О
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
ОТ
Т Р Е Т Ь Е Г О
Л И Ц А
ПРОИГРЫВАТЕЛИ КОМПАКТ-ДИСКОВ
«KENWOOD DP 7090», «ARCAM ALPHA 7», «KENWOOD DP 2080»,
«ARCAM ALPHA 8», «YAMAHA CDX-890 >
, «MARANTZ CD57»,
«NAD 512», «MARANTZ CD63 MK II K.I. SIGNATURE», «SONY XA-30ES»
К.К. Не секрет, что форма изложе-
ния, являясь своеобразной визитной
карточкой автора, во многом не только
определяет его подход к рассматривае-
мой проблеме, но и помогает найти
кратчайшие и наиболее эффективные
пути приобщения читателя к этому
подходу.
Луша. Если, конечно, речь идет об
истинном мастере жанра.
..
М. А. Практика показала, что чита-
тель, живо воспринимающий наши ста-
тьи в виде диалогов, недоумевает, когда
в статьях не хватает одного-двух.
..
Луша. А особенно — когда всех трех
авторов.
К.К. Действительно, в споре, даже
разыгранном, легче рождается истина.
М. А. Это во-первых. А во-вторых,
читатель, наверное, давно уже заме-
тил, что тестирование аудиоаппарату-
ры для нас — лишь повод для того, что-
бы рассказать о той или иной пробле-
ме. Это важнее, чем описание конкрет-
ных свойств аппаратуры.
К.
К. Сегодня мы обратимся к теме,
которая уже привлекала внимание од-
ного, а то и двух экспертов „АМ“. Для
третьей точки зрения мы выбрали не
совсем обычную для нас форму изложе-
ния.
Луша. Так сказать, от третьего лица.
0
чем эта статья
Мог ли Норберт Винер, заложивший
основы цифровой технологии, предви-
деть, насколько широко она распро-
странится? Игрушки и компьютеры,
таймеры и пейджеры, роуминги и тю-
нинги.
.. Наивно было бы предполагать,
что назойливая „цифра“ не доберется
до святая святых аудиотехники. И ока-
залось, что те самые 5% информации,
которые мы воспринимаем не глазами,
а ушами1, на редкость нежны.
..
Победное шествие цифровых техно-
логий, позволившее нам увидеть мар-
сианскую поверхность, а компьюте-
ру — обыграть Каспарова, увязло в топ-
1
Кстати, борьба с заблуждениями будет чуть
ли не основной темой сегодняшних размыш-
лений. Предание гласит, что эта величина
пришла из телевидения, где полоса частот,
выделяемая для звука, составляет как раз
5% от общей полосы. Так-то оно, конечно,
так, составляет — но какое отношение это
имеет к количеству информации?
ких болотах adagio lamentoso и molto
allegro. Разумное человечество, дока-
завшее, что невозможно войти два раза
в одну и ту же реку, ухитряется в эн
плюс первый раз наступить на одни и
те же грабли!
Закончилось первое пьянящее деся-
тилетие жизни компакт-диска, и сре-
ди оголтелых выкриков „Даешь!“,
„Свершилось!“ стало прослушиваться
скромное „Ну и что?“ здравомысля-
щих — предвестие долгого похмелья. А
благодаря заимствованию у одной шес-
той части суши лозунга „Догоним и пе-
регоним!“ появились удивительные
цифры в ТТД большинства проигрыва-
телей.
К появлению этих цифр имели отно-
шение и производители, и продавцы
аудиоаппаратуры. Неприлично, на-
пример, не иметь телевизора и радио-
приемника. Нужно купить. И приобре-
тается аппарат „по карману“. За опре-
деленную сумму можно купить один из
десятка аппаратов. Звучание этих ап-
паратов различается, но настолько сла-
бо, что покупатель не может сделать
выбор. Большинство людей по своей
природе вообще стремятся избегать вы-
бора, особенно при недостатке инфор-
мации. Вот производители и старают-
ся создать у потребителя ощущение,
что он обладает информацией, причем
количественной.
Очень показательна в этом смысле
реклама ширпотреба: „вдвое дольше",
„на 16% дешевле“ и пр. Или раздел
„Знакомства“ в газете объявлений: 22
года, 173 см, 56 кг, 44 размер — имен-
но такая информация, по мнению по-
дателя объявления, необходима и до-
статочна для создания семьи. (Непло-
хие параметры.
.. Однако все тестиро-
вать — тестостерона не хватит! —
С. Л.)
Короче, если можно жениться, руково-
дствуясь только цифрами, то уж аудио-
аппаратуру купить — и подавно. Каче-
ство приобретенного, правда, может и
не удовлетворить. Но продавца это уже
волновать не будет.
...И бросились наперегонки цифры в
паспортах и технических характери-
стиках, и в который раз грабли оказа-
лись проворнее, чем наступивший на
их зубья аудиофил с покупкой.
Число 0,001% бесспорно меньше,
чем 0,005%, и если речь идет о нели-
нейных искажениях, то первый аппа-
рат просто обязан быть лучше. Этот ар-
гумент убедительнее, чем: „Наши аку-
стические системы заворачивают пер-
куссию в вуаль, тогда как у обычных
колонок она натянута сверху“. И
улуч-
шать (с точки зрения рекламы) нужно
численные параметры. В результате
мы читаем: „Новая микросхема еще на
6
дБ увеличивает динамический диапа-
зон“, „18-битовое разрешение на 16-би-
товом диске!“.
Однако похмелье проходит, и одну
крайность сменяет другая. Теперь в по-
чете „эмоциональность“, „вовлечен-
ность“, „тяга“.
.. Казалось бы, добавить
к этому здравый смысл — и можно бу-
дет отдохнуть на лаврах, но нет, най-
дется умник, придумает мерило „тя-
ги“ — тонны, литры, децибелы.
..
О чем же эта статья?
Наверное, о физике. О логике и здра-
вом смысле, применяемых к физике и
музыке одновременно. О тех цифрах —
величинах искажений, за которыми
стоит физика и прячется музыка и на
которые тем не менее не принято обра-
щать внимание. И, наконец, о музы-
ке.
..
0
качестве звука
Два кита, на которых плавает ком-
пакт-диск, — это дискретизация и
квантование2. Частота дискретизации
44,1 кГц определяет максимальную ча-
стоту записи 22,05 кГц, а разрядность
кодового слова 16 бит— возможную
ошибку в записи в момент отсчета, рав-
ную 1/32768 от максимального значе-
ния сигнала.
Существует единственная верная
процедура восстановления считанного
с диска сигнала и множество ее возмож-
ных технических реализаций. Если
реализуется верная процедура, то до-
стигается предельный с точки зрения
аудиотехники динамический диапа-
зон, составляющий примерно 50 дБ.
Нелинейные искажения, на „дне“ это-
го диапазона достигающие 0,5% даже
в условиях принятия специальных „об-
лагозвучнвающих“ мер (dither, альфа-
процессор, SBM и т. д.), начинают весь-
ма и весьма заметно для слуха прояв-
ляться при воспроизведении музыки.
2 Об этом см. в „AM“ № 5 (10) 96, с. 52-61.
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 41 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 43 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст