G )
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
нижние предназначены для регистра-
ции скрипа паркета под шпильками
Шин ЙонгОк. Ведь уже при записи сиг-
нал с уровенем -50 дБ квантуется с точ-
ностью 0,5%. При аналого-цифровом
преобразовании стараются превратить
искажения квантования в шумы, но ус-
пехи здесь пока что весьма относитель-
ные. А аудиосистема с 0,5% гармоник
высоких порядков никак не попадает в
разряд высококачественной аппарату-
ры. Так что лучше записывать сигна-
лы на более высоком уровне, что мы и
видим практически на всех дисках ува-
жающих себя производителей.
Вернемся к более прозаической ве-
щи — выходному сопротивлению:
Kenwood DP 2080
3300 Om
Yamaha CDX-890
600 Om
Arcam Alpha 7
150 Om
Arcam Alpha
8
50 Om
NAD 512
12 0
Om
Marantz CD57
200
Om
Marantz CD63 MKII
200
Om.
Как видим, разброс немалый. Даже
если у усилителей разброс поменьше,
комбинации могут получиться самые
разнообразные, в том числе и неблаго-
звучные: соединять устройства, не об-
ращая внимания на их сопротивление,
можно только в порядке эксперимента.
(Чтобы удостовериться, что делать это-
го не следует. —
С. Л.)
Различия между аппаратами замет-
ны, они могут быть выявлены без
вскрытия и без измерения эмоциональ-
ной заряженное™. Вообще-то эта ста-
тья не о конкретных аппаратах и уж
тем более не об их прослушивании, и
тем не менее, исключительно из уваже-
ния к читателю, добравшемуся до по-
следних страниц, мы опубликуем ре-
зультаты субъективного теста. Тракт
звуковоспроизведения использовался
тот же, что и в большинстве наших пре-
дыдущих прослушиваний. Хорош он
тем, что не отличается радикально от
имеющегося у рядового аудиофила.
Через 10 минут, когда аппаратура
прогреется, мы будем готовы. А пока
отвлечемся ненадолго.
0 наш ем подходе к тестированию
К.
К. На страницах „АМ“, да и дру-
гих изданий на тему тестирования
аудиоаппаратуры высказалось немало
уважаемых специалистов. Но именно
это заставляет еще раз возвратиться к
этому вопросу, ибо не может быть аб-
солютной истины там, где быть ее не
может.
Читаем правила, которые должен со-
блюдать любой эксперт6:
1.
Музыка для прослушивания —
классическая.
См. „AM“ №3(14) 97, с. 22.
2. Исполнитель — высочайшего
уровня.
3. Исполнитель должен быть знаком
эксперту (по записям или концертам).
Базирующийся на этих принципах
подход не лишен здравого смысла, но
он и не панацея, поскольку понятие
„тестирование“ включает в себя
а) тестирование аппарата вообще,
б) тестирование аппарата в интере-
сах лиц с определенными пристрастия-
ми,
в) тестирование аппарата для себя.
Совершенно очевидно, что подход к
тестированию во всех трех случаях дол-
жен быть разным. Начнем с последне-
го как наиболее простого.
Предположим, что вы любитель че-
го-нибудь эдакого: панк, „индастриал“,
„эмбиент“ и т. п. Вам близки „Mini-
stry“, „Die Krupps“, „Prodigy“, и весь
предыдущий год вы вместе со „Skinny
Puppy“ оплакивали безвременную кон-
чину Геттеля.
..
Луш а.
Все ясно. Перед прослушива-
нием вашей будущей аппаратуры вам
необходимо изучить творчество Бетхо-
вена, подробно ознакомиться с А. То-
сканини, В. Фуртвенглером, Б. Вальте-
ром, К. Зандерлинком. Кроме того, вы
должны приобрести граммофон.
..
Ну вот, сразу тапком.
..
М. А. Способность вовлекать нас, за-
владевать вашими эмоциями признает-
ся почему-то только за очень узким
кругом произведений классического
симфонического репертуара. Или, в
крайнем случае, за Шаляпиным.
К.
К. Музыкальное наследие, созда-
ваемое столетиями, по размаху музы-
кальной мысли существенно превыша-
ет все то, что было написано за послед-
ние двадцать лет, включая фанк,
грандж, „сиэттл“ и хардкор. Это факт.
М. А. Тем не менее слушаем мы не
только симфоническую музыку.
Я считаю, что для тестирования ау-
диоаппаратуры нужно брать те музы-
кальные произведения, которые вы
слушаете и которые
а) принадлежат знакомым (по произ-
ведениям, еще лучше — лично) авто-
рам,
б) относятся к предпочитаемым ва-
ми музыкальным направлениям,
в) любимы вами.
Решение вопроса о том, должен ли
исполнитель быть „великим“ или нет,
мы сознательно оставим на усмотрение
читателя.
К. К. Нередко правильно записан-
ный, знакомый вокал под гитару или в
сопровождении небольшой инструмен-
тальной группы выполняет роль тесто-
вой программы гораздо лучше, чем ка-
раяновский оркестр.
М. А. Если вас попросили протести-
ровать аппарат для кого-нибудь друго-
го, то и не пытайтесь это делать, если
не знаете до тонкостей вкусы этого дру-
гого и если ваши с ним предпочтения
не пересекаются в широких зонах.
К. К. И последнее: тестирование „для
всех“, которым мы сейчас и занимаем-
ся. На самом деле оно невозможно, так
как
а) нельзя прослушать на аппарате
фрагменты музыки
всех
направлений;
б) нельзя знать и любить
все
музы-
кальные направления и
всех
авторов.
Хотя важнейшие, ключевые особен-
ности звучания аппаратуры выявить,
конечно, можно.
М. А. Каждый тестируемый проиг-
рыватель — элемент системы, включа-
ющей в себя усилители, провода и пр.
Для правильной организации системы
необходимо учитывать взаимное влия-
ние компонентов (нужно также иметь
информацию об особенностях аппара-
тов — её мы и пытались получить). Мо-
жет оказаться, что в составе другого
тракта проигрыватель будет играть
иначе.
Еще не подойдя к финалу сегодняш-
него повествования, мы можем, по су-
ществу, сделать главный вывод. На-
стоящий, полезный результат дает
лишь кропотливое, последовательное
изучение физических процессов в
аудиосистеме и их проявлений в звуча-
нии. Надо понимать, что тут шашкой
не порубать, — не нужно надеяться на
мгновенный успех. И оценка, данная
аппарату каждым конкретным экспер-
том, — не более чем его частное мнение
по частному вопросу. В другом „окру-
жении“ аппарат будет звучать по-дру-
гому, разные эксперты обратят внима-
ние на разные аспекты его звучания. И
каждый конкретный слушатель услы-
шит свое.
К. К. Именно поэтому возник и суще-
ствует птичий язык экспертов, понят-
ный только им самим. Почитайте, что
пишут об одном и том же аппарате раз-
ные авторы, и задумайтесь, насколько
эти оценки полезны вам при выборе по-
купки.
Предположим, что у нас есть необхо-
димые знания о вкусах и привычках
наших читателей, подходящий музы-
кальный материал и готовый отлажен-
ный тракт. Дальше перед нами опять
два пути: а) тестировать по степени
сходства с оригиналом или б) тестиро-
вать по совокупному художественному
впечатлению.
Для тестирования по методу „а“ пре-
жде всего нужны одновременно и ори-
гинал, и копия. Так проводил прослу-
шивание аппаратуры П. Стоковский в
середине 1930-х годов: он сравнивал
звучание записи
непосредственно
с
живым оркестром.
Подход „
6
“ тоже непрост: ведь мы
привлекаем экспертов, и тут-то начи-
нается самое интересное. Для одного
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 47 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 49 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст