ИНТЕРВЬЮ
вы задали этот вопрос. Почему-то такая
простая истина не слишком афиширу-
ется, но по той или иной причине имен-
но
ламповая
электроника
дает
звучание, похожее на музыку. И чем бо-
лее прозрачны в звуковом смысле ис-
пользуемые АС, тем ярче это проявля-
ется. Если АС по этому критерию не так
уж и хороши, то разница между звуча-
нием приличного лампового усилителя
и приличного транзисторного не так уж
и явна. А прозрачные АС сразу позво-
ляют сделать вывод о безоговорочном
превосходстве ламп.
Видите, дело не в том, что, скажем,
наши АС разработаны специально для
ламповых усилителей. Дело в том, что
лампы лучше. Не всегда это можно ус-
лышать, но уж если услышишь.
..
Сейчас есть немало разработок АС с
очень низким импедансом. Они не под-
ходят для ламповых усилителей, и при
таких условиях лампы далеко не всегда
звучат так, как могут, но обычно лам-
повый усилитель, как только „видит“
нормальную нагрузку, звучит более му-
зы кально, чем транзисторный. Это
правда жизни. Мне, как производителю
АС, может, и не стоило бы высказывать-
ся по этому поводу, но подобные вопро-
сы мне задают довольно часто.
Итак, мы не разрабатываем наши АС
специально для ламповых усилителей.
Мы хотим сделать АС, которые облада-
ли бы как можно более прозрачным и
ясным звучанием, и это автоматически
приведет к тому, что с ламповыми уси-
лителями звучание будет лучше, тем бо-
лее что импеданс наших АС для них
трудностей не создает.
..
М. К. Давайте взглянем на этот же во-
прос с другой стороны. Известно, что у
ламповых усилителей низкий коэффи-
циент демпфирования нагрузки из-за
высокого выходного импеданса.
К. М. Правильно.
М. К. Нужно ли учитывать при раз-
работке АС то, что выходной импеданс
усилителя может быть довольно высок?
К. М. Вообще говоря, да. Мы счита-
ем, что не стоит перекладывать управ-
ление поведением АС на усилитель. Это
неграмотно с инженерной точки зре-
ния. Пусть управление будет заложено
в самих АС.
Приведу пример. На этой выставке
мы показываем АС „Alon Adriana“. Как
ни удивительно, это акустические си-
стемы с НЧ-оформлением типа „фазо-
инвертор“. Но.
.. Параметры их таковы,
что они спокойно могут работать с лам-
повым усилителем на триодах прямого
накала 300В и без ООС. Управление ба-
сом и низкие искажения на низких ча-
стотах заложены уже в АС. Такая раз-
работка не так уж критична к приме-
няемому усилителю.
Да, есть другой подход, есть разра-
ботчики, делающие АС с низким импе-
дансом и высокой добротностью. Таким
АС нужно управляться от усилителя,
они потребляют большой ток. Вряд ли
это правильно, да и зачем ограничивать
возможность применения разных уси-
лителей?
М. К. Какие идеи заложены в вашей
новейшей разработке „Lotus SE“?
К. М. „Lotus“ специально разработан
для маломощных усилителей. В нем мы
применили особый низкочастотный
блоке 14-омным громкоговорителем. В
закрытом корпусе. Оформление типа
„бесконечный экран“. НЧ-громкогово-
ритель диаметром 200 мм работает в за-
крытом корпусе объемом 1 кубический
фут (0,028 м3), что для такого динами-
ка считается довольно большим объе-
мом. Такой подход полезен потому, что
уменьшается масса присоединенного
воздуха, которая „тащится“ за тыльной
поверхностью диффузора внутри офор-
мления типа „воздушный подвес“, в
корпусе малого объема. И звучание,
опять же, открытое, хорошо сочетаю-
щееся со среднечастотным звеном.
Было вовсе не просто разработать эту
НЧ-головку с высоким импедансом —
но такая нагрузка прекрасно подойдет
для ламповых усилителей. Смотрите,
мы получали отличный звук и высокое
звуковое давление, используя 9-ватт-
ный усилитель. В импедансе, короче го-
воря, все и дело: для маломощного уси-
лителя чем выше импеданс, тем лучше.
Есть еще и чувствительность, но импе-
данс важнее. „Lotus“ при чувствитель-
ности 90 дБ/Вт/м имеет сопротивление
14 Ом на низких частотах и потому пре-
красно подойдет для 8-9-ваттных одно-
тактных усилителей. Что же касается
транзисторных усилителей — да, они не
смогут отдать в „Lotus“ такую же мощ-
ность, как на 4-омные АС; но ведь
обычно этого и не требуется - 200-ватт-
ный усилитель уж наверное сможет от-
дать ватт сто на 16-омные АС! Что, так
или иначе, в 10 раз больше, чем усили-
тель на 300В. Не так уж важно, получае-
те ли вы максимальную мощность от
транзисторного усилителя или нет. Бо-
лее того, в случае с „Lotus“ речь идет о
мощности более „чистой", неискажен-
ной. Транзисторные усилители, как
правило, дают меньше искажений на
высокоомной нагрузке. Вполне вероят-
но, что с „Lotus“ они будут звучать
лучше.
М. К. Насколько я понимаю, на раз-
работку этих АС ушло немало сил и вре-
мени. Вы
л и ч н о
предпочитаете одно-
тактные ламповые усилители, или де-
ло в том, что сыграл свою роль интерес
к ним на рынке?
К. М. Нам одно время казалось, что
сделать нечто подобное, то есть АС, под-
ходящие для маломощных ламповых
усилителей, и вовсе невозможно, если
не пожертвовать теми звуковыми каче-
ствами, которые мы ценим. На разра-
ботку ушли годы. Да, как обычно, ис-
пользуется закрытый корпус и „беско-
нечный экран“ в НЧ-блоке; да, сред-
нечастотный блок и высокочастотный
блок работают практически без корпу-
са („оформления“). Все эти характерные
особенности АС „А1оп“ сохранены. Без
особых усилий можно сделать АС с вы-
сокой чувствительностью на НЧ- и СЧ-
головках большого диаметра. Но теря-
ется звуковое „разрешение“ — усилите-
лю, может быть, и хорошо, да слушате-
лю не очень. То есть звучания, которо-
го хочется, нет.
Мы все же не поступились воспроиз-
ведением низкоуровневых деталей, вос-
произведением глубины сцены, откры-
тостью, динамикой — тем, чем славят-
ся АС „А1оп“. Кстати, в процессе разра-
ботки мы слушали много однотактных
триодных усилителей и поняли, что —
в случае удачного взаимодействия с на-
грузкой — хороший однотактник при-
вносит такие качества в звучание, кото-
рых с двухтактным усилителем никогда
не добиться. Тому есть причины и впол-
не доступные разуму.
.. Схема однотакт-
ного усилителя очень проста, лампы все
время открыты, и им, собственно, и не
важно, идет сигнал через них или нет.
То есть ток смещения лампы не меняет-
ся, чистый класс А, пусть он и неэконо-
мичный. Но это означает, что меньше
вмешательство в музыку, меньше ее мо-
дуляция работой усилителя, — а усили-
тели класса АВ, двухтактные, когда му-
зы ка становится громче, работают
иначе. И начинаешь чувствовать элек-
тронную
окраску,
мешающую
звучанию музыки, — у однотактных
усилителей этого обычно нет.
М. К. Ваши впечатления от выстав-
ки?
К. М. Хорошая выставка. Конечно,
всегда хочется увидеть еще больше на-
роду, это естественно. Но и так посети-
телей достаточно, и они увлеченно ин-
тересуются нашими новыми изделия-
ми. По-моему, люди наконец просну-
лись и начали понимать, что правиль-
но нагруженный 9-ваттный однотакт-
ный усилитель способен на очень и
очень многое. При этом в самом выгод-
ном свете предстают и нормально раз-
работанные АС. Люди видят, что по-
лучается с 9 Вт мощности, у них были
и, может быть, есть куда более мощные
усилители — а звучание не такое. Нас
вдохновляет то, что особенности звуча-
ния, важные для нас, признаются мно-
гими и многие их слышат. То есть мы
здесь не обсуждаем какие-то тонкости,
эти свойства заметны, и видно направ-
ление совершенствования системы во-
спроизведения музыки.
М. К. Каких новых изделий можно
ож идать в ближ айш ем будущем от
„Acarian Systems“?
К. М. Мы планируем выпустить АС,
которые займут нишу между „Alon V
Мк 2“, цена в США около $5000, и „РЬа-
лудио
МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 84 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 86 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст