки
фортепьянную клавиатуру, и инструмент стали называть пиа-
но-аккордеон. Но по пути в Россию уже не буква, а половина
слова потерялась (итальянцам не везет), и у нас этот инстру-
мент стал называться просто „аккордеон" или, в лучшем случае,
„клавишный аккордеон". То же название будем употреблять п
мы1.
Путь клавишного аккордеона из Европы в Россию растянул-
ся примерно на 40 лет. В то время у нас господствовали наши
русские баяны, прототипом которых был аккордеон Кирилла
Демнана. Интересно происхождение названия „баян“. Со вто-
рой половины XIX века в России были широко распростране-
ны хроматические гармоники различных модификаций, назы-
вавшиеся обычно по имени мастеров-кустарей, их изготовив-
ших. Это было неудобно, так как создавало многоликость оди-
наковых конструкций. 11 вот известный гармонист Яков Федо-
рович Орланскнй-Титаренко заказывает не менее известному
мастеру 11етру Стерлигову четырехрядную хроматическую гар-
монику, которая и изготавливается в 1907 году. Они дали этой
гармонике имя „Баян". 11азвание было навеяно близким зна-
комством мастера и заказчика с рабочими петербургской Но-
воадмиралтейской верфи, строившими в то время к|>ейсер „Ба-
ян". Так как Орланскнй-Титаренко. гастролируя но всей стра-
не. рекламировал свой инструмент в афишах и название было
простым, легко произносимым, то оно прочно н, видимо, навсе-
гда закрепилось за русским вариантом кнопочного аккордеона.
Сейчас это название ассоциируется с именем поэта-певца Бон-
на, упоминающегося в древнерусской поэме „Слово о полку
И гореве".
Заканчивая краткое повествование об истории гармоник,
нельзя не упомянуть об одном родственнике аккордеона с не-
ординарной судьбой. Речь идет о
бандонеоне,
детище талант-
ливого немецкого музыканта п мастера-конструктора Генриха
Банда. Сконструированный в Германии в 1846 году бандонеон
стал национальным инструментом Аргентины, без которого те-
перь немыслимо танго. По музыкальной выразительности бан-
донеон потенциально превосходит обычный аккордеон, так как
поток воздуха в нем попадает прямо на „голоса", в аккордеоне
же воздуху приходится проходить извилистым путем через ре-
зонаторы. В то же время у аккордеона богаче тембральные воз-
можности и он находит более широкое применение: если бан-
донеон в основном „ушел" в аргентинское танго, то клавишные
и кнопочные аккордеоны распространились по всему миру и
существуют в родственных репертуарах.
Какой же из аккордеонов предпочтительнее с точки зрения
музыкальной выразительности и технических возможностей -
кнопочный или клавишный? До сих нор среди музыкантов и
' Хотя „кнопки" являются тоже разновидностью клавиш.
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 90 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 92 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст