ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
т е л е й в о зн и к о со б ы й о б р а з, о с о б ы е а с с о ц и а ц и и , к аж д ы й с о зд а л
и н д и в и д у а л ь н о е т о л к о в а н и е .
Т о ж е и в м у зы к е . О д н и и те ж е с о б ы т и я , б у д ь о н и т е к у щ и м и ,
за к о н о м е р н ы м и и л и к л ю ч ев ы м и , у р а зн ы х с л у ш а т е л е й в ы зы в а -
ю т р а зн ы е эм о ц и и , о б р а зы , в о с п о м и н а н и я , а с с о ц и а ц и и (а с с о ц и а -
ции м о гу т б ы ть з р и т е л ь н ы е , ц в е т о в ы е , о с я з а т е л ь н ы е , р е ж е в к у -
с о в ы е ), д а ж е когда и ти п с о б ы т и й , и м у зы к а л ь н о е в р е м я в о с п р и -
н я т ы в с о о т в е т с т в и и с з а м ы с л о м к о м п о зи т о р а и и с п о л н и т е л я .
О ч е н ь ч а с т о м у зы к а л ь н о в о с п р и и м ч и в ы е л ю д и не у м е ю т и не л ю -
б я т а н а л и зи р о в а т ь , ч то о н и ч у в с т в у ю т при п р о с л у ш и в а н и и м у -
зы к и . Э то о б ъ я с н я е т с я тем , ч т о м у зы к а д л я н и х — т а к а я ж е р е -
а л ь н о с т ь . как л ю б о в ь , н е н а в и с т ь , р а д о с т ь и т. п., к о т о р ы е т о ж е
н е а н а л и зи р у ю т с я о б ы ч н ы м и л ю д ь м и , а п р и н и м а ю т с я к а к ф а к т .
III
С ред а, в к о т о р о й п р о т е к а е т од н о и л и н е с к о л ь к о п о д ч и н е н н ы х
об щ ей и д ее м у зы к а л ь н ы х с о б ы т и й , н а зо в е м
музыкальным про-
странством.
М у зы к а л ь н о е п р о с т р а н с т в о б о л е е о д н о з н а ч н о и о д н о р о д н о ,
чем м у зы к а л ь н о е в р е м я . М у з ы к а л ь н о е в р е м я я в л я е т с я са м ы м
ва ж н ы м а с п е к т о м в о с п р и я т и я . О н о о т в е ч а е т з а б е с к о н е ч н о е р а з -
н о о б р а зи е м у зы к а л ь н ы х с о б ы т и й . Т о т, к то го в о р и т: „ Н о т всего
се м ь , и вс е у ж е п р и д у м а н о ", — н е у ч и т ы в а е т с л о ж н о с т и м у зы -
кал ьн о го в р е м ен и . В м у зы к е у в р е м е н и го р азд о б о л ь ш е к о о р д и -
н ат , чем у п р о с т р а н с т в а , то гд а к а к в р е а л ь н о м м и р е п р о с т р а н -
с т в е н н ы х к о о р д и н а т тр и , а в р е м е н н а я — о д н а.
О музыкальном времени
И т а к , м у зы к а л ь н о е в р е м я — с а м о е в а ж н о е с р е д с т в о в ы р а з и -
т е л ь н о с т и в м у зы к е . О д н у в а ж н у ю с о с т а в л я ю щ у ю мы у с т а н о в и -
л и — это о щ у щ е н и е п о с т о я н н о й тя ги , и ли х р о н о м е т р и ч е с к о го
в р е м ен и . Ч т о бы вы ни д е л а л и , к ак и м бы б ы стр ы м и ли м е д л е н -
ны м ни б ы л о со б ы ти е , ч а сы у в а с н а р у к е в с егд а о т с т у к и в а ю т
одн о и то ж е вр е м я. Вы всегда м о ж е т е с к а за т ь : „Я п р о ж и л за э т о т
п р о м еж у т о к врем ен и как бы год, но сам ом д е л е п рош ел оди н д е н ь “ .
Хронометрическое время
— это п о с т о я н н а я к о о р д и н ат а в р е м е -
ни, н еп р ер ы в н о в о в л е к аю щ а я вас в ц еп ь м у зы к а л ь н ы х со б ы ти й .
Д а л е е . Вы с к а з а л и : „Я п р о ж и л к а к бы го д .
.." К ак о е в р е м я вы
о щ у щ а л и , п р о ж и в а я е го ? О т н о с и т е л ь н о е , с в я з а н н о е т о л ь к о с
о щ у щ е н и е м со б ы ти й . Н а зо в е м е го „
субъективное время свер-
шившегося события",
и ли
„время-образ".
К огд а п р о с л у ш а е ш ь
п р о и зв е д е н и е В е б е р н а , д л я щ е е с я ч а с , с о з д а е т с я в п е ч а т л е н и е ,
ч то п р о ж и л н е с к о л ь к о с е к у н д , а п р о с л у ш а в с и м ф о н и ю Б е т х о в е -
н а, о щ у щ а еш ь , ч то п рош ли годы , а то и в с я ж и зн ь . К огда мы н а -
х о д и м ся в каж д о м и з с о б ы ти й м у зы к и В е б е р н а и Б е т х о в е н а , мы
ж и в е м в с у б ъ е к т и в н о м в р е м е н и т е к у щ е г о с о б ы т и я . С о б ы т и я в
м у зы к е м о гу т б ы ть р а зн о го м а с ш т а б а , и он и т р е б у ю т , ч то б ы их
р а с с м а т р и в а л и с р а зн о го р а с с т о я н и я , и н ы м и с л о в а м и , с м о т р е л и
то в о к у л я р , то в о б ъ е к т и в б и н о к л я . С о о т в е т с т в е н н о , в р е м я то
р а с т я г и в а е т с я , то с ж и м а е т с я . Н а зо в е м его
текущим временем.
В м у зы к е ч а с т о б ы в а е т т а к , ч т о п р о с т р а н с т в о п е р е х о д и т во
в р е м я , и н ао б о р о т .
Ч то б ы п о н я т ь , ч то мы ч у в с т в у е м п о сл е э т о го п е р е х о д а , п р е д -
с т а в ь т е с е б е с о с т о я н и е о ж и д а н и я , п ри к о т о р о м к а ж е т с я , ч т о
н и ч его в о к р у г не м е н я е т с я , т о л ь к о т е ч е т в р е м я : ж д е т е л и вы т е -
л е ф о н н о го зв о н к а , у с т а в и в ш и с ь на т е л е ф о н , с т о и т е л и с б и л е т а -
ми п е р е д входом в т е а т р , а л ю б и м о й в с е н е т и н е т .
..
В м у зы к е в т а к о й м о м ен т н е т м ы с л и , т о е с т ь н е т н и к а к и х с о -
б ы ти й , к р о м е п р о т е к а н и я в р е м ен и . Н а это м о т р е з к е м у зы к и все
с о с т а в л я ю щ и е т я г и , к р о м е
постоянной,
и л и и с ч е за ю т , и л и , н а -
о б о р о т , с л и в а ю т с я (в за в и с и м о с т и о т с п о с о б а , в ы б р а н н о го к о м -
п о зи т о р о м ). Э т о т о т р е зо к , ко т о р ы й м о ж е т д л и т ь с я д о л го , а м о -
ж е т — м гн о в е н и е , н а зо в е м
переходным,
и ли у зл о в ы м . В р е м я
зд ес ь са м о я в л я е т с я с о б ы ти е м .
Время-событие
м о ж е т п е р е м е -
щ ат ь н ас в д р у го е, о д н о в р е м е н н о с у щ е с т в у ю щ е е , п а р а л л е л ь н о е
п р о с т р а н с т в о , м о ж е т п е р е н о с и т ь н ас во в р е м е н и в п е р е д (и л и н а -
за д ). Е сл и в р е м я -с о б ы т и е с м е н я е т с я м у зы к а л ь н о й м ы с л ь ю , не
я в л я ю щ е й с я п р о д о л ж е н и е м п р ед ы д у щ ей , — мы п е р е м е с т и м с я в
д р у го е п р о с т р а н с т в о . Е сл и ж е о н о я в л я е т с я п р о д о л ж е н и е м п р е -
д ы д у щ е й м ы с л и , но б о л е е с о в е р ш е н н ы м , „ п о в зр о с л е в ш и м " ( с к а -
ж е м , у с л о ж н и л а с ь о р к е с т р о в к а ) — мы п р о ст о п е р е м е с т и м с я во
в р е м е н и .
У в р е м е н и -с о б ы т и я е с т ь о д н а р а зн о в и д н о с т ь . Б ы в а е т , ч т о с л е -
д у ю щ е е з а п ер е х о д н ы м м о м е н т о м с о б ы т и е о к а з ы в а е т с я б о л е е с о -
в е р ш е н н ы м , чем п р е д ш е с т в у ю щ е е , и о щ у щ а е т с я н ам и к ак с о б ы -
т и е , п р о и с х о д я щ е е в п р о с т р а н с т в е б о л е е в ы со к о м (и в п е р е н о с -
н о м , и в п р я м о м с м ы с л е : к о м п о зи т о р в эт о м с л у ч а е н о во е со б ы -
т и е о б ы ч н о с о з д а е т в б о л е е в ы с о к о й т о н а л ь н о с т и ). П е р е н о с в
д р у г о е п р о с т р а н с т в о по в о с х о д я щ е й о с у щ е с т в л я е т с я
временем-
вектором.
О н о н е в с е гд а п е р е н о с и т н ас в б о л е е с о в е р ш е н н о е ,
в о зв ы ш е н н о е п р о с т р а н с т в о : и н о гд а к о м п о зи т о р з а д а е т н о вом у
п р о с т р а н с т в у б о л е е н и зк у ю т о н а л ь н о с т ь .
С л у ч а е т с я , ч т о м ы о д н о в р е м е н н о н а б л ю д а е м д в а с о б ы т и я , н а -
х о д я щ и х с я о д н о в б о л е е в ы со к о м п р о с т р а н с т в е , д р у го е в б о л е е
н и зк о м . Т о гд а в р е м я в ы с т у п а е т к а к
координатная сетка.
Е с т ь м н о го д р у г и х п е р е м е н н ы х с о с т а в л я ю щ и х в р е м е н и ( т я -
ги ), н о, д у м а ю , д о в о л ь н о . Г л а в н о е — п о н я т ь , ч т о в с е н аш и о щ у -
щ е н и я , и н е т о л ь к о м у зы к а л ь н ы е , с у щ е с т в у ю т во в р е м ен и .
К с т а т и , о сн о в н ы м „ п е р с о н а ж е м " в с о в р е м е н н о й п о п у л я р н о й
м у зы к е в р о д е р э й в а , х а р д к о р а и п р о ч . я в л я е т с я и м е н н о в р е м я —
д р у г и е с о б ы т и я та м п р о и с х о д я т р е д к о и д л я т с я н ед о л го , а ес л и
д о л го , то н е з а с ч е т с л о ж н о г о р а з в и т и я , а б л а г о д а р я з а м е д л е н -
н о ст и т е к у щ е г о в р е м е н и (п р и том ч то эт и м е д л е н н ы е с о б ы т и я
п р о т е к а ю т на ф о н е д о с т а т о ч н о б ы с т р о го р и т м а ). И н о гд а ч а с т ь
к а к о го -то с о б ы т и я д о л го „ о б ы г р ы в а е т с я " во в р е м ен и .
П о д в ед е м и тог. В м у зы к е е с т ь ч е т ы р е о с н о в н ы х т и п а в р е м е -
ни: х р о н о м е т р и ч е с к о е в р е м я , с у б ъ е к т и в н о е в р е м я с в е р ш и в ш е -
го ся с о б ы т и я , т е к у щ е е в р е м я , в р е м я -с о б ы т и е .
В се с р е д с т в а м у зы к а л ь н о й в ы р а з и т е л ь н о с т и с л у ж а т в о п л о щ е -
ни ю м у зы к а л ь н о го с о б ы т и я , к о т о р о е с у щ е с т в у е т во вр е м ен и . О н и
м о гу т и с к а ж а т ь с я а п п а р а т у р о й . Л е г ч е в с е го р а з р у ш а е т с я х р о -
н о м е т р и ч е с к о е в р е м я (и л и п о с т о я н н а я с о с т а в л я ю щ а я т я г и ). П ри
его р а з р у ш е н и и мы в с о б ы т и я х не у ч а с т в у е м . И н огда р а з р у ш а -
ю т с я н е к о т о р ы е п е р е м е н н ы е с о с т а в л я ю щ и е — т е , ко т о р ы е в ы -
р а ж а ю т с я не ч е р е з с м е н у т о н а л ь н о с т и , а ч е р е з н е з н а ч и т е л ь н ы е
и з м е н е н и я т о н а и д и н а м и к и . Т о гд а и с к а ж а е т с я м у зы к а л ь н ы й
о б р а з и ли п р о с т о в о з н и к а е т
ложное событие.
IV
Как, не прибегая к расчленению звучания, проверить
аппаратуру на правильность передачи музыки?
Д л я то го ч то б ы о ц е н и т ь к а ч е с т в о а п п а р а т у р ы , н е к о н ц е н т р и -
р у я в н и м а н и я н а с о с т а в л я ю щ и х з в у ч а н и я , н ео б х о д и м о п р а в и л ь -
но п о д о б р а т ь м у зы к а л ь н ы й м а т е р и а л . В м у зы к е р а зн ы х к о м п о -
з и т о р о в , э п о х , н а п р а в л е н и й п р е о б л а д а ю т р а з н ы е с р е д с т в а вы -
р а з и т е л ь н о с т и , и о н а п о -р а зн о м у р е а г и р у е т н а и с к а ж е н и я , в н о -
с и м ы е а п п а р а т у р о й .
Если любитель музыки знает, где сильные, а где сла-
бые места конкретного музыкального произведения, ка-
кие средства выразительности преобладают в нем, он с
легкостью определит, разрушается ли музыкальный об-
раз или передается без потерь, и он не должен сосредо-
точиваться на отдельных аспектах звучания, „механиче-
ски“ раздробляя музыку. Да, это намного сложнее, но и
намного правильнее.
Р а с с м о т р и м о ди н п р и м ер . В н е м е ц к о й к л а с с и ч е с к о й м у зы к е
п р е о б л а д а ю т э м о ц и о н а л ь н ы е а с п е к т ы ; п р о и зв е д е н и я к л а с с и к о в
н е м е ц к о го р о м а н т и зм а п о с т р о е н ы п р и м ер н о п о о д н о м у п р и н ц и -
пу — с о б ы т и я р а з в и в а ю т с я в н и х п о с л е д о в а т е л ь н о и з а в е р ш а -
ю т с я л о ги ч н о . М о г у т п р и с у т с т в о в а т ь р е зк и е и ли н е о ж и д а н н ы е
п о в о р о ты с о б ы т и й , м о ж е т о д н о в р е м е н н о п р о и с х о д и т ь н е с к о л ь -
к о с о б ы т и й , п о д ч и н е н н ы х о д н о й т е м е ( о ч е н ь ч а с т о т а к о е
в с т р е ч а е т с я у Б е т х о в е н а ). О д н а к о м у зы к а л ь н о е п р о с т р а н с т в о в
п р е д е л а х од н о й ч а с т и н и к о гд а не и з м е н я е т с я . Т е м б р и н с т р у м е н -
т о в в н е м е ц к о й к л а с с и к е не н е с е т о со б о в а ж н о й с м ы с л о в о й н а -
гр у зк и : к о м п о зи т о р ы и с п о л ь зу ю т те и л и и н ы е и н с т р у м е н т ы и с -
х о д я т о л ь к о и з их и н т о н а ц и о н н о -о т т е н о ч н ы х , д и н а м и ч е с к и х и ли
р е г и с т р о в ы х (в ы с о т н ы х ) в о з м о ж н о с т е й . О р к е с т р о в к и к а ж д о го
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 25 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 27 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст