ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД Ш
только 20 кГц или 2 МГц, а все 120!
Ничего Петров не отвечает.
.. Может
быть, именно за счет этих мегагерц и
достигается в проигрывателях отноше-
ние сигнал/шум 118 дБ в звуковой по-
лосе? Иными словами, речь идет о том,
что нам, извините, втюхивают за наши
кровные американские рублики оче-
редной процент или децибел, не спра-
шивая, как отнесутся другие наши
аудиокомпоненты к этому бесплатному
приложению. На таком фоне пылесос,
„Пентиум“ и электробритва, посылаю-
щие ВЧ куда угодно, но не прямиком
на вход усилителя, покажутся тихими
овцами.
Можно подать жалобу в Связьнадзор
на соседа, который своим радиотелефо-
ном делает на первом канале всех ло-
шадей зебрами. Но попробуйте напи-
шите куда-нибудь заявление, что из-за
ВЧ помех у вас „безвозвратно теряется
тяга“. Реакцию официальных лиц
предсказать нетрудно.
Нельзя сказать, что проигрыватели
компакт-дисков грешат только за пре-
делами звуковой полосы. Любопытный
результат получился при проигрыва-
нии дорожки „3150 Гц синус, ОдБ“.
Здесь мнения разделились. „Kenwood
DP 2080“ и братья „Marantz“ согласи-
лись: ну, синус так синус. На выходах
остальных аппаратов мы увидели ча-
стокол гармоник, подобающий только
хорошо обрезанному синусу. Самое не-
приятное в этом случае — что не разо-
браться, кто прав, а кто виноват. Ведь
диск, в отличие от виниловой пластин-
ки, в лупу не рассмотришь, и единст-
венный способ узнать, что все-таки на
нем записано, — это поставить его на
проигрыватель. А проигрыватели все
разные! К счастью, сегодня разговор не
об этом: реальные различия, на этот раз
уже в полосе, опять выявлены не на
джиттерообразном уровне, а на вполне
осязаемом — К = 0,3%.
Г
Признаться, было желание взять
„PD-R“ из предыдущей статьи5, запи-
сать на уровне -80 дБ синус или прямо-
угольник и посмотреть, что получится.
Но оставим эту благодатную для фило-
софских заметок тему до лучших вре-
мен, отметим только: если процедура
Котельникова выполнена удовлетвори-
тельно и если продукты искажений
квантования не стоят на частотной оси,
как на параде, а более или менее „раз-
мазаны“, то проблема малых сигналов
может считаться решенной в той степе-
ни, в которой ее вообще надо решать
при 16 битах. Верхние 30-40, редко
50 дБ пригодны для записи музыки,
5 См. статью „PD-R, шампанское и шпроты
из банки“ („АМ“№ 3 (14) 97, с. 46-53) о циф-
ровых источниках с возможностью записи.
В данном случае речь идет о „пишущем" про-
игрывателе
компакт-дисков
„Pioneer
PD-R 05“.
Если
восстанавливающий
фильтр цифро-аналогового преоб-
разователя не подавляет полностью
спектральные составляющие сиг-
нала частотой выше половины так-
товой (22,05 кГц), это можно уви-
деть с помощью анализатора спек-
тра (рис.
1
а, 16) или даже простого
осциллографа (рис.
1
е): при воспро-
зведении высокочастотного сигна-
ла (например, 20 кГц или выше)
вместо синусоидального на экране
осциллографа — модулированый
сигнал. Особенно хорошо заметен
этот эффект при воспроизведении
сигналов с частотой выше 20 кГц.
На некоторых тестовых дисках
имеется запись скользящего тона с
частотой до 22 кГц.
20 кГц
ОдБ
24.1 кГц
І -22 дБ
Г
;
а) Спектр сигнала на выходе „Kenwood
2080“ (20 кГц)
AS(f)
15 кГц
ОдБ
29.1 кГц
-51 дБ
б) Спектр сигнала на выходе „Kenwood
2080" (15 кГц)
u(t)
в) Осциллограмма выходного сигнала
„Kenwood 2080“ (20 кГц)
Рис. 1. Воспроизведение синусоидаль-
ного сигнала с частотой, близкой к
максимальной
О качестве восстанавливающего
фильтра можно судить по спектру
сигнала на выходе проигрывателя
СБ при воспроизведении белого шу-
ма (20-22050 Гц).
На выходе идеального фильтра
сигнал должен иметь полосу частот
от 0 до 22050 Гц. В реальных уст-
ройствах имеется сигнал и за пре-
делами этой полосы. Чем круче
спад АЧХ, тем ближе характери-
стики фильтра к идеальным и тем
точнее восстанавливается форма си-
гнала при цифро-аналоговом преоб-
разовании.
Наличие помех с частотами выше
22050 Гц приводит к ухудшению
звучания, вызываемому нелиней-
ными эффектами в усилителе и АС.
Э<
1
)
дБ
0
-10
-20
-30
-40
0
10
2 0
3 0
4 0
5 0
I,
кГц
а) Спектр выходного сигнала проигры-
вателя СО при воспроизведении бело-
го шума (20-22050 Гц)
\
X ± z
S O N Y
л ± ~
K e n W o o d 2 0 8 0
K e n v y o o d 7 0 9 0
б) Амплитудно-частотная характеристи-
ка восстанавливающего фильтра
S(»>
A r c a m а 7
Белый шум
Музыкальный фрагмент
0
10
2 0
3 0
4 0
5 0 f, кГц
в) Спектр выходного сигнала проигры-
вателя СО при воспроизведении музы-
кального фрагмента
Рис. 2. Воспроизведение белого шума с
полосой частот 20-22050 Гц и реального
музыкального сигнала
На выходе у „Kenwood 2080“ и
братьев „Marantz“ при воспроизве-
дении трека 72 с диска
NAB
„3150 Гц, синус, ОдБ“ — чистый си-
нус. Спектр (а) и форма (б) сигнала
на выходе „Kenwood 7090“ (и всех
остальных аппаратов, кроме отме-
ченных выше) при воспроизведе-
нии этой дорожки показаны на ри-
сунке.
s(f).,
ОдБ
•40
•80
3150Гц
ь
ОдБ
-55
дБ
1
•57
дБ
1
3
б
9
12
15
18
1.*кГц
Рис. 3. Воспроизведение загадочной
дорожки 72 с диска NAB
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 46 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 48 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст