ИНТЕРВЬЮ
lanx“, которые стоят около $22000. Мо-
жет быть, мы покажем эти АС в январе
в Лас-Вегасе. Названия им еще не при-
думано, а цену мы планируем около
$12000. В них будут применены все на-
ши традиционные технические реше-
ния. Кроме того, разделительны е
фильтры вынесены отдельным блоком
наружу, все магнитные цепи на основе
магнитов алюминий-никель-кобальт.
Это трехполосные АС, каждая в одном
корпусе; они будут просты в установке
и заполнят большой ценовой пробел ме-
жду „Alon V“ и „Phalanx“.
С. Т. Мне, в общем-то, было извест-
но — да вы сегодня не раз это упомяну-
ли, — что вы сторонник закрытых кор-
пусов. Существует немало подходов к
НЧ-оформлению АС, и, по вашему мне-
нию, какие достоинства изначально
присущи тому или иному оформле-
нию — с инженерной точки зрения и с
точки зрения качества звука?
К. М. Есть два-три вида оформления
„закрытый корпус". Закрытый корпус,
хотя и обладает наименьшим КПД, по-
моему, наиболее точно воспроизводит
низкие частоты — это ведь система с пе-
редаточной функцией второго порядка.
Фазой н вертор у же п ри водит к фу н к ци и
третьего или четвертого порядка. У за-
крытого корпуса лучше временные ха-
рактеристики, у него намного короче за-
тухание отклика на импульс. И это важ-
но, потому что затянутый бас как бы
маскирует средний регистр. Сам по се-
бе затянутый бас не так уж заметен на
слух; более того, есть исследования, ко-
торые показывают, что определенная
длительность затухания безвредна, так
как маскируется процессами резонан-
сов и колебаний в комнате, — но затя-
нутый бас в акустической системе уже
мешает восприятию средних частот.
Мы в основном предпочитаем закры-
тый корпус для низких частот, причем
именно „бесконечный экран“, который
дает наилучшие временные характери-
стики. Мы делаем пару систем с фазо-
инвертором, но они весьма необычны. В
них фазоинвертор, скорее, лишь под-
держивает бас, расширяет его вниз, не
добавляя его количественно по сравне-
нию с закрытым корпусом. При этом
средний регистр не затрагивается.
Закрытый корпус лучше еще и пото-
му, что с ним легче работать однотакт-
ным усилителям. Есть много техниче-
ских приемов для получения баса: пас-
сивные излучатели, сервосистемы, ак-
тивные фильтры-эквалайзеры и т. д. —
но они неизменно ведут к потерям в
качестве звука, и такой компромисс не
для меня. Пусть уж лучше будет каче-
ство за счет количества, а не наоборот.
В наших блоках ИНЧ (сабвуферах)
применяется довольно необычное вклю-
чение: двойная изобарическая нагруз-
ка. Она используется в „Phalanx“. Изо-
барическая нагрузка, которая тоже
представляет собой разновидность за-
крытого корпуса, позволяет уменьшить
габариты АС. При этом она обеспечива-
ет плотный бас. Два динамика работа-
ют вместе, что полезно с точки зрения
сниж ения искаж ений и получения
управляемого плотного баса2. Мы рату-
ем за пассивные сабвуферы, сабвуферы
с изобарической нагрузкой и за закры-
тый корпус в ш ирокополосных АС.
Кстати, НЧ-динамики в наших АС пе-
рекрывают очень широкий диапазон
частот — до 4-5 кГц. Это дает слитное
когерентное звучание.
..
С. Т. А динамики вы делаете собствен-
ными силами?
К. М. Мы разрабатываем все громко-
говорители, а затем отправляем заказы
на заводы, которые эти громкоговори-
тели для нас производят.
С. Т. В нашем журнале есть раздел
„Сделай сам“. Я хочу спросить у вас со-
вета как у разработчика АС. Насколько
важны динамики относительно разде-
лительных фильтров, корпусов и т. п.?
Можно ли сделать что-нибудь путное на
обыкновенных покупных головках?
К. М. На обыкновенных покупных го-
ловках можно сделать хорошие АС. Нам
нравятся динамики с бумажными диф-
фузорами, точнее,
в больш инстве
случаев с бумажными диффузорами с
покрытием. Я бы именно это посовето-
вал в качестве первого шага к АС уров-
ня high end, к звучанию, по крайней ме-
ре напоминающему звучание музыки.
За последние двадцать лет разработа-
но так много экзотических материалов
для диффузоров. Честно говоря, мы за-
трудняемся назвать хотя бы один, кото-
рый давал бы естественное звучание.
Невредно знать, что громкоговорители
с диффузорами из экзотических мате-
риалов стоят дорого — а самоделыцик,
надеясь заполучить хороший динамик,
готов выложить и сто долларов за НЧ-
головку. И что же он обнаруживает —
если обнаруживает? Что сделанные им
акустические системы звучат немузы-
кально! И все потому, что диффузор сде-
лан из какого-нибудь там „супертона“,
от которого никогда не получить пра-
вильный звук. И виноват не тот, кто де-
лал системы, виноваты не расчетные
формулы, а сам динамик. Будьте внима-
тельны, не делайте поспешных шагов!
Если же вы взяли хорошие головки,
допустим низкочастотники с бумажны-
ми диффузорами, хорошие ВЧ-головки
(здесь консенсуса пока нет, нам нравят-
ся алюминиевые купола, которые в со-
стоянии передать динамику современ-
ных источников сигнала. Скаж ем,
10 лет назад, когда основным источни-
ком были грампластинки, прекрасно
можно было обойтись ВЧ-головками с
мягким куполом, но если фонограмма
2 См. примечание 3 к репортаж у С. Тарано-
ва о выставке в Сан-Франциско.
Per).
дает огромный динамический диапа-
зон, то мягкие купола теряют линей-
ность; есть, конечно, исключения, но
такие головки уж очень дороги.
..
Сейчас мы перешли на купола из весь-
ма необычного алюминиевого сплава,
которые сохраняют линейность в звуко-
вом диапазоне), — итак, если все это
приличного качества, то вполне вероят-
но, что вы сделаете прекрасные АС. Ес-
ли же, однако, вы беретесь за то, что не
совсем хорошо знаете, применяете го-
ловки с необычными диффузорами (ска-
жем, сейчас пошла мода на металличе-
ские купольные среднечастотники —
согласно нашему опыту, этого делать не
стоит, невозможно изготовить сред-
нечастотник с металлическим куполом,
резонанс которого вынесен за пределы
звукового диапазона, нужны сложные
фильтры, чтобы этот резонанс убрать,
да и это мера, скорее, вынужденная и
проблем не решает), то вам придется не-
легко.
Еще раз повторю: мой совет самодель-
щинам — начинайте с динамиков, ко-
торые звучат музыкально, потому как
без этого ничего не получится. Фильт-
ры и корпуса тоже важны, но они — сле-
дующий этап.
С. Т. Мы поговорили об аппаратуре,
давайте коснемся музыки. Представьте
себе на минутку, что для оценки звуча-
ния вашей разработки можно взять
только одну пластинку (или компакт-
диск). Какая это будет пластинка?
К. М. Трудно сказать — у меня, пожа-
луй, нет такой строго определенной за-
писи. Если уж так, то надо, вероятно,
взять хорошую запись с женским вока-
лом. Обо всем она вам не расскажет, но
вот о воспроизведении средних регист-
ров можно получить представление.
..
С. Т. И все же, какой конкретно аль-
бом вы бы взяли?
К. М. Хм.
.. Их так много.
.. Ну, напри-
мер, Ширли Хорн на „Verve“. Есть, на-
верное, еще масса других. Возьмите хо-
рошую запись, сделанную с использова-
нием простой микрофонной техники,
даже, может быть, запись с концерта,
настоящего концерта. И как можно ме-
нее обработанную.
..
Женский голос хорош тем, что звуча-
ние его знакомо каждому. В жизни мы
чаще всего слышим мужской и женский
вокал. Многие инструменты мы редко
слышим „вживую“, а вот если голос вос-
производится плохо, то это сразу замет-
но. При помощи такой фонограммы
можно определить, как АС воспроизво-
дят среднечастотный диапазон. Она не
поможет вам разобраться е басом, но
ведь важнее всего средние регистры.
Так что если понадобится единственное
средство оценки, то я бы взял какую-ни-
будь такую запись.
©
П ер ев о д с а н гл и й ск о го
С. Т а р а н ов
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 85 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 87 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст