Ш
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
нова, и потерянные децибелы выплы-
ли в надтональной области. Как это
можно увидеть? Воспроизвести сигнал
белого
шума
в
полосе
20 Гц —
22,05 кГц. Если устройство работает
правильно, то на экране анализатора
спектра мы бы эту полосу и увидели.
Однако не тут-то было! Белый шум ока-
зался не по зубам не только проигры-
вателю „Kenwood DP 2080“, но и ос-
тальным тестируемым аппаратам, и
различия достигают десятков децибел!
Не секрет, что честная реализация
алгоритма Котельникова в формате
44,1x16 требует колоссальной скорости
и точности вычислений. Вычислитель
приспособлен под стандартные проце-
дуры
измерении,
обычно на синусои-
дальных сигналах. На реальных неста-
ционарных сигналах величина искаже-
ний больше, только заметить искаже-
ния сложнее. Мы выбрали в качестве
испытательного шумовой сигнал, как
наиболее показательный. Те же эффе-
кты можно увидеть на экране анализа-
тора и при воспроизведении обычной
музыки, только потребуется гораздо
больше терпения.
Конечно, недовольство любителей
прослушивания белого шума можно
понять — мало того что не даст аппа-
рат купленных децибелов, так он еще
может поставить в неудобное положе-
ние магнитофон, усилитель и АС. И ре-
альная музыка, расположенная между
синусом и шумом, тоже порадует нас
надтональными составляющими.
В качестве разминки ответим на воз-
можный вопрос читателя: может быть,
сигнал на диске записан неверно?
Ошиблись при записи и недофильтро-
вали? А мы здесь философию разводим!
Увы, беда в том, что, как бы ни был за-
писан сигнал с частотой дискретизации
44,1 кГц, правильная процедура вос-
становления восстановит нечто, пра-
вильное или неправильное, в полосе
22,05 кГц. Если что-то появилось вне
этой полосы, претензии уже нужно
предъявлять не к диску, а к проигры-
вателю.
Кстати, наличием сигнала в ближай-
шей
надтональной
области
(
2 0
-
100 кГц) дело не ограничивается. Не
секрет, что в процедуре восстановления
сигнала приходится использовать и бо-
лее высокие частоты. Современный
проигрыватель СБ сродни мощной
ЭВМ, хвастливо высвечивающей свою
тактовую частоту, и ни в чем от ЭВМ от-
ставать не хочет. Есть у нас внутри та-
кая частота — подадим ее на выход! Ну
не всю, так немного! А сколько это —
немного?
Относительный уровень шумов в по-
лосе 5 МГц, измеренный вольтметром
среднеквадратичного значения при во-
спроизведении „нулевой“ дорожки, по-
лучился следующий:
Kenwood DP 2080
-88
дБ
Yamaha CDX-890
-93 дБ
Arcam Alpha 7
-80 дБ
NAD 512
-101 дБ
Различается не только уровень
этих помех, но и спектр. Например, у
„NAD 512“ выше 100 кГц уже ничего
нет, а у „Yamaha CDX-890“ помехи име-
ют явно выраженный импульсный ха-
рактер (амплитуда превышает 10 мВ) и
спектр простирается за 50 МГц.
На риторический вопрос „много это
или мало?“ отвечать приходится кабе-
лям, начинающим проявлять направ-
ленность, усилителям, превращающим
в таких условиях стереопанораму в гла-
дильную доску, и другим элементам
тракта.
Представьте себе умудренного опы-
том специалиста — ну, скажем, элек-
трика Петрова.
.. Сидит он и рассчиты-
вает, какова будет реакция диэлектри-
ка в „Monster Cable“ на сигнал с часто-
той 20 кГц. А спросите Петрова, учел
ли он, что в этот кабель вливаются не
H i - F i
H i - E n d
Car
H o m e
Официальный дистрибьютор — компания
предыдущая страница 45 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 47 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст