ВЫСТАВКИ
О П Т И М И С Т И Ч Е С К А Я
Т Р А Г Е Д И Я
В
С А Н
Р А Н
Ц
И
С К О
Выставка „Stereophile Show“1, проходившая в отеле
„Westin St. Francis“ в Сан-Франциско с 28 мая по 1 июня
этого года, была юбилейной — 35 лет назад основатель жур-
нала „Stereophile“ Дж. Гордон Холт выпустил его первый
номер. Именно он придумал термин „high end audio“ и сфор-
мулировал принципы, которым все эти годы следовали сот-
ни тысяч любителей музыки при выборе аппаратуры, а так-
же тысячи производителей аудиотехники во всем мире. В
чем же основной принцип концепции „high end audio“? Как
мне сказал сам Холт во время перекура у входа в „Westin
St. Francis“, если система предназначена для точного вос-
создания классической музыки, то она так же хорошо бу-
дет воспроизводить и любую другую музыку. При всем ува-
жении к своему собеседнику, я все же вынужден был ему
возразить.
Во-первых, 35 лет назад, когда была поставлена задача
максимально точно воспроизвести „серьезную“ музыку, не
было и в помине всего того многообразия музыкальных сти-
лей, которое существует сейчас: не было ни хард-рока, ни
джаз-рока, практически не была развита электронная му-
зыка2 *
*
5
. Я не собираюсь обсуждать, какая музыка „серьез-
ная“, какая „несерьезная“; мне кажется, что в любом жан-
ре на фоне 95% бездарей имеется несколько процентов ге-
ниев, ради которых мы и тратим свое время и деньги.
Во-вторых, система, созданная для „серьезной“ (то есть
акустической) музыки, рассчитана на передачу артикуля-
ции акустических инструментов, макродина.мический диа-
пазон которых, как правило, сверху существенно ниже, чем
у современных электромузыкальных инструментов2. Кто
был на концертах хард-рока или в диско-клубах, а не толь-
ко в филармониях, тот, думаю, со мной согласится. Если
учесть ограниченность возможностей техники и непрелож-
ность законов физики, становится очевидно, что существует
противоречие между стремлением улучшить микродинами-
ку (для передачи „нюансов“) и желанием сохранить мак-
родинамику. Либо одно, либо другое, такова суровая прав-
да жизни'. Если поставить в соответствие стоимости систе-
мы (и ее качеству) некоторое количество квантованных
уровней разрешения динамики, скажем пятьдесят, то их
можно расположить либо близко друг к другу (передача
микродинамики), либо далеко друг от друга (передача мак-
родинамики). Чтобы передавалась и микро-, и макродина-
мика, таких уровней уже нужно, скажем, сто, и тогда цена
пропорционально возрастет минимум в два раза2. Я согла-
сен, что акустическая музыка предоставляет музыкантам
больше всего возможностей для передачи „нюансов“ содер-
жания, что акустические инструменты создают гораздо бо-
1
На самом делеона называлась „Hi-Fi'97, Home Theater & Specialty
Audio“.
1
Я уже не говорю о рэпе, хип-хопе, „электро“ и проч.
2
Исключение составляют орган и барабаны, да и то не всегда.
*
Известно, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и
больным, однако кого больше?
5
Если мы все еще на линейном участке зависимости роста „каче-
ства“ от цены.
лее богатую почву для музыкальной артикуляции, акцен-
тирования и пр., чем электронные. Поэтому и техника для
воссоздания ее „в полном объеме“, так называемое high end
audio, рассчитана на гораздо более сложный сигнал, а со-
ответственно, предполагает и более высокий уровень про-
зрачности, передачу
ню ансов
музыки. Но, скажем, рок-му-
зыка создает совсем другие проблемы для аппаратуры — об-
разно говоря, на макроуровне. Когда 35 лет назад был обоз-
начен путь high end audio, среди покупателей еще не было
тех, кто слушает „несерьезную“ музыку. Сейчас же, мне ка-
жется, таких подавляющее большинство. В этом контек-
сте и возник конфликт Кори Гринберга с журналом
„Stereophile“, когда Гринберг пытался использовать рок-
музыку для оценки качества аудиосистем, созданных для
воспроизведения классической музыки. Я не думаю, что с
помощью рока можно адекватно оценивать системы high
end audio, об этом я когда-то уже писал в „Аудио Магази-
не“.
На фоне этого „программного“ противоречия расхожде-
ния в „железе“ уже не кажутся столь вопиющими. Я имею
в виду, что все это время, как правило, игнорировались ас-
пекты оптимизации конкретных систем под акустику по-
мещений, согласования компонентов в системе и, кстати,
вкусов-предпочтений конкретных пользователей. При сло-
ве „эквалайзер“ Гордон Холт поперхнулся дымом, а на мой
вопрос, каково его впечатление от выставки, ответил, что
он никогда не ждал от таких выставок ничего потрясающе-
го. Посетители же, заплатившие по 38 долларов, хотя и
ожидали услышать па выставке нечто потрясающее, смог-
ли что-то потрясающее лишь увидеть, но, должен с сожа-
лением констатировать, не услышать, — во всяком случае,
те, с кем мне удалось побеседовать. Неплохие системы бы-
ли. Например, неплохо играли колонки „Quintessence
Audio“ с усилителями нашего бывшего соотечественника
Владимира Шушурина, сейчас работающего в компании
„LAMM Audio Laboratory“. Если взять за некую основу 100
квантованных уровней „качества динамики“, то у него их
было бы 60-70 (отодвинутых друг от друга в сторону мак-
родинамики), у большинства других я бы не насчитал и по-
ловины этого числа. Было, как в одной классической коме-
дии, много шума из ничего.
Вероятно, все привыкли к моему пессимизму, но замечу,
что я уже на шестой такой выставке и что в начале моего
творческого пути — в 1992 году — впечатление было совер-
шенно другим. Не думаю, что дело только в приближаю-
щейся старости и другом (более умудренном?) взгляде на
вещи. Мне кажется, что, поскольку за все приходится пла-
тить, в области high end audio сейчас намечается расплата
за описанные выше противоречия, которые копились года-
ми и без разрешения которых зреющий уже года два кри-
зис может иметь серьезные последствия для индустрии вы-
сококачественной аудиотехники.
В отличие от Зимней выставки потребительской электро-
ники в Лас-Вегасе, где производители сами готовят экспо-
наты и более тщательно относятся к звуку, так как ожида-
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 79 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 81 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст