ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД C D
и з н е м е ц к и х к л а с с и к о в и м ею т св о й н е п о в т о р и м ы й т е м б р и к о -
л о р и т . Н о он , к ак п р а в и л о , л и ш ь п р и д а е т п р о и зв е д е н и ю и л и его
ч а ст и н у ж н у ю о б щ у ю о к р а с к у (в то м ч и с л е э м о ц и о н а л ь н у ю ).
З в у ч а н и е в п р е д е л а х одн ой ч а с т и п р о и зв е д е н и я м о ж н о о х а р а к -
т е р и зо в а т ь к ак ч е р н о -б е л о е , к р а с н о -б е л о е , с и н е -б е л о е и т. п. —
сл о в о м , с о с т о я щ е е и з д в у х о с н о в н ы х ц в ет о в .
С о всем д р у го е д е л о — ф р а н ц у з с к а я м у зы к а , с о з д а н н а я п о с л е
Б е р л и о за . Г е к то р Б е р л и о з ( 1 8 0 3 - 1 8 6 9 ) д а л н о ву ю ж и з н ь т е м -
б р у .
и с п о л ь зо в а в его в ы р а зи т е л ь н ы е в о з м о ж н о с т и и т е м сам ы м
с д е л а в те м б р о с м ы сл ен н ы м и о с о зн а н н о в о с п р и н и м а е м ы м . М н о -
гие ф р а н ц у зс к и е к о м п о зи т о р ы п о с л е д о в а л и его п р и м е р у . М у з ы -
ка с т а л а „ ц в е т н о й “ . Е с л и в п р о и зв е д е н и я х Б е т х о в е н а п а р т и и
ск р и п о к м о ж н о п е р е п и с а т ь д л я а л ь т о в и т а к и и с п о л н и т ь , н е н а -
ру ш и в см ы сл а м у зы к а л ь н ы х с о б ы т и й , то в м у зы к е Б е р л и о з а не
т о л ь к о н е л ь зя з а м е н и т ь о ди н и н с т р у м е н т д р у ги м , п у с т ь д а ж е п о-
х о ж и м по в ы р а зи т е л ь н ы м в о з м о ж н о с т я м и т е м б р у , — о п а с н о
п р е н е б р е г а т ь д а ж е у к а з а н н о й к о м п о зи т о р о м р а с с т а н о в к о й о р -
к ес тр а : эт о гр о зи т р а з б а л а н с и р о в к о й т е м б р а и ли м а с к и р о в к о й
н е к о т о р ы х и н с т р у м е н т о в , с л е д о в а т е л ь н о , р а з р у ш е н и е м м у зы -
к ал ьн ы х со б ы ти й и м у зы к а л ь н о го в р е м е н и , а з н а ч и т , м у з ы к а л ь -
ного о б р а за . В о ф р а н ц у зс к о й м у зы к е с о б ы т и я м о гу т о ч е н ь ч а с т о
с м е н я т ь д р у г д р у га, ч т о в л е ч е т з а со б о й с м е н у м у зы к а л ь н ы х п р о -
с т р а н с т в . К р о м е то го , у ф р а н ц у з с к и х к о м п о зи т о р о в м н о го м о-
м ен то в, ко т о р ы е вы ш е мы н а зв а л и у зл о в ы м и , и ли п е р е х о д н ы м и .
И н огда на п р о т я ж е н и и од н о й м у зы к а л ь н о й м ы с л и н е р а з м е н я -
ет с я с к о р о с т ь п р о т е к а н и я со б ы ти й ; в о д н ом м у зы к а л ь н о м э п и -
зо д е п орой о д н о в р е м е н н о с у щ е с т в у е т н е с к о л ь к о п р о с т р а н с т в , в
к оторы х с о б ы ти я п р о т е к а ю т и л и в е д и н о м , и л и к а ж д о е в св о ем
в р е м ен и .
В с л е д у ю щ и й р а з я п о п р о б у ю н а г л я д н о о б ъ я с н и т ь э т о я в л е -
ние: п о д б е р у м у зы к а л ь н ы й м а т е р и а л , с к о р е е в с е го и з п о п у л я р -
ной ф р а н ц у зс к о й м у зы к и (в ам б у д е т л е г ч е его н а й т и ), и п о с е -
ку н д н о о п и ш у п ер е х о д н ы е м ом ен ты .
Д у м а ю , в б л и ж а й ш е е в р е м я на с т р а н и ц а х н а ш е го ж у р н а л а вы
н ай д ет е б о л е е п о д р о б н о е и п р о ф е с с и о н а л ь н о е (и , н ад е ю с ь , б о -
л е е д о с т у п н о е ) м у зы к о в е д ч е с к о е р а с с м о т р е н и е п р о б л е м м у зы -
кал ьн о го в р е м е н и , п р о с т р а н с т в а , с о б ы т и й , с р е д с т в в ы р а з и т е л ь -
н о с т и . о с о б е н н о с т е й н е м е ц к о г о , ф р а н ц у з с к о г о м у з ы к а л ь н о г о
м ы ш л ен и я .
Н а ш а с вам и з а д а ч а — п р о ч у в с т в о в а т ь и о с о з н а т ь м у з ы к а л ь -
ны е я в л е н и я , ч тоб ы н а у ч и т ь с я п р а в и л ь н о в ы б и р а т ь с е б е а п п а -
р а т у р у и е с л и и м е н я т ь е е , то н е н а т у , у к о т о р о й
другой
з в у к , а
на ту , к о т о р а я
л уч ш е,
то е с т ь п е р е д а е т б о л ь ш е м у зы к а л ь н ы х с о -
б ы ти й .
И т ак , с л о ж н е е в с его д л я п е р е д а ч и ф р а н ц у з с к а я к л а с с и ч е с к а я
м у зы ка. П ри е е в о с п р о и зв е д е н и и д о л ж н ы п е р е д а в а т ь с я те м б р ы ,
и н то н а ц и о н н о -о тте н о ч н ы е а с п е к т ы (х о т я у с о в р е м е н н ы х ф р а н -
ц у зск и х к о м п о зи т о р о в он и и гр аю т у ж е н е с т о л ь в а ж н у ю р о л ь ),
д и н а м и к а , м у зы к а л ь н о е в р е м я , п р и ч ем ж е л а т е л ь н а не т о л ь к о вы -
с о к а я р а зр е ш а ю щ а я с п о с о б н о с т ь а п п а р а т у р ы в эт о м о т н о ш е н и и ,
но е щ е и то ч н о с ть . Е с л и с ф о р м у л и р о в а т ь э т и т р е б о в а н и я с
т о ч к и з р е н и я „ с о в о к у п н о г о к а ч е с т в а “ , т о п р и п е р е д а ч е м у -
з ы к и д о л ж н а с о з д а в а т ь с я н е к а я у с л о в н о с т ь , в к о т о р о й с о -
о т н о ш е н и е м у з ы к а л ь н ы х а с п е к т о в т а к о в о , ч т о м у з ы к а л ь -
н о е в р е м я , м у з ы к а л ь н ы е с о б ы т и я н е р а з р у ш а ю т с я л и б о
м ы и х с л е г к о с т ь ю ( п о д с о з н а т е л ь н о ) в о с с т а н а в л и в а е м .
Д л я л ю б и т е л е й н ем е ц к о й м у зы к и т о ч н а я п е р е д а ч а т е м б р а с т а -
н о в и тс я м ен е е в а ж н о й . М о ж н о д о в о л ь с т в о в а т ь с я и п р о с т о п р и -
л и ч н о й т е м б р а л ь н о й р а зр е ш а ю щ е й с п о с о б н о с т ь ю . В о ч е н ь м н о -
гих п р о и зв е д е н и я х н е м е ц к о й к л а с с и к и з н а ч и м у ю р о л ь и г р а е т
то ч н а я п ер е д ач а и н то н а ц и и , он и к а к бы п о ст р о е н ы на о д н и х и н -
т о н а ц и я х 4.
С п ом ощ ью то н ч а й ш и х и зм е н е н и й м и к р о д и н а м и к и м у зы к а н т
д е л а е т с л е д о в а н и е м у зы к а л ь н ы х з в у к о в и п а у з, у к а з а н н ы х в п а р -
ти т у р е , т а к и м , ч т о с л у ш а т е л ю о н о к а ж е т с я
ц елесообр азн ы м , л о -
гически
о б о с н о в а н н ы м . Ц е л е с о о б р а зн а я с м е н а з в у к о в и п а у з со-
4
Подумайте, стоит ли переплачивать пять тысяч долларов за тембральную
точность аппаратуры, если вы слушаете „Pink Floyd" или, скажем, группу
„Ногу свело".
з д а е т о щ у щ е н и е д в и ж е н и я . Н е в к а ж д о м ж а н р е т р е б у ю т с я
т о н ч а й ш и е и з м е н е н и я м и к р о д и н а м и к и д л я то го , ч то б ы с л у ш а -
т е л ь с ч е л с м е н у з в у к о в ц е л е с о о б р а з н о й . В н е к о т о р ы х ж а н р а х
д л я э т о г о с у щ е с т в у ю т д р у г и е с р е д с т в а : к п р и м е р у , в р о к -м у зы к е
п о с т о я н н у ю с о с т а в л я ю щ у ю м у зы к а л ь н о го в р е м е н и в о сн о в н о м
с к о л а ч и в а е т р и тм , о т б и в а е м ы й у д а р н ы м и . П о э т о м у , д а ж е ес л и
м и к р о д и н а м и к а п о г у б л е н а п л о х о й а п п а р а т у р о й , р о к -к о м п о зи ц и я
о б ы ч н о о с т а е т с я д о с т у п н о й и п о н я т н о й (х о т я у с у п е р гр у п п , н а -
п р и м е р „L ed Z e p p e lin “ , т е р я е т с я о ч е н ь м н о го е ).
О ч е н ь в а ж н о с о о т н о ш е н и е в м у зы к а л ь н о м з в у к е т е м б р а и ш у -
м а. Л ю б о й м у зы к а л ь н ы й з в у к н е с в о б о д е н о т ш у м а. Ш у м о м я в -
л я ю т с я с л ы ш и м ы е п р и ем ы з в у к о и з в л е ч е н и я (к п р и м е р у , ш т р и -
х и ), з в у к к л а п а н о в д у х о в ы х , с в и с т к а н и ф о л и с м ы ч к а , у д а р м о л о -
т о ч к о в р о я л я о с т р у н ы и т. д. Ч а с т о с л у ч а е т с я , ч то и з-за р а з р у -
ш е н и я т е м б р а п ри в о с п р о и зв е д е н и и ш у м о в о й п р и зв у к о к а з ы в а -
е т с я н а м н о го гр о м ч е. Т а к о е н е д о п у с т и м о е р а з р у ш е н и е м у зы к а л ь -
н о го з в у к а д и л е т а н т ы и а у д и о ф и л ы горд о н а з ы в а ю т д е т а л ь н о -
ст ью . Е с т е с т в е н н о , з д е с ь р а з р у ш а е т с я т е ч е н и е м у зы к а л ь н ы х с о -
б ы ти й , а з н а ч и т , и м у зы к а л ь н о е в р е м я . Т я га о щ у щ а е т с я о ч е н ь
с л а б о и ли не о щ у щ а е т с я во в с е.
***
К с о ж а л е н и ю , е с т ь „ с п е ц и а л и с т ы “ , к о т о р ы е н е о щ у щ а ю т ни
м у зы к а л ь н о г о в р е м е н и , ни с о б ы т и й , ни м у зы к а л ь н о го п р о с т р а н -
с т в а . Т е к у щ и е с о б ы т и я и м и и гн о р и р у ю т с я , а п од с о б ы т и е м п о-
н и м а е т с я з а к о н ч е н н а я м у з ы к а л ь н а я ф р а з а и ли эп и зо д . Э т о т э п и -
з о д о н и о б ы ч н о о с м ы с л и в а ю т л о г и ч е с к и : „ З д е с ь г р у п п а в и о -
л о н ч е л е й с ы г р а л а м ед л е н н ы й в а л ь с , з н а ч и т , мы д о л ж н ы о щ у т и т ь
с т р а д а т е л ь н о е т о м л е н и е “ . П о л у ч а е т с я , ч то м у зы к а вся с о т к а н а
и з с и м в о л о в , и н ад о з а р а н е е з н а т ь , ч т о о н и о зн а ч а ю т , и о д н о -
з н а ч н о п о н и м а т ь и х при п р о с л у ш и в а н и и . Н а сам о м д е л е ч у в с тв а
д о л ж н ы са м и и з м е н я т ь с я в к а ж д о е м гн о в е н и е з в у ч а н и я м у зы ки .
В о с п р и я т и е м у зы к а л ь н ы х с о б ы т и й ч и с т о и н д и в и д у а л ь н о . Р а с -
с м о т р е н и е в к а ч е с т в е с о б ы т и я ц ел о й м у зы к а л ь н о й м ы сли в н о -
с и т н е р а зб е р и х у в ум с л у ш а т е л я и о т п у г и в а е т н ач и н аю щ его м е-
л о м а н а . С л у ш а я , он в с е в р е м я ж д е т о б е щ а н н о г о с о б ы ти я , н а п р я -
г а е т с я , н е р в н и ч а е т , с к у ч а е т в о ж и д а н и и , п р о п у с к а е т т е к у щ и е
м у зы к а л ь н ы е с о б ы т и я . В м о м е н т к у л ь м и н а ц и и и л и в а ж н о го , з а -
п о м и н а ю щ е го с я с о б ы т и я он н а к о н е ц р а с с л а б л я е т с я , п о н и м а ет ,
ч т о ч т о -т о п р о и зо ш л о , д у м а е т : в о т о н о , эт о с о б ы т и е — но не п о-
н и м а е т , д л я ч его в с я п р е д ш е с т в у ю щ а я ч а с т ь , о н а ем у к а ж е т с я
п у ст о й и н е н у ж н о й . Т а к и м о б р а зо м в о с п и т ы в а е т с я
р а зд р о б л ен -
н о е
в о с п р и я т и е .
Н а д о о т б р о с и т ь л о ж н ы е о р и е н т и р ы и н а у ч и т ь с я п р а в и л ь н о
с л у ш а т ь . П о п р о б у й т е п р о г н а т ь в с е м ы с л и и п о п ы т а т ь с я в о -
в л е ч ь с я в м у з ы к а л ь н о е в р е м я . Т о гд а с а м о в р е м я п о в е д е т ва с по
с о б ы т и я м . М у з ы к а л ь н о ч у в с т в и т е л ь н ы й ч е л о в е к и з н а ч а л ь н о
с к л о н е н к т о м у , ч т о б ы п о д д а в а т ь с я м у зы к е . О д н а к о э т а с п о с о б -
н о с т ь п о д в л и я н и е м а у д и о ф и л о в и л ж е м у з ы к о в е д о в м о ж е т а т р о -
ф и р о в а т ь с я , ч т о п р и в о д и т к
м у зы к а л ьн о й и м п от ен ц и и
( ч а -
с т и ч н о й , к а к у м е л о а у д и о ф и л о в , и л и п о л н о й , к а к у а у д и о ф и л о в ).
С и з л е ч е н и е м з а т я г и в а т ь не с т о и т . П е р в о й л е ч е б н о й п р о ц е д у -
рой д о л ж н о с т а т ь о с о з н а н и е эт о й б о л е зн и .
О с н о в н ы м н е д о с т а т к о м в с е х с у щ е с т в у ю щ и х м е т о д и к 5 я в -
л я е т с я т о , ч т о о н и р а с с м а т р и в а ю т о т д е л ь н ы е х а р а к т е р и -
с т и к и з в у ч а н и я , н о н е п р и н и м а ю т в о в н и м а н и е и х с о в о к у п -
н о с т ь . Г л а в н о й ж е з а д а ч е й п р е д л о ж е н н о й м е т о д и к и я в л я -
е т с я о п р е д е л е н и е с о в о к у п н о г о к а ч е с т в а з в у ч а н и я ч е р е з
вос-
приятие
м у з ы к и , п р о с л у ш и в а е м о й в д о м а ш н и х у с л о в и я х .
©
Г. М икаэлян
5 За исключением, пожалуй, методики „сравнения по контрасту" Питера
Квортрупа. Действительно, набрав огромное количество дисков и слушая
их с целью обнаружить, какой из аппаратов выявит больше различий ме-
жду записями, мы вынуждены слушать музыку в целом, не расчленяя ее
звучание на составляющие и лишь после прослушивания вспоминая, на
каком аппарате передача каждой из составляющих звучания, таких как
динамика, частотный диапазон и т. п., была лучшей. Но этот метод, к со-
жалению. многим непонятен.
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 26 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 28 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст