ВЫСТАВКИ
Домашний кинотеатр
В этом разделе аудиотехники жизнь не
просто бурлила, а кипела, как котел в за-
ботливых руках макбетовских ведьм.
„Digital Theater Systems" (DTS) ведет
упорную борьбу с „Dolby“ за домашние ви-
деоносители с многоканальными цифровы-
ми фонограммами. Дополнительные моду-
ли DTS теперь устанавливаются в декоде-
ры-предусилители „Theta Casablanca",
„Millenium 2.4.6". „EAD Theatermaster“,
..Angstrom 200“, „Meridian 565". Выпуше-
ны внешние блоки декодирования — „Chi-
гоС5.1
". „A.D.A. DTS-1". „Rotel RDA-985".
Декодирование DTS предусмотрено в ау-
диовидеоресивере „Sherwood R-945“. „KEF
Kar Audio“ выпускает декодер „3006“
($750) для автомобилей, так как многока-
нальные фонограммы (кстати, все фильмы
1997 года студий „Warner Bros". „Univer-
sal“ и „MGM” выйдут в варианте DTS) име-
ются, кроме лазерных видеодисков, на CD.
Воспроизвести их можно только через циф-
ровой выход проигрывателя и декодер.
Модульная архитектура декодера-пре-
дусилителя „Lexicon DC-I" ($2000 в базо-
вой конфигурации) позволила фирме бы-
стро выпустить модуль для декодирования
DTS. устанавливаемый в основную плат-
форму за дополнительную плату ($500).
Выпущен также внешний демодулятор
„LDD-1“ ($700) для преобразования сиг-
нала „Dolby Digital“, модулированного по
радиочастоте, в обычный S/PDIF. Вынос
подобного устройства за пределы декоде-
ра или ресивера вполне оправдан с тех-
нической точки зрения, так как радиочас-
тотный сигнал не очень хорошо сосущест-
вует в одном тесном корпусе с цифровым.
Накопив опыт в производстве оборудо-
вания для кинотеатров, „Cinepro Professio-
nal" логично решила выпускать и бытовую
технику. Для
разработки декодеров
„DTC-1“ и „MSC-5.I" привлечен Марк
Брэсфилд, известный, в частности, сотруд-
ничеством с „Runco". „MSC-5.1
" ( $60000)
— полностью цифровой предусилитель-де-
кодер с DTS и „Dolby Digital“, который поя-
вится в продаже в сентябре. „DTC-1"
($3000) основан на микропроцессоре
„Motorola 56011“ и декодирует сигналы
„Dolby Digital“ и DTS. Цифровой фильтр
„Pacific Microsonics" поможет и при вос-
произведении компакт-дисков с F1DCD. а
аналогового вида ручки управления на пе-
редней панели на самом деле регулируют
уровень выхода, уровень ИНЧ-канала. вре-
мя задержки и уровни центрального и ты-
ловых каналов в цифровой части схемы.
Декодер „Marantz DP-870“ теперь кроме
„Dolby Digital“ включает в себя DTS. Ожи-
дается цена в $ 1500.
„Analog Devices“ только что выпустил
чип SSM2005 — декодер, который из
л ю -
бого
стереосигнала „добывает" пять плюс
один канал окружающего звука. Это анало-
говая микросхема (более 3000 транзисто-
ров). работающая в реальном времени. Но-
вый метод декодирования, названный
„Circle Surround“ („кольцевой звук"), види-
мо, найдет применение в ресиверах и про-
цессорах самого широкого ценового диапа-
зона и в автомобильной звукотехнике.
Процессор-предусилитель
„Krell
Audio+Video Standard“ ведет декодирова-
ние сигналов „Dolby Pro Logic“ и их обра-
ботку по ТНХ с помощью микропроцессо-
ра „Motorola 56007“ (66 МГц. 24 бит), а
сигнал „Dolby Digital“ со входа по радио-
частоте декодируется тем же чипом, рабо-
тающим с тактовой частотой 80 МГц. Ал-
горитмы передискретизации разработаны
„Krell" и реализованы на „Motorola DSP-
56009“, а цифро-аналоговое преобразова-
ние осуществляется 20-битовыми ЦАПами
„Burr-Brown PCM-63P“. Соответствующий
5-канальный усилитель мощности „Krell
KAV-500" может выдать 100 Вт долговре-
менной мощности во все каналы.
Микропроцессор „Zoran 38600“ взял на
себя декодирование сигнала „Dolby Digi-
tal“ в новом внешнем декодере „Denon
AVD-2000“ ($600). В нем используются
20-битовые ЦАПы „Denon“. Похожая ар-
хитектура применена в декодере „Ultech
Theater Center“, основанном на „Zoran
ZR38500“ и шести 20-битовых ЦАПах
„Burr-Brown PCM I702P“, но еще и с
HDCD. Инженеры „Tandberg“ выбрали для
работы с „Dolby Digital" и „Dolby Pro Lo-
gic" микропроцессор .
.Medianix“, который
будет использован в предусилителе „ТСА
4138“. Из относительно недорогих внеш-
них декодеров „Dolby Digital“ скоро дол-
жен появиться „Parasound PDD-1500“
($1000).
Проигрыватели DVD на январской вы-
ставке в Лас-Вегасе в основном представ-
ляли собой либо муляжи, либо явно опыт-
ные образцы. Не так было в июне: все они
работали и чуть ли не все продавались в
магазинах. Обрисовались три ценовых вер-
шины. которые облепили альпинисты-про-
игрыватели в погоне за кошельком потре-
бителя: $500-600 (дешевые). $1000 (еще
недорогие, но технически более совершен-
ные) и $3000 и выше (high end). „Sony
DVP-S7000“ попадает во вторую группу, и
за эти деньги вы получаете единолично
разработанные фирмой „Sony“ декодер
MPEG-2 для видеоизображения, преобра-
зователь разрешения цифровых видеодан-
ных (из 8 бит в 10) и систему стоп-кадров
и замедленного просмотра на основе RISC-
микропроцессоров. Видеовыходы: полный
видеосигнал (RCA, 75 Ом), раздельно-ко-
дированный видеосигнал (три разъема
RCA: цветоразностные сигналы Y-R. Y-В и
яркостный сигнал Y) и ,,S-video“ (четырех-
штырьковый DIN). Для звуковых данных
есть оптический и электрический цифро-
вые выходы. Проигрыватель DVD „Pioneer
DVL-90" ($1750) — комбинированное уст-
ройство. которое позволяет проигрывать и
аналоговые лазерные видеодиски (LD). В
нем имеются видеовыходы (по два) полно-
го видеосигнала и „S-video“. Цифровая об-
работка видеоизображения ведется 9-бито-
вым ЦАПом, а в звуковой части схемы при-
менены 20-битовые ЦАПы, которые могут
работать с сигналом, дискретизированным
на частоте 96 кГц. Из третьей группы был
замечен проигрыватель „Faroudja DV-
1000“ за $5500, так же как и „Meridian
586“ ($3500) основанный на механике и
оптике „Toshiba".
DVD в первую очередь заставил обра-
тить внимание на качество изображения,
которому в рамках убогой американской
системы NTSC жилось нелегко. Отсюда но-
вая поросль видеопроцессоров и умножи-
телей строчной развертки. Например, ви-
деопроцессор „Vidikron/Faroudja VP400“
преобразует 525 линий чересстрочной раз-
вертки в 1050 линий прогрессивной (по-
строчной) развертки, что уже приближает
хорошо откалиброванный видеопроектор
на катодно-лучевых трубках к киноразре-
шению.
..
Мне удалось поучаствовать в двух пря-
мых сравнениях видеокачества аналоговых
лазерных дисков (LD) и DVD. Однозначно-
го превосходства того или другого я не за-
метил. DVD. пожалуй, дает более насы-
щенные и правдивые цвета и более черный
„черный". При резких монтажных перехо-
дах с контрастами освещенности кажется,
что на какие-то доли секунды изображение
разваливается, потом приходит в себя. Изо-
бражение с LD четче при быстрых передви-
жениях камеры, суше и жестче.
В прямом смысле видно, что DVD как ви-
деоформат представляет собой шаг вперед.
Так же как и в музыке, субъективное каче-
ство восприятия зависит от искусства лю-
дей, которые создавали оригинал-матрицу
DVD. Видеоизображение на DVD компрес-
сируется по алгоритмам MPEG, а выбор оп-
тимальной компрессии не сделать автома-
тически. Даже в цифровой видеотехнике
невозможно отказаться от субъективных
оценок и метафизики творчества.
.
В нескольких музыкальных магазинах
Сан-Франциско уже стоят стенды с DVD
(40-50 наименований, цена $20-25).
© С.
Т аранов
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 77 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 79 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст