ELECTROCOMPANIET
к ал ьн у ю т к а н ь и д о л ж н ы в о з д е й с т в о в а т ь в с о о т в е т с т в и и со с в о -
им п р е д н а зн а ч е н и е м . Т о ж е о т н о с и т с я и к и н т о н а ц и и . И н т о н а -
ц ия — это с р е д с т в о м у зы к а л ь н о й в ы р а з и т е л ь н о с т и . С л у ш а т е л ь
н и к ак у ю и н то н ац и ю в ы л а в л и в а т ь н е д о л ж е н . О н д о л ж е н у ч а с т в о -
в а т ь в м у зы к а л ь н о м с о б ы т и и , ж и т ь в м у з ы к а л ь н о м в р е м е н и .
Т о ч н о с ть и н т о н ац и и л и б о д а с т е м у т а к у ю в о зм о ж н о с т ь , л и б о н ет.
Э то е щ е оди н а р г у м е н т в п о л ь зу то го , ч то н ео б х о д и м о с л у ш а т ь
зап и си х о р о ш и х м у зы к а н т о в и ни в к о ем с л у ч а е — п о с р е д с т в е н -
ны х и л и п л охи х: в е д ь то гд а н е б у д е т у в е р е н н о с т и в т о м . ч т о м у -
зы к а л ь н о е с о б ы ти е р а зр у ш и л а а п п а р а т у р а , а не м у з ы к а н т '. При
концентрации внимания на интонации, тембре и тому по-
добном мы разделяем их в сознании, и целостность му-
зыкального явления разрушается.
П о ч ем у ж е , когда с л у ш а е ш ь м у зы к у на х о р о ш е й а п п а р а т у р е ,
н е з а м е ч а е ш ь , с к а ж е м , н е н а т у р а л ь н о с т и т е м б р а (в е д ь п о т е р и д о -
п у с к а е т д а ж е и д еа л ьн ы й а п п а р а т )? П о т о м у ч то н а ш е с о з н а н и е ,
с о зн а н и е л ю б и т е л е й м у зы к и , в е д е т и н т е н с и в н у ю о б р а б о т к у м у -
зы к а л ь н о й и н ф о р м ац и и и в о с п о л н я е т ч а с т и ч н у ю у т р а т у те м б р о в
по с о в о к у п н о с т и д р у ги х х а р а к т е р и с т и к з в у ч а н и я (з д е с ь не и м е -
ю тся в ви ду х а р а к т е р и с т и к и , н у ж н ы е и н ж е н е р у ). Н а с т р а и в а я с ь
на в о с п р и я т и е р а зн ы х п р и зн а к о в з в у ч а н и я по о т д е л ь н о с т и , мы
о т в л е к а е м с я о т их
взаимодействия
— н е о б х о д и м о го у с л о в и я
л егк о го в о с п р и я т и я м у зы к и , а т о ч н е е , т е р я е м и з ви д у ц е л о с т -
н о сть м у зы к а л ь н о го я в л е н и я , п е р е с т а е м о ц е н и в а т ь п р а в и л ь н о с т ь
п ер ед ач и а п п а р а т у р о й м у зы к а л ь н ы х со б ы ти й .
Л ю б о е п р о с л у ш и в а н и е , вн е з а в и с и м о с т и о т то го , т о л ь к о л и
вы с л у ш а е т е м у зы к у и ли в ы б и р а е т е а п п а р а т у р у , д о л ж н о п р о в о -
д и ть с я с у с т а н о в к о й на в о с п р и я т и е м у зы к а л ь н о го п р о и зв е д е н и я
как ед и н о го ц елого.
И н ж е н е р ы п р и д у м ал и с п о с о б ы и з м е р е н и я к а к и х -т о с и г н а л о в ,
к м у зы к е и м ею щ и х л и ш ь к о с в е н н о е о т н о ш е н и е : н а с т о я щ и й м у -
зы к а л ь н ы й с и г н а л сл и ш к о м и зм е н ч и в во в р е м е н и , п р и б о р ы в о с -
п р и н и м а ю т е го к а к н еп ер и о д и ч н ы й , и о б ъ я с н и т ь ф и з и к у э т о го
я в л е н и я н е в о зм о ж н о ; д л я у ха ж е он п ер и о д и ч е н — мы с л ы ш и м
см е н у и м ен н о м у зы к а л ь н ы х , то е с т ь п е р и о д и ч н ы х , з в у к о в , их и н -
то н а ц и ю . Н о з а т о с п ом ощ ью т е х н и к и м о ж н о о б ъ я с н и т ь п о в е д е -
ние „ с и н у с о в “ и „ш у м о в ".
О т с т а в и в в с т о р о н у м а т е м а т и к у , д а в а й т е п о р а с с у ж д а е м , ч то
т а к о е д в е сл е д у ю щ и е д р у г з а д р у го м и н т о н и р о в а н н ы е н о ты , в з я -
ты е на м у зы к а л ь н о м и н с т р у м е н т е . К а ж д а я н о та — э т о в п ер в у ю
о ч е р е д ь о с н о в н а я ч а с т о т а (т о н ) и о б е р т о н ы . С о о т н о ш е н и е а м -
п л и т у д о б е р т о н о в и их к о л и ч е с т в о з а в и с я т о т м у зы к а л ь н о го и н -
с т р у м е н т а , о т и с п о л н и т е л ь с к о й м а н е р ы м у з ы к а н т а , т и п а и х а -
р а к т е р а з в у к о и з в л е ч е н и я и т. п. Т е м б р н оты в ц ел о м з а в и с и т т а к -
ж е о т х а р а к т е р а з в у к о и з в л е ч е н и я , а т а к и (п е р е х о д н о г о п р о ц е с с а
о т м о м ен т а з в у к о и з в л е ч е н и я д о у с т а н о в л е н и я т о н а ) и т. д. И н -
то н а ц и я и о т т е н о к те м б р а (в то м с л у ч а е , когда он р а б о т а е т на
и н то н ац и ю ) за в и с я т о т и с п о л н и т е л ь с к и х п р и е м о в , с о о т в е т с т в у ю -
щ их у к а з а н и я м к о м п о зи т о р а в п а р т и т у р е , и о т м у зы к а л ь н о й с и -
ту а ц и и , в ко то р о й и с п о л н и т е л ь н а х о д и т с я в д а н н ы й м о м е н т и к о -
то р а я п р о д и к то в а н а его п о н и м а н и е м а в т о р с к о го за м ы с л а . О т этой
си т у ац и и з а в и с я т т о н ч а й ш и е и з м е н е н и я то н а (и з м е н е н и я ч а с т о -
ты о с н о в н о го то н а в п р е д е л а х зо н ы 2), о б е р т о н о в , м и к р о д и н а м и -
ки (т о е с т ь гр о м к о ст н ы х о т т е н к о в ). И н т о н а ц и я з а в и с и т т а к ж е
от то го , н а с к о л ь к о т о ч н о м у з ы к а н т в ы д е р ж и в а е т п а у з у м е ж д у
д в у м я н о та м и , н а с к о л ь к о д л и т е л ь н о с т ь п а у зы с о о т в е т с т в у е т м у -
зы к а л ьн о й с и т у а ц и и , а т а к ж е о т и н т о н и р о в а н н о с т и сл е д у ю щ ей
ноты . И н то н а ц и я е с т ь и у д в у х со с е д н и х з в у к о в , и у ц ел о й м у зы -
к ал ьн о й ф р а зы , м ы сл и , и у ф р а г м е н т а к а к е д и н о го ц ел о го .
И н а ч е го в о р я , и н т о н а ц и я е с т ь т о н ч а й ш и е и з м е н е н и я с о о т н о -
ш ен и й м еж д у вы со то й з в у к а , т е м б р о м , гр о м к о ст ь ю , а т а к о й , вре-
1
Впервые мысль о том. что при тестировании необходима точка отсчета,
а значит, нужно использовать записи хороших музыкантов и недопусти-
мо использование записей неизвестных или плохих исполнителей, была
высказана мной в статье „Цифровая музыка или музыка цифр?" („АМ "
№ 4 ( 9 ) 96).
2
Зона
— интервал (частотный), в пределах которого нота в составе му-
зыкального высказывания не звучит фальш иво и. следовательно, сохра-
няет свое название.
SYSTEMDEK
ОФИЦИАЛЬНЫЙ
ДИСТРИБЬЮТОР
'
Л &
А * ?
’і
*■
к
QUAD
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
ПЕРСПЕКТИВА
Санкт-Петербург,
тел.: (812) 327-90-50
предыдущая страница 22 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 24 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст