ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ
СТЕНД
ставляющая, приводящая в изумление
усилитель и с обычным проводами, и с
серебряными. И снова открывается
широкий простор для мероприятий по
дальнейшему повышению тяги.
..
Наиболее логична позиция натури-
стов, расположившихся на обочине
прогресса с транспарантом „Назад к
граммофону!“. Мешает тяге обратная
связь — уберем, вредят вовлеченности
транзисторы — уберем и их, и вообще
уберем все, что потребуется впредь:
лампы, конденсаторы, провода.
.. (За
этим неизбежно последует сыроедение,
переселение в пещеры (с хорошей аку-
стикой), а затем и отказ от прямохож-
дения. —
С. Л.)
Подведем итоги.
Параметры, публикуемые в техопи-
саниях к проигрывателям компакт-
дисков, в общем, ни о чем не говорят.
Существуют заметные различия в
звучании аппаратов даже одной цено-
вой категории.
И, наконец, вывод, к которому мы
так долго шли: если различается зву-
чание, то существуют объективные от-
личия между проигрывателями ком-
пакт-дисков, и величины
измеряемых
параметров при этом отличаются не в
десятом знаке, как бывает при охоте на
джиттера, а иногда на порядок. Толь-
ко этих параметров пока не видно в таб-
лицах.
..
Дойдя до этого — ключевого — мо-
мента, следует остановиться и разо-
браться в причинах еще одного заблу-
ждения, характерного для большинст-
ва аудиоспециалистов, независимо от
их известности и квалификации.
Нередко приходится слышать и чи-
тать о том, что само цифровое преобра-
зование превращает музыку в эрзац,
„музыкальные консервы“. Так, в пись-
ме в редакцию читаем: „.
..кто уж ра-
зочек попробовал вкус винила, заболе-
ет им на всю жизнь и с подозрением бу-
дет разглядывать каждый новый „ком-
пакт“: что подсунули на этот раз —
HDCD, „No Noise“ или аудиофильский
„шедевр“?“ („АМ“ №
3 (14) 97, с. 13.).
К сожалению, сегодня споры о том,
хороша или плоха „цифра“, ведутся на
уровне разборок вроде „Грузины луч-
ше, чем армяне“. На законное требова-
ние аргументации: „Так
чем
же они
лучше?“ — в ответ слышишь: „Ясно же
сказано: чем армяне“.
Ближе познакомившись с носителя-
ми „антицифровой“ идеологии, ви-
дишь только их гнев, направленный на
„цифру“ как таковую. Кроме „правед-
ного“ гнева, у них нет других основа-
ний для утверждения, что само суще-
ство цифрового преобразования „губит
звук“.
При цифровом преобразовании три
основных фактора оказывают влияние
на звучание:
— формат цифрового преобразова-
ния,
— ошибки при реализации процедур
записи (включая кодирование) и счи-
тывания,
— ошибки при декодировании запи-
си, то есть при преобразовании цифро-
вого кода в аналоговый сигнал, быть
может, с учетом его комплексного пре-
образования в системе в целом до АС.
Мы попробовали выявить макси-
мальное число
измеряемых
параметров
проигрывателя компакт-дисков, от
значений которых зависит звучание.
Мы отдаем себе отчет в том, что закон-
чить работу при жизни вряд ли удаст-
ся, но этот путь лучше, чем попытки ис-
править звук, изменив направление ка-
беля или наточив шипы под колонка-
ми так, чтобы угол заточки соответст-
вовал углу зрения дирижера на испол-
няемое произведение. Если „очки не
действуют никак“, то эмпирический
поиск правильного их использования
может потребовать очень много време-
ни.
Перестановка акцентов на пути к
качеству звучания уводит нас от прин-
ципиального
решения
проблемы.
„Крах идеологии объективистов стал
явным только в 80-е годы, — читаем
мы на страницах „АМ“ (№
3 (14) 97,
с. 62), — когда параметры аудиоаппа-
ратуры были улучшены до предела,
граничащего с абсурдом". Правильно.
Только это был крах для тех, кто искал
не с фонарем, а под фонарем, стараясь
абсурдными методами улучшать аб-
сурдные цифры.
Субъективная экспертиза — полно-
правная составляющая научного под-
хода, и ее необходимость есть следствие
не „краха объективных методов“, а на-
личия субъекта, для услаждения слу-
ха которого и задумана музыка и сред-
ства ее доставки.
Теперь должно быть ясно, почему мы
против крайностей. Одна из них —
субъективизм. Мы тщательно моем
уши, три дня постимся и с заклинания-
ми возлегаем за стол прослушивания.
Трясущимися от волнения руками са-
мым честным образом записываем свои
ценнейшие мысли о двигательной си-
ле и ее зависимости от комбинации
шнуров, аппаратов и расположения
звезд на небе. Если учесть, что многие
аудиофилы в той или иной степени
этим занимаются (и это, если подумать,
наносит гораздо меньший вред здоро-
вью и обществу, чем что-либо дру-
гое.
.. —
С.Л.),
то осуждать такой под-
ход просто нелепо. Только не надо за-
бывать, что в соседней квартире в это
время может включаться и выключать-
ся какой-нибудь „Turbo Bully шесть в
одном“ и его влияние на тягу может
оказаться большим, чем всех „Monster
Cable“ вместе взятых!
Различия в оценках экспертов тоже
бывают значительными. Звук активи-
зирует ассоциации, у каждого свои. По-
этому результаты любых прослушива-
ний — вещь в себе. Если эксперт один,
то мы получаем заведомо субъектив-
ную оценку, окрашенную личными
пристрастиями и вкусами. Вы беретесь
оценить качество свинины в котлетах,
где присутствуют еще и баранина и го-
вядина, хотя сами предпочитаете не
котлеты, а прогулки по берегу моря.
Оценка зависит от настроения, погоды,
времени года.
.. Можно было бы попро-
бовать усреднить оценки, но один экс-
перт утверждает. что трамвай красный,
а второй — что он едет в парк. Попро-
буйте тут обобщить и сформулировать
среднее суждение.
Второй подход противоположен: от-
крыть аппарат, обложиться полным
пакетом технической и конструктор-
ской документации, выменянным у Ке-
на Ишиваты на „Вегу ПКД-120 Electro-
sila Edition“, и после месяца работы, из-
мерив неравномерность АЧХ с точно-
стью 0,001 дБ, сделав послойную рент-
генограмму среза БИС и изучив состав
стекла линзы лазера, вынести вердикт:
да, столько-то герц, децибел, вольт, ки-
лограммов, процентов (гармоник, со-
держания кислорода и пр.). А ответа на
вопрос о звучании после таких испыта-
ний не даст уже никто.
Мы расположимся посредине.
0 музыкальном материале
За время существования „Аудио Ма-
газин Тест-CD 1“ мы так привыкли к
звучанию его первых фрагментов, что
не использовать их для субъективной
экспертизы было бы неразумно. Спаси-
бо, А. М.!
Вторым был тестовый диск не менее
знаменитого специалиста в области
звукозаписи Алана Парсонса „The Pro-
fessional Audio Test Disc „Sound Check
Alan Parsons & Stephen Court“ („Abbey
Road“).
В качестве основного измерительно-
го диска был взят „NAB Broadcast And
Audio System Test CD“ („Denon Digital
Industries“), он тоже заслуживает дове-
рия.
Скажем сразу, на мякине проигры-
ватели провести не удалось: синус так
синус, два так два, прямоугольники
так прямоугольники — как в учебнике.
Но к этому мы были готовы. Не удивил
и „Kenwood DP 2080“, допустивший
спад АЧХ 1 дБ на частоте 20 кГц, —
именно столько и обещано. Смеем ут-
верждать, что, даже вытащив из ушей
всю вату, накопившуюся за годы про-
слушиваний, ни один эксперт не заме-
тит такого спада. (Ну ты, писатель, по-
мягче: голова у эксперта — слабое ме-
сто, непарный орган.
.. —
С. Л.).
Но кро-
ме АЧХ пострадал алгоритм Котельни-
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 43 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 45 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст