ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД € Э
Ясно, что если в графе „динамиче-
ский диапазон“ указано 92 или 96 дБ,
то к аудиотехнике это никакого отно-
шения не имеет, а вот 100 дБ (такую ве-
личину нетрудно найти в паспортах ап-
паратуры даже солидных фирм) — про-
сто нонсенс. Полезнее было бы указать
длину монтажных проводов (это серь-
езно) и цвет изоляции.
Первые годы ушли на попытки взять
у формата „компакт-диск“ все, что он
может дать. Ведь Шеннон, Котельни-
ков и другие указали единственный
путь: сколь угодно точно восстановить
сигнал можно только путем вычисле-
ний, и никак иначе. Какие в начале
восьмидесятых были ЭВМ, такой был
и звук. Трудно было справиться с
44,1 кГц и 16 бит, которых оказалось
слишком много для техники, но недо-
статочно для звука.
Но это прошло, как прошли „Синк-
лер“, „Микроша“ и „Радио РК-
8 6
“. Су-
масшедшее звучание „Веги ПКД-120“
сменилось кажущимся благозвучием
моделей следующего поколения, кото-
рые, казалось бы, вытянули из форма-
та все, что возможно.
Если судить по цифрам в графах
ТТД, то оказался достигнут техничес-
кий предел формата 44,1/16: 96 дБ,
22 кГц. Возможности лучше реализо-
вать его нет и никогда не будет.
Осознание того, что это тупик, не на
шутку встревожило производителей.
Как же так? Паршивый граммофон —
пружина, ось и кусок валторны — мо-
жет совершенствоваться и продаваться
чуть ли не столетиями, а тут — все? Что
скажет покупатель, которому за новые
деньги предложили старую теорему?
Вот тут-то гораздые на выдумки и пу-
стились во все тяжкие: бац — ив графе
„динамический диапазон“ появляется
100 дБ! А сигнал-шум — 110 дБ! Ведь
как померим — то и получим! Ни Ко-
тельников, ни Шеннон, ни тем более
Уиттекер
3 4
о том, как мерить, ничего не
написали. А коли так — получите
115 дБ; платите еще — и будет 120! Ес-
ли бы за измерения взялся Дэвид Коп-
перфильд, он без труда продемонстри-
ровал бы и 127, и 220 дБ1. И не с его ли
3 \Vittaker, английский математик, на гру-
дах которого и покоится теорема Котельни-
кова.
4 Среди фирм-производнтелей массовой ап-
паратуры такая практика процветает до сих
пор. Массовой в смысле тиража, а не каче-
ства. Именно тиражная аппаратура создает
оборот, прибыль и пр. Понятно, что законы
больших тиражей ограничивают возможно-
сти улучшения звука и требуют обеспечения
сбыта. Снова мы пришли к рекламе. Нуж-
ны цифры, которые помогут покупателю
сделать выбор (а на самом деле сделают вы-
бор за него). О качестве звука эти цифры
ничего не говорят. Как в такой ситуации по-
ступать покупателю? Идеальный вариант —
взять и послушать.
подачи пошли в аудиопрессе картинки
со сглаженными ступеньками, „улуч-
шенные“ спектры — в общем, додуман-
ные ноты?
Улучшать, с точки зрения рекламно-
го дела, нужно только измеряемые па-
раметры. В момент появления ком-
пакт-диска ключевыми для устройств
записи-воспроизведения (магнитофо-
нов) или воспроизведения (проигрыва-
телей грампластинок) были следующие
параметры:
— диапазон частот,
— коэффициент гармоник,
— уровень шумов,
— разделение каналов,
— детонация.
Именно эти параметры до сих пор
присутствуют в описаниях проигрыва-
телей компакт-дисков. Их перенесли
механически, вписав еще одну страни-
цу в историю заблуждений.
Зачем, скажите, почти двадцать лет
пишут „детонация — ниже порога из-
мерения“? Если бы „ниже порога за-
метности“, еще куда ни шло.
.. Или о
чем может сказать снижение коэффи-
циента гармоник с 0,003% до 0,001%,
если на диске этих гармоник уже
0 ,1
%
или даже больше?
Нельзя сказать, что деятельность та-
ких фокусников была бесполезной.
Считать благодаря им научились при-
лично, изобрели способ „размазывать“
по частотной оси искажения квантова-
ния, даже задумались о свойствах слу-
ха и сигнала.
А в это время субъективисты отме-
чали
свои
победы. Их аргументация
убеждала своей абсолютной простотой.
Если замечено, что проигрыватель с от-
ношением сигнал/шум 120 дБ „играет“
ничуть не лучше, чем с 96 дБ, а при К .,
равном
0
,
0 1
%, звучание не хуже, чем
при Кг, равном
0
,
0 0 2
%; если незамет-
ны премущсства проигрывателя с диа-
пазоном частот 2 Гц — 20 кГц перед
проигрывателем с диапазоном 20 Гц —
20 кГц; если однобитовые и мультиби-
товые, дельта-сигмы и альфа-беты мо-
гут „играть“ и плохо, и хорошо — то да-
вайте из всех параметров оставим толь-
ко важные — цену, размеры и вес, как
у овоща-фрукта, а дальше послушаем
и решим сами: „жирное“ звучание, с
„тягой“ или с „песком“. Об этом и ска-
жем. И напишем. Если не в графе „Тех-
нические характеристики“, то хоть где-
нибудь.
Несколько особняком расположи-
лись охотники на ведьм. Даже если
ведьм и нет, они готовы их придумать
и со спокойной совестью начать сними
бороться. Так появляются силовые
трансформаторы, намотанные сереб-
ром или рафинированной медью, стой-
ки из горного хрусталя и т. п. А в это
время с выхода проигрывателя СБ, как
вода из крана, может хлестать ВЧ-со-
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 42 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 44 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст