ский). А чтобы их понять, нужно быть
в чем-то хотя бы чуть-чуть похожим на
них. Поэтому я и не сужу, к примеру,
об оперном вокале.
Но в том, что у г-на Денвера появи-
лись сомнения, виноват я сам: редак-
тируя свое послание, в целях экономии
я выкинул немалый кусок, где фило-
софствовал по поводу стилистических
особенностей гранджа. Теперь же при-
веду некоторые свои мысли по этому
поводу, чтобы разъяснить свою пози-
цию и отвести упрек в некомпетентно-
сти („сиэттла“ я слышал довольно мно-
го и на достигнутом не останавливаюсь;
„Radiohead“ и „Garbage“, из-за их „мод-
ности“, были своевременно взяты у
приятеля и отслушаны. Буклет к „The
Bends“, действительно, очень оригина-
лен).
Итак, если быть скрупулезно точ-
ным, то на вопрос „что есть грандж?“
следует ответить: „Nirvana“. Все осталь-
ное, исключая имитаторов и подра-
жателей, скажем так, альтернатив. Ес-
ли же мыслить не столь узко, то мож-
но допустить, что исторически пове-
лось называть гранджем появившуюся
на стыке 1980-90-х гг. альтернатив-
ную музыку, в основе которой лежал
панк или, точнее, американский пост-
панк.
Так случилось, что именно сиэттл-
ские независимые и безработные музы-
канты первыми обратили на себя вни-
мание андеграундных американских
кругов. И из-за этого стали они „сиэттл-
ской волной“ (название „sub pop“ — по
имени лейбла — не прижилось). Вско-
ре волна эта растеклась, и территори-
альный фактор стал не важен. А потом
стали не важны и рамки стиля. Три ки-
та новой культуры — „Nirvana“, „Alice
In Chains“ и „Pearl Jam“ (это мое сугу-
бо личное мнение; может быть, я упу-
стил из виду какую-нибудь еще груп-
пу) — настолько различались в музы-
кальном смысле, что определить, что
есть грандж (или „сиэттл“, если хоти-
те), стало настолько трудно, что и де-
лать этого не хочется. (Сейчас же это
понятие настолько аморфно, что неко-
торые радикалы вроде меня причисля-
ют к гранджу и „Garbage“, и „Radio-
head“, и — спи спокойно, Курт — даже
отдельные вещи „No Doubt“. Почему?
Об этом ниже.)
Музыкально гранджеры сильно рас-
ходились во мнениях, объединяло их в
„волну“ другое — образ жизни. Кто бы-
ли тогда гранджеры? Безработные, бро-
дяги, непутевые студенты, живущие на
пособия и случайные заработки. Кто
такие гранджеры по жизни? В англий-
ском языке их характеризует слово
„punk“; по-русски это слишком часто
ассоциируется с британским и совко-
вым музыкальным дебилизмом, поэто-
му в русском языке есть более точный
термин — пофигизм. То есть особое со-
стояние души, когда тебе нет разницы
между „тошниловкой“ и „McDonald’s“,
самопал лучше, чем „Ibanez“, потому
что дешевле, а если сегодня вечером
вместо водки героин, так это даже ве-
селее.
Этот пофигизм дорого стоил гранд-
жерам, но в этом-то и заключается
некий фактор их индивидуальности.
Истинные таланты, в силу своей ори-
гинальности и желания играть соб-
ственную музыку, смогли перешагнуть
через свое наплевательское отношение
к жизни, и талант в сочетании с нофи-
гизмом дал плоды; „Alice In Chains“ под
влиянием Джерри Кантрелла имела
все шансы превратиться в рок-н-ролль-
ную команду, если бы не беспробудно-
наркоманский гений Лэйна Стэйли.
Вэйланд из „Stone Temple Pilots“ тоже
„попал“ с наркотиками, и это заметно
отразилось на „Tiny Music“. A „Nirva-
na“ — самый яркий пример плодотвор-
ного союза социального пофигизма и
музыкального таланта. (Здесь хочу от-
метить, что я никоим образом не ратую
за применение наркотиков как сред-
ства сделать из ничего звезду; это про-
сто сопоставление фактов для подтвер-
ждения моей мысли о социальной сто-
роне гранджа. И Кобейна я не считаю
великим музыкантом, он просто умел
находить простые и красивые мело-
дии.) Кстати, о тотальном влиянии
панка. Почитайте внимательно тексты
Кобейна. Они здорово перекликаются
с опусами некоторых совковых панк-
героев.
Грандж, как и панк, стал музыкой
потерянного поколения (еще одного). У
него тоже нет будущего, отсюда и заяв-
ления о его смерти. Но, как любое
проявление яркой оригинальности,
грандж быстро мутирует, и это вид-
но невооруженным глазом и слыш-
но наполовину глухим ухом: сравните
„Bleach“ и „In Utero“, „Dirt“ и „Jar Of
Flies“, „Теп“ и „Vitalogy“, вспомните
прогресс „Stone Temple Pilots“ и „Sma-
shing Pumpkins“.
.. Грандж обречен, но,
прежде чем он изменится до неузнавае-
мости, выйдет еще немало хороших
альбомов (да и в последние семь лет их
было достаточно).
Вернусь к „Radiohead“ и „Garbage“.
„Garbage“, несомненно, английская
группа. Я и не утверждал, что амери-
канская. Но.
.. Скажу честно, взяв по-
началу кассету с „The Bends“ и „Pablo
Honey“ (из-за недостатка времени поль-
зуюсь плейером), я удивился, почему
эти американцы так любят „Beatles“?
Придя позже к другу за их компакта-
ми, я вдруг выяснил у него, что они
просто родились и выросли в Велико-
британии; популярны же они больше в
Штатах. Да и сравните „Radiohead“ с
„Oasis“ и разными манчестерскими по-
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
D E N O N
Широкий спектр
Hi-Fi/High
End, Home Theater
электроники
T
• РОА - Т
2
• РОА - ТЗ
Р О З Н И Ч Н А Я П Р О Д А Ж А :
Й УА.
МОНТАЖНАЯ,
д.7.
сшр.2
(спич.
Шелковская)
Й М -н М Е ЛО М А Н : КУТУЗОВСКИЙ ПР-Т. д.23
■ УЛ. ПУШЕЧНАЯ,
д.4 (с т. м. Кузнеикий мост)
Й УЛ. ПРОФСОЮЗНАЯ, д.1610 (ст. м. Академическая)
ЕДИНАЯ СПРАВОЧНАЯ: 966-0101, 966-1001.
Приглашаем к сотрудничеству дилеров:
462-4340, 966-2201
предыдущая страница 8 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 10 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст